Три составные части поста.
Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!
Сегодня мы поговорим о формах пощения. Обычно для наших современников из православной или околоправославной среды пост ассоциируется с постными продуктами, в наборе которых нет или почти нет пищи животного происхождения (скоромной).
Для древних же существенным в посте считался не род пищи, а ЧАС ее вкушения и соответственно ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ полного воздержания от нее. Другими словами — существенным в посте было то, что в постный день не было завтрака, а может быть и обеда, а может быть и ужина. Все зависело от строгости воздержания.
В то время обычной для поста была фраза: «Подожди немного (с пищей): скоро конец дня» (св. Амвросий). «Не будем думать, что одного неядения до вечера достаточно нам для спасения, — говорил в такое же время св. Иоанн Златоуст, — что за польза от поста, скажи мне, если ты по целым дням не ешь, а предаешься весь день играм, шуткам, даже клятвопреступлению и злоречию».
У монахов, как и древних христиан, главным правилом поста являлось то, чтобы не есть более одного раза в день, ближе к вечеру. Питие прежде ужина также считалось нарушением поста, поэтому некто из святых, идя на мучение в пятницу в 10 часов утра, отверг напиток, который ему поднесли для укрепления сил, говоря, что ещё не пришло время прервать пост.
Категории
Такие посты различались лишь в длительности, подразделяясь на три категории.
1) Посты в среду и пятницу продолжались до обеденного9 часа (т.е. до 15:00). Так у св. Епифания Кипрского читаем: «Пост сей (среды и пятницы) соблюдается во весь год и продолжается до 9 часа». — Случайно ли это? Если сообразить, что в 9 час воспоминается смерть Христа, то время выбрано вовсе не случайно, что лишний раз доказывает наше утверждение о богослужебном характере поста!
2) Воздержание от пищи в Четыредесятницу оканчивалось Вечерней (около 18:00 часов), т.е. уже на закате солнца. Посмотрите, ели не до, а после шести, имея в виду не род диеты (как сейчас), а воспоминание погребения Христа.
3) Третьим видом поста был сугубый пост, когда целые сутки проводились без пищи. Так положено поститься в Великую Пятницу; иные так проводили три, четыре, а то и все шесть дней Страстной седмицы, кто сколько мог. Некоторые, по свидетельству Лукиана, и помимо Страстной седмицы ничего не вкушали в продолжение многих дней, а то и в течение всей Четыредесятницы. Правда, в последнем случае это было не очень благочестиво, потому что в такие продолжительные посты входили субботние и воскресеные дни, в которые, как вы помните, церковным законом поститься было запрещено. Поэтому в монастырях, где во весь год принимали пищу раз в день (к вечеру), чаще всего встречались такие, которые в Четыредесятницу, вкусив пищу в воскресенье (после литургии), не ели до субботы, а те, которые не могли провести в посте целую седмицу, постились по 2-3 дня.
Время воздержания, а не вид пищи
При этом первоначально в пост обращали внимание лишь на время воздержания, и вообще не обращали внимание на род пищи, т.е. по истечении дня вечером вкушали всякую пищу. Так, например, сегодня постятся в исламе, ограничивая не состав пищи, а время её принятия, которое длится от рассвета (начала утренних сумерек) до захода солнца (начала вечерних сумерек). Впрочем, это не их изобретение, а всего лишь древняя ветхозаветная традиция. Так всегда постились иудеи.
Так постились и первые христиане. В подтверждение этому обычно вспоминается рассказ Созомена о том, как к св. Спиридону Тримифунтскому «зашел некто с пути в Четыредесятницу, когда он постился с домашними и вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи. Видя, что странник очень устал, он сказал дочери: «обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему покушать». Когда же девица отвечала, что нет ни хлеба, ни муки, ибо запас этого по причине поста был бы излишний, он сперва помолился и попросил прощения, а потом приказал дочери изжарить случившегося в доме свиного мяса. И когда оно изжарилось, Спиридон, посадив с собою странника, начал есть предложенное мясо и убеждал того человека подражать себе».
Нам видится нарушение Спиридона в том, что он ел свинину, хотя на самом деле его нарушение состояло в прерывании времени вкушения пищи.
Но постепенно форма пощения стала претерпевать ряд изменений.
Сначала в Церкви, в качестве одного из возможных видов пощения, появилось воздержание от мяса. Св. Епифаний Кипрский пишет в книге «Против ересей» о том, что много было таких христиан, которые произвольно всегда воздерживались от мяса. Правда, для некоторых родов мяса, в частности, для птиц и рыб, первоначально делали исключение, употребляя их в пост. Впрочем, исключение для птиц, как не имевшее для себя никаких оснований, скоро отпало, а вот рыбу до сих пор Устав дозволяет употреблять.
Следующей степенью воздержания в посте стало неупотребление «плодов и яиц», между которыми первоначально не делалось различия. Сейчас нам трудно представить, что когда-то не только яйца, но и свежие фрукты были непостными продуктами.
Значит, к V веку уже окончательно пришли к мысли о необходимости ограничивать себя в пост не только временем, но и родом пищи. «Разногласие, — рассказывает историк того времени Сократ, — касается не только числа постных дней, но и понятия о воздержании от яств; потому что одни, постясь до 9 часа, вкушают потом всякую пищу, иные воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбою едят и птиц, говоря, что птицы, по сказанию Моисея, произошли также из воды. Одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, а некоторые и того не принимают».
Постепенно из-за увеличения постных дней в практику стали входить такие виды воздержания, как сыроястие (с употреблением фруктов) или сухоядение (с употреблением лишь хлеба и воды). Подобные виды поста пользовались популярностью среди монахов, особенно отшельников, которые часто ежедневно постились не только до 9-го часа, но при этом еще и отказывались от мяса, рыбы, молочных продуктов. Наиболее принятою пищею у таких подвижников был хлеб и овощи, которые со временем стали обычными продуктами Четыредесятницы и других многодневных постов.
Постепенно такая отшельническая практика стала обычною в посте и для мирян, так что Лаодикийский Собор уже требует от всех «всю Четыредесятницу поститься с сухоядением». И хотя в другие посты данная строгость несколько ослабляется, однако три его составные части сохраняются нашей Церковью и по сей день — это ВРЕМЯ, КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО.
Теперь вопрос к вам: а НА что из этих составных частей вы делаете упор при соблюдении уставных многодневных постов? На то, в какой именно час следует употреблять пищу или определяете ее количество или же обращаете внимание лишь на качество, следя за тем, чтобы воздерживаться от мяса, яиц, молочных продуктов, рыбы, вина, елея и т.п.? Ответьте сами себе на этот вопрос.
А мы в следующий раз поговорим о том, каким должен быть пост согласно Типикону.
До скорой встречи.
Комментировать