Истинный пост — воздержание от греха и приобщение к добродетелям
Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!
После всего уже сказанного о телесном воздержании я не могу не привести следующие слова св. Иоанна Златоуста: «Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его». Из чего следует, что хотя телесное воздержание необходимо, но главное не оно. И Господь не считает телесный пост существенно добрым делом, потому что он не сам по себе, а лишь при добрых делах Ему угоден, иначе бывает не только напрасен, но даже ненавистен Ему, как это видно из 14 главы книги пророка (Иер.14:12).
Можно сформулировать так, что телесный пост является делом нейтральным, представляющим собой нечто среднее между добродетелью и грехом. Как и любой инструмент, пост получает свое значение от применения. Ножом можно открыть консерву и накормить голодного, а можно при помощи его отобрать у того же голодного последнее или даже лишить его жизни. Можно иметь у себя медицинские инструменты, но не знать, как ими пользоваться, так что они для таковых окажутся совершенно бесполезными.
Точно так же и пост телесный не приносит пользы тем, которые, не зная для какого дела он установлен, довольствуются одним его обладанием, думая, что сущность его в соблюдении его, а не в совершении определенной работы с помощью его или (что еще хуже) постом можно навредить своей душе, отобрав у нее остатки добродетелей, а то и убив ее возросшими в ней страстями.
Поэтому нельзя забывать о духовной цели поста, которая состоит в том, чтобы воспитать в душе нравственно-добрые качества. «К чему утончается тело воздержанием, если дух насыщается гордостью? — говорят святые подвижники, — Какую похвалу заслужим бледностью от поста, если становимся зеленными от зависти? Что за добродетель не пить вина, а пьянствовать гневом и злобой»?
Следовательно, надо стараться, чтобы те добродетели, которые составляют истинное добро, были приобретаемы постом и он только тогда получает религиозный смысл, когда соединяется с духовными упражнениями. А иначе бесполезен для нас и Богу не угоден.
Вы можете возразить: но разве не вы нам рассказывали о том, что посредством поста можно Бога умолить и помилование получить, как получили его, например, ниневитяне!
— Рассказывал, а теперь поясняю, что нет никакой пользы от поста самого по себе, если ему не сопутствуют необходимые дела. Посмотрите, что послужило настоящей причиной примирения в отношении ниневитян: «И увидел Бог дела их» (Ин.3:10). Какие? Что покрыты были вретищем люди и скот и что крепко вопияли они к Нему (Ин.3:8)? Нет. Бог обратил свое внимание вовсе не на это, а на то, что они обратились от злого пути своего (Ион. 3;10). Так что, как утверждает св. Златоуст: «Не пост избавил их от опасности, но перемена жизни».
Не пост сам по себе нужен Господу от нас, а стремление к одухотворению и жизнь по духу. Точнее, пост духовный – это, прежде всего, воздержание от страстей, которому воздержание от пищи лишь способствует. Поэтому «ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла», — подчеркивает св. Иоанн Златоуст.
Преп. ДорофейПалестинский поясняет, что «мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы как постимся чревом, поститься нам и языком. Также должно поститься нам и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть безстыдно и без страха. Также и руки и ноги должны удерживать от всякого злого дела». Так что «берегись измерять пост простым воздержанием от пищи, — подытожим словами св. Василия Великого, — Те, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляются дьяволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить».
Из приведенного выше можно сделать вывод, что пост – это не простой отказ от определенной еды на определенное время, а духовное действование направленное на ограничение еды прежде всего вредной для души. Душа, по слову преп. Кассиана, «имеет свои вредные яства, от коих, отучнев, впадает в обрывы сладострастия и без обилия телесного питания. Осуждение ее есть пища, и притом преприятная. Гнев также ее есть пища, хотя не так легкая, а подчас вредная и даже смертоносная. Зависть есть пища души, ядовито повреждающая ее соки и непрестанно мучащая ее, несчастную, счастливыми успехами других. Тщеславие ее есть пища, которая на время услаждает ее приятным вкушением, а после делает пустою, обнаженною и лишенною всякой добродетели… Почему, в святом пощении нашем удерживаясь от всего этого, сколько сил есть, мы соделаем целесообразным и благоплодным соблюдение телесного поста».
