Может ли каждая семья или приход иметь свой устав поста?
Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!
Итак, исследуя разносторонне область поста и воздержания мы с вами убедились, что пост в Типиконном варианте для нас НЕПРИГОДЕН ДАЖЕ В ПЛАНЕ ИДЕАЛА, к которому можно было бы стремиться. Следует составлять кардинально иной устав в отношении пищи. И об этом в общем-то говорят, но все разговоры обычно заканчиваются такой фразой: «Решение этого вопроса должно быть соборным».
Мне, конечно, непонятно, почему вопрос, не имеющий отношение ни к догматам, ни к нравственности, требует непременно такого рода решения, хотя в принципе ничего не мешает нашему священноначалию для своей, местной (поместной) Церкви устанавливать свои же правила поста… К примеру, Римская Церковь давно пользуется этим правом, периодически меняя правила в отношении постов. При этом никто даже не призывает к тому, чтобы нарушать каноны, хотя Римская Церковь идет и на это, например, игнорируя 69-е Апостольское правило о посте в среду, и узаканивая пост в субботу постановлениями своих соборов и папскими декреталиями.
Но я хочу обратить особое ваше внимание на то, что можно не только соборно, но и вполне самостоятельно, сообразовываясь с теми или иными условиями, изменять формат и режим аскетических форм воздержания. Что в принципе и делают регулярно приходские священники, давая разрешения на «молочко» в пост своим прихожанам, когда те просят их об этом, ссылаясь на немощь и другие обстоятельства?
Вы скажете, что, как правило, такое послабление дается престарелым и больным, а на это Церковь хотя бы своими канонами дает разрешение. Да, но ведь каноны дают всего лишь общее позволение, тогда как все частности, касающиеся степени и форм заболевания, сроков беременности, периода грудного кормления, возраста детей или стариков, видов труда, условий путешествий и т.п., остаются все-таки на самостоятельное решение.
Если же говорить о нарушении канонов, то по факту большая часть из них в буквальном смысле неприменима к современной церковной жизни. В том числе не соблюдаются некоторые правила и в отношении постов. Скажем, в то время, как правила говорят о постах по средам и пятницам, Типикон формально нарушает их, устанавливая в некоторые периоды сплошные седмицы! Так, согласно 49 главе Типикона, а вовсе не канонам, неделя мытаря и фарисея является сплошной. А помните причину? Данный обычай невоздержания появился в противовес арцивуриеву посту в ходе полемики греков с армянами с целью отвратить от ереси «треклятых армян». И хотя Николай Грамматик полагал, что сплошной эта неделя должна быть не вообще для всех, а лишь для тех, кто прежде держался ереси арцивуриевой, однако, мы с вами, не зная даже о цели данного канонического нарушения с радостью нарушаем канон о среде и пятнице и ничуть об этом не беспокоимся.
А вот чтобы сделать сплошными дни Цветной Триоди, хотя этого прямо требует смысл этих дней, или сократить длительность Рождественского или Петрова постов требуется прямо-таки Вселенский Собор! А ведь ни один Вселенский Собор даже не устанавливал эти посты, чтобы была необходимость отменять эти установления!! И вообще, КАНОНЫ относительно поста говорят лишь О ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЕ, так что формально нет никаких канонических препятствий для того, чтобы изменять длительность других многодневных постов или добавлять посты новые!
Причем, не только Поместные, но даже Домашние Церкви сами для себя могут это делать беспрепятственно!! — На каком основании? — спросите вы. А на том, что телесное воздержание само по себе не является добродетелью, исполнение которой требуется заповедью. Следовательно, и отсутствие его не является грехом, в котором есть необходимость каяться. Мы же с вами (на 74 занятии) подробно обсудили, что телесный пост в нравственном отношении является делом нейтральным, так сказать, «средним» между добродетелью и грехом. Это всего лишь инструмент, получающий свое значение не от обладания им, а от его применения. И сущность его не в соблюдении его, а в совершении определенной работы с помощью его. И таких инструментальных дел у нас не мало. К ним, например, относятся «брак, специальность (форма труда), богатство, уединение, бдение, чтение» и т.п.
