Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!
Еще в начале наступившего Петрова поста мы с вами познакомились с предписаниями Типикона относительно трапез, разрешенных в этот период.
А теперь признайтесь, многие ли из вас соблюдают или в дальнейшем собираются соблюдать уставные нормы апостольского поста? Наверняка уже сделали необходимые запасы изюма, маслин, орехов, чтобы «едино коеждо на кийждо день» вкушать? Раздобыли вино без спирта и сахара для праздничных дней?!… А самое главное, решили ограничить прием пищи максимум двумя трапезами в день!..
В свое оправдание вы можете сказать, что Типикон по смыслу своего заглавия не столько закон, сколько высокий идеал, неосуществимый в полной мере не только мирянами, но и монахами. Вы об этом сами нам подробно рассказывали на 43 занятии «о применимости Типикона»… И кроме того, нормы жизни мирянской во всех планах, включая и пищевую должны быть ниже норм монашеской жизни.
Здесь я с вами полностью соглашусь, добавив к тому же, что существует множество факторов, влияющих на все составляющие поста. И одним из главных является КЛИМАТ.
Примечательно, что пищевой устав, которым до сих пор руководствуется Русская Церковь, вырабатывался в иных условиях и на иных основаниях.
Преп. Кассиан, знакомя западное монашество с формами постов египетских монастырей, счел нужным оговориться, что не все эти правила применимы для монахов Франции…. «ПО СУРОВОСТИ ВОЗДУХА».
И св. Иоанн Златоуст (рукопологавший Кассиана), находясь в ссылке на дальнем севере Римской Империи, отмечал, что для основанных им там монастырей требуется корректировать устав о посте с учетом более СУРОВОГО КЛИМАТА.
Обращаю ваше внимание, что суровыми называются в первом случае, лазурный берег Франции (Марсель, Ницца, Канны), где самый теплый климат на всей территории Франции, где солнце светит 300 дней в году, а минусовой температуры просто не бывает, а во втором – Армения и Абхазия, где хотя и бывает на короткий период минусовая температура, однако страны эти находятся в субтропическом поясе.
Что же говорить о живущих у нас в Сибири или на крайнем севере или дальнем востоке? Даже в центральной России постная практика сирийцев, египтян, палестинцев, греков, и всего восточного Средиземноморья, просто неприменима не только для прихожан, но и для монахов.
Все знают по опыту, что жаркий климат содействует малому употреблению пищи, тогда как холод заставляет употреблять больше пищи. Поскольку мы проживаем в более холодной зоне и нам требуется значительно больше калорий на собственный обогрев, то и белковая норма должна быть выше, а значит, как нормы поста, так и состав пищи должны быть иного рода.
Но, к сожалению, в нашей Церкви в отношении пищевой жизни до сих пор нет своего устава не только для мирян, но и для монахов.
Что делать нам с вами в таком случае? — Нам давно уже надо составить своей Устав применимо к нашей местности и суровым условиям проживания.
С чего начать и на что ориентироваться? — Если мыслить логически, то в отношении поста нам надо брать пример не с теплых стран Средиземноморья, а со стран более северных, точнее для нас более западных.
На Западе практика поста, направление которой задал еще преп. Кассиан, складывалась столетиями, развиваясь иначе, чем на Востоке. Естественно, глупо было бы обойти этот опыт стороной или просто откинуть его как заведомо неправильный! Тем более, что и первоначальная идея воздержания, утвердившаяся в Восточном Православии так же имеет неправославные корни… Но об этом чуть позже.
Итак, если посмотреть на пост латинян, то можно увидеть, что он в принципе имеет те же составляющие: ВРЕМЯ, КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО.
Но в то время, как в Восточной Церкви на первый план вышел запрет на определённые виды пищи без указания количества трапез в день (во всяком случае, на практике, ибо в Уставе, как вы уже знаете, эти ограничения всё ещё сохраняются), на Западе главной идеей поста остается воздержание от пищи как таковой.
Однако с течением времени, когда древняя практика воздерживаться от еды до вечера для христиан стала трудноисполнимой, приблизительно в XIV веке единственная допустимая трапеза была постепенно перенесена на середину дня. Затем, чтобы дать возможность слегка подкрепиться перед сном, была добавлена ещё одна, лёгкая трапеза вечером, а позднее была добавлена ещё одна лёгкая трапеза утром.