Тогда возникает вопрос: Если телесное воздержание не составляет сути поста, так может вообще не надо обращать на него внимание? Может надо брать пример с Тех, кто любит есть и пить вино (Лк.7:34)?
Это вряд ли разумно, ибо Бог возвестил блаженство не сытым, а алчущим и жаждущим. И прор. Исаия НЕ СКАЗАЛ, ЧТО БОГУ НЕ НУЖЕН ПОСТ. Он лишь указал, КАКОЙ ПОСТ ЕМУ НЕ НУЖЕН (Ис.58:6). «Богу, как сказал еще блаж. Иероним, не нужны ворчание наших внутренностей и пустота желудка, но без последних невозможно сохранить целомудрие».
Хорошо, допустим, что без постов в принципе обойтись нельзя, но тогда другой вопрос: можно ли обойтись без установленных Церковью постов?
По соборному слову Церкви это могут позволить себе далеко не все, а
1) во-первых, те, кто не имеет условий для его исполнения (из-за болезни, беременности, малого или старческого возраста, путешествия, особого рода занятий (служения в армии или совершение какой-либо тяжелой и специфической работы (когда организму требуются те или иные продукты по вредности производства)) или же в виду суровых климатических условий, когда, как мы уже знаем, живущим в северных широтах советуется подражать не столько телесному, сколько душевному посту…
2) во-вторых, не обращать внимания на уставные посты может еще и тот, кто превосходит тот «десятинный закон», который Церковь установила, пригрозив наказанием тем, кто его не исполняет. Так по слову преп. Кассиана вполне естественно, что «законом Четыредесятницы не связывается совершенный (в жизни духовной). Почему? Потому что он не довольствуется подчинением этому малому правилу, которое предстоятели церквей постановили для тех, которые в течение всего года предаются утехам или мирским делам, чтобы они, связанные этою законной необходимостью, вынуждены были, по крайней мере, в эти дни послужить Господу и посвятили Ему хоть десятую часть дней своей жизни». А те, которые «духовными обязанностями занимаются не эту малую, т.е. десятую часть года, но все время своей жизни, как свободные от принесения законных десятин, если случившаяся уважительная нужда заставит их, отваживаются без всякого колебания делать и послабление в посте». Ну, или говоря иначе, поститься так и тогда, как и когда им вздумается.
Но слыша, что закон положен не для праведника (1Тим.1:9), неправильным будет предполагать, что речь идет об игнорировании того, что ведет к праведности. А потом истинная праведность не только совершает положенное по закону, но и превосходит его, и в этом смысле закон для нее не указ. А вот «если кто из подвижников, согласно 19 правилу Гангрского Собора, без телесной нужды, кичась, разрешает (т.е. не соблюдает) посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая, притом, в полном разуме, да будет под клятвой». Поясню, что правило это направлено против тех, которые в принципе отвергают какие-либо посты и его варианты, считая (по самомнению), что не нуждаются в покаянии как уже достигшие совершенства.
Всегда были и сейчас есть такие, которые ратуют за то, чтобы пост был изъят из церковного употребления. Но о ненужности поста вообще сказать может только тот, кто даже и не пытался для себя поставить вопрос о духовной жизни как цель и задачу своей земной жизни, ибо без постничества в принципе никакой духовности не получится.
Так что пост необходим, но вот каким должно быть наше постничество, ответить на этот вопрос однозначно как вы уже убедились, трудно, если не сказать, невозможно.
Однако, это не означает, что мы прекращаем дальнейшие попытки на него ответить, хотя и пришло время попрощаться с вами ненадолго, пожелав научиться поститься постом не только приятным, но и Богу благоугодным…
Комментировать