Скажите, решаются ли соборно вопросы ВАШЕЙ женитьбы, труда, уединения или чтения? — Конечно, скажете вы! Есть правила, запрещающие браки с иноверцами и безбожниками, не дозволяющие бесчестный труд во вред ближнему или собственной нравственности, воспрещающие чтение еретических произведений… Та-ак. Хорошо.
А теперь обратите внимание, что перечисленные правила касаются не форм труда или количества чтений, а веры или нравственности. А в остальном каждому предоставляется САМОСТОЯТЕЛЬНО решать, сколько ему читать, когда и где трудиться, жениться или остаться безбрачным и т.п.
И в отношении постов в Свящ. Писании и Предании Церкви встречаются лишь общие рекомендации, касающиеся основных принципов его соблюдения, и повелевается нам, по слову преп. Кассиана, «совершать их, сообразуясь с обстоятельствами, местом и временем, потому что они бывают полезны, если сообразны с обстоятельствами, и, напротив, делаются вредными, если не сообразны с ними».
А потом мы уже говорили, что сам по себе телесный пост не составляет соблюдение постного устава, ибо «как соблюдение его не оправдывает нас, так и за нарушение его мы не подвергаемся осуждению, если, кроме употребления пищи, нет преступления заповеди, достойного наказания». Кстати, в качестве иллюстрации можно привести пример из жизни самого преп. Кассиана. Послушайте его рассказ: “Некогда пришли мы, я и святой Герман, в Египет к одному старцу. Когда он принял нас с любовью, мы спросили его: “Почему вы, принимая чужестранных братии, нарушаете правило поста, соблюдаемое у нас в Палестине?” Старец отвечал: “Пост, хотя полезен и необходим, однако ж он в нашей воле, а исполнение дел любви обязательно, ибо требуется Законом Божиим. В вашем лице принимая Самого Христа, я должен служить вам со всем усердием, а упущение против правила поста могу восполнить, когда отпущу вас».
Другой пример из жизни египетских монахов: «Некогда в скиту дано было братиям повеление поститься всю неделю. В это самое время пришли к авве Моисею братия из Египта. Старец сварил для них немного кашицы. Соседи, увидев дым, сказали клирикам: “Моисей нарушил повеление, варил у себя кашицу.” Клирики отвечали: “Когда придет, мы скажем ему об этом.” Когда наступила суббота, клирики сказали ему перед всем народом: “Авва Моисей! Ты нарушил заповедь человеческую, но исполнил заповедь Божию”! И таких примеров масса… Можно резюмировать словами преп. Маркиана: “Мы пост ценим выше пищи и принимаем ее обыкновенно при наступлении ночи, но вместе с тем знаем, что дело любви дороже поста. Первое есть дело Божественного законоположения, последнее же — нашего произволения. Но Божественные законы должно уважать гораздо более трудов, предпринимаемых нами по собственной воле».
Итак, должно поститься по желанию, по особым обстоятельствам и поводам каждого отдельного человека, а не по приказанию лишь Устава, тем более такого, по которому мы жить не обязаны. И как каждый монастырь имеет право иметь свой устав, так же свой собственный устав может быть и в каждой Домашней Церкви, ибо УСТАНОВЛЕННЫЕ ЦЕРКОВЬЮ ПОСТЫ не одно и тоже, что и ПОСТЫ УСТАВНЫЕ (т.е. вариант их соблюдения).
Вот этим выводом я бы и хотел закончить наши с вами исследования в области поста и воздержания!
Я дал вам весьма достаточный объем знаний для уяснения того, что есть пост в его истинном смысле слова. И надеюсь, что вы получили ответы на все вопросы, связанные с данным видом служения Богу, и сможете теперь, используя эти знания, выработать свои, подходящие только для вас правила пощения, и держаться того вида поста, который будет зависеть не только от вас самих, но и от вашей ситуации.
Если у вас все же остались нерешенными вопросы по данной теме, то я готов вам по возможности ответить на них в дальнейшем.
Комментировать