Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе!
Будничные дни от недели апостола Фомы до отдания Пасхи обычно называются попразднством Пасхи. Хотя это не совсем точно. Попразднством Пасхи в собственном смысле этого слова с точки зрения строя и состава служб являются лишь четыре воскресных дня, следующих за Пасхой, в которые только и поется служба праздника Пасхи — стихиры и канон. Это и естественно, чтобы попразднство Светлого Христова Воскресения совершалось именно лишь в воскресные дни.
При этом и седмичные послепасхальные дни, несмотря на присутствие в них будничного элемента, все еще овеяны пасхальной радостью. Поэтому на основных службах в этот период времени совсем исключается все заупокойное.
А в дополнение к ним Устав узаконяет после вечерни и утрени совершать особую, хотя и краткую службу, называемую литией.
Название ее происходит от греч. слова λιτή, означающего усиленное «моление».
Литии известны в богослужении довольно давно. Они представляли собой шествия, сопровождаемые молебным пением. Самые ранние следы обычая литийных исхождений находим уже в IV веке в богослужебной практике Иерусалима. По всему видно, что здесь именно обычай этот и получил свое начало. По рассказам паломников IV века «ежедневно по окончании вечерни, которая совершалась в храме Воскресения, верующие с епископом во главе с пением гимна шли ко Кресту. Здесь совершалось краткое молитвословие. Отсюда шествие направлялось в храм за Крест. Здесь совершалось то же самое». Такая служба правится ежедневно в течении 6-ти дней у Креста и в храме Воскресения. Целью таких выходов было посещение местных святынь, представлявших целый комплекс зданий, построенных на месте страданий и Воскресения Христа.
То же самое стали делать и в монастырях. В первую очередь, следует остановить внимание на практике лавры св. Саввы Освященного близ Иерусалима, который сыграл наибольшую роль в истории образования нашего Типикона.
Там в конце вечерни и утрени по вышеописанному принципу обходили свои храмы и святыни, т.е. гробницы почивших с пением соответствующих стихир. Там же молились о здравии и спасении, прочитывая по диптиху имена монастырской братии, как живой, так и уже умершей. К этим элементам (храмовому, заупокойному и заздравному) со временем присоединились моления об избавлении от грозящих бедствий (нынешнее прошение: «О еже сохранитися граду сему…»).
Примечательно, что в литийных поминаниях совершалось поименное поминание, записанных в монастырском помяннике (синодике). Конечно, имен было много и поминались не все вместе за каждой литией, но по частям в течение 6 дней, то есть от утра понедельника до утра субботы. В субботу вечером и воскресенье утром литии хотя и бывают, но усопшие не поминаются, так же как и на великие праздники, включая Страстную и Пасхальные седмицы, а в воскресенье вечером литии вообще совершать не положено. По этой причине Радоница начинается не раньше вечера понедельника.
Богослужебные порядки лавры св. Саввы воспроизводились и в других монастырях. Правда, при этом литийные выходы соответствующим образом модифицировались применительно к местным условиям, но все они состояли из обхождения монастырских храмов и местных святынь. Особенно это было уместно на храмовые праздники и дни местночтимых святых. Ввиду того, что ни одна часть богослужения не была так связана с местными условиями и обстановкой церковнобогослужебной жизни, как лития, поэтому ничто так, как лития не разнообразилось и не видоизменялось в зависимости от них.
В эволюции чина литии храмовый элемент постепенно отходил на последний план. Вместе с тем в значительной степени теряли свое значение и самые литии. Все это понятно, так как «исхождения» имеют свой полный смысл лишь тогда, когда налицо особо чтимые святыни, оправдывающие такие выходы, но в большинстве храмов не было соответствующих условий для литийных выходов. В результате они стали совершаться реже и по-своему. Уже в Синайском богослужении лития состояла лишь из одного выхода — к Святой Купине.
Но и в такой урезанной форме лития не сохранила в богослужении своего первоначального положения, т.е. неотъемлемой части ежедневной службы. Наш Типикон сохранил литию только на праздничной вечерне.
У нас обыкновенно лития на такой вечерне всегда связывается с благословением хлебов, хотя в действительности благословение хлебов связано лишь со всенощным бдением, которое предполагает вкушение молящимися благословенной пищи, необходимой для подкрепления участников продолжительной ночной службы. Так что, благословение хлебов и самая трапеза не имеют никакого отношения к литии.
А вот поименное поминание на молитве – это характерная для литии часть. И в домашних условиях формой литии является именно чтение помянников.
Когда и в какое время читать помянники?
А так как лития является особой службой, вставляемой в другие, то дома помянник (синодик) сообразней с Уставом читать на полунощнице…
На остальных службах Устав разрешает возносить лишь краткие и общие прошения, а вот значительная часть полунощницы (вся ее вторая половина) посвящена конкретному молению об усопших и живых.
Мы уже говорили, что в час ожидания Жениха, грядущего в полунощи, только что помянувши день он страшный, естественно совершать моление как о душах усопших, так и живых, прося им простити всякое согрешение, вольное же и невольное, и поминая заповедаших нам недостойным молитися о них.
О том, что такое полунощное моление, есть род литии, видно из того, что оно совершается в качестве дополнения кпервой части полунощницы. Вместе с тем оно сравнительно краткое, в виду того, что день уже подошел к концу, а с ним пришла и усталость.
И хотя поминовения на этой службе при общественном богослужении совершаются общими формулами, однако тут (что весьма необычно) поминаются родители (т.е. родственники) предстоящих богомольцев, что должно подсказывать этим богомольцам, когда при совершении своего домашнего моления прочитывать свой помянник — во время полунощницы.
Полунощное моление святая Церковь считает столь важным и необходимым, что опускает его совсем только в седмицу Пасхи, и при совершении бдения, когда для всей полунощницы не остается места, что по уставу бывает не часто. Впрочем, и тогда вместо опущенного на полунощнице поминовения, оно совершается на бдении в виде литии.
А еще обращаю внимание, что подобное поминание совершается в конце Вел. Повечерия. Примечательно, что по старым уставам в воскресные и праздничные дни заключительная ектения повечерия ограничивалась поминовением только живых. Это было связано видимо с тем, что на заупокойные прошения раньше отвечали: «Бог да помянет и упокоит их», что не соответствовало праздничной службе. По нашему же Уставу и к заупокойным прошениям этой ектении припевается общее моление: «Господи помилуй», вместе с которым и самые поминальные прошения уже не врываются таким диссонансом в праздничное богослужение. Поэтому по нашему Уставу они и сохраняются даже в великие праздники.
О том, как совершать поминание в храме и дома, а так же кого поминать можно, а кого нельзя, мы поговорим завтра…
Так что, до завтра!
И продолжаем неустанно и с радостью исповедовать, что воистину воскресе Христос, сме́ртию смерть попра́вый, и су́щим во гробе́х жизнь дарова́вый!
Комментировать