Ограничения на род вкушаемой пищи также с течением времени облегчались; если в средние века нормой было воздержание от мяса, яиц и молочной пищи, то в XX веке осталось лишь ограничение на мясо.
Таким образом, Кодекс Канонического Права 1917 г. в Католической церкви различает две раздельные категории поста: собственно пост, и воздержание (кан.1251). Пост предполагает ограничение числа вкушений пищи в день: одна полноценная (сытная) трапеза и две более лёгких (в виде завтрака и ужина). При этом род и количество принимаемой пищи определяется самостоятельно, если к этому специально не присовокупляется воздержание, которое заключается лишь в отказе от употребления мясных продуктов (кан. 1250).
Исходя из этого Великим постом (который тоже длится 40 дней) они во все дни, кроме воскресенья, ограничивают только количество пищи, не обращая внимания на ее качество, отказываясь от приема мяса лишь в пятницы и субботы.
Из многодневных они соблюдают еще зимний, Рождественский пост. А из однодневных кануны некоторых великих праздников (типа наших сочельников), в которые соблюдают пост и воздержание от мяса. Кроме того, в пятницы всего года их устав предписывает воздержание от мяса, но без поста (т.е. без ограничения в количестве любой другой пищи). Хотя на практике многие соблюдают пятницу лишь периодами Великого и иногда Рождественского поста, а среда вообще от других дней ничем не отличается.
Есть еще Евхаристический пост, который состоит в воздержании от пищи от 1 до 3 часов до принятия Причастия, при этом употребление воды (и лекарств, кому они необходимы) не ограничивается.
Но и это еще не все. Есть еще возрастные ограничения. Воздержание от мяса начинают соблюдать от 14 лет и до конца жизни, а пост — от 21 года до 60 лет. При этом по различным причинам (например, болезни) может быть дано послабление или полное освобождение от соблюдения воздержания или поста.
Протестанты пошли еще дальше, рекомендуя лишь умеренную еду и особо благочестивую жизнь во всю жизнь или по крайней мере в периоды Вел. и Рожд. постов. Однако их посты «мясоедны», поскольку они не подразумевают запрета на употребление определённых видов пищи. При этом подчеркивается, что пост нельзя использовать «в качестве мерила праведности».
Вы можете мне возразить: Зачем нам обращать внимание на то, что делают католики и протестанты! Они же отступники от веры и порядков жизни Восточной Церкви! То, что они отступили от веры, не оправдывает их, как и кого-либо другого. Но прежде чем ответить на вопрос, насколько отступление от порядков жизни Восточной Церкви является грехом, сначала надо разобраться справедливы ли упреки в их адрес по отношению содержимых ими порядков телесного воздержания?!
Скажем, нарушают ли они 69 апостольское правило согласно которому, если кто из церковного клира не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, а так же в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен (если в сане). Если же мирянин, да будет отлучен»? Это правило говорит о важности соблюдения поста в указанные дни, но при этом в нем не прописано как именно следует его соблюдать: по палестинскому уставу монастыря Саввы Освященного, или по уставу Студийского монастыря (согласно которому, кстати, в петров пост разрешались молочные продукты и яйца), или вообще по какому-либо иному, сообразному с нашими силами и возможностями? Во всяком случае, когда это правило появилось не было даже в помине нашего Типикона с его требованиями соблюдения постов.
И формально латиняне это правило нарушают только соблюдением поста не в среду, а в субботу, в воспоминание погребения Христа, что, как вы уже знаете, не одобрялось преп. Кассианом. В остальном же они это правило блюдут, представляя сущность поста в духовном и физическом воздержании от излишеств (как в пище, так и в делах). Причем, основным элементом их поста является своего рода обет, который каждый верующий дает себе перед его началом. Это обещание может касаться ограничений в пище или в развлечениях, а может быть связан с увеличением дел милосердия и т.п. Это, как говориться, дело личное, когда все зависит от свободного желания тем или иным образом послужить Богу в обозначенное время (поста).
Не о том ли говорят сегодня и большинство наших священников (особенно перед постами)? Так что не судите строго латинян за их практику в отношении поста, а лучше подумайте над услышанным (переслушайте еще раз внимательней), не делая поспешных и опрометчивых выводов. Тем более, что я еще не обо всём вам рассказал, но надеюсь в скором времени продолжить наши с вами исследования в области поста и воздержания.
Пока же попрощаюсь с вами ненадолго и желаю поститься постом приятным, Богу благоугодным.
Комментировать