Православный интернет-курсПерейти
206. Богослужебное богомыслие

206. Богослужебное богомыслие

(1 голос5.0 из 5)

Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи

Еще на 4-м нашем занятии мы выяснили, что одним из четырех важнейших компонентов богослужения является богомыслие. Сегодня поробуем ответить на вопрос: что оно из себя представляет и почему является необходимой частью служения Богу?

Итак, что такое бомыслие? Когда св. пророк Давид восклицает, «дивна свидения Твоя, сего ради испыта их душа моя» (Пс. 118;129), он указывает на свое занятие этим делом, называя свидениями те свидетельства о Боге, Его свойствах и делах, которые во множестве разлиты во всех видах Божественного откровения, как естественного (окружающая природа), так и сверхъестественного (Писание). Исходя из этого, богомыслием можно назвать благоговейное размышление о Божественных свойствах и действиях. Соответственно сюда относятся и размышление о таинствах веры, о домостроительстве спасения и о конце всего.

Самым непосредственным предметом для богомыслия во время богослужения является Слово Божие, которое преимущественно для этой цели и читается.

Данный вид размышления стремится проникнуть за видимую сторону воспринятых через чувства образов истины с целью постичь их сущность. И благодаря такому поиску сокровенного смысла Божественного слова, ум не только находит ответы на насущные свои вопросы, но и питает дух богомысленными созерцаниями. Вот почему Господь заповедал не просто прочитывать Писания, но исследовать их (Ин. 5;39).

Причем, речь здесь не о научном чтении в видах голого знания, а об углублении в Писание в видах созидания духа. Суть этого занятия сводится к продолжительному и неотступному углублению ума во что-либо или напряженному его зрению для высматривания чего-либо (Быт. 24;63). Сюда же включается и понятие пространной беседы с кем-либо или с самим собой.

Формат общественного богомыслия – это проповедь предстоятеля или того, кто желает и имеет способность поделиться богодухновенными мыслями. Вот почему издревле по окончании чтения Свящ. Писания было и обязательное истолкование прочитанного. Уже в Ветхом Завете священники и левиты не просто читали из книги, из закона Божия, внятно, но и присоединяли толкование, чтобы народ понимал прочитанное (Неем. 8;8). В русле этой традиции и Христос, будучи в назаретской синагоге, прочитав отрывок из книги пророка Исаии, тут же сказал проповедь (Лк. 4:16-30).

Сегодня же проповедь после чтения Свящ. Писания на Вечерни, Утрене и даже Литургии воспринимается как нарушающая общий чин “вставка”, тогда как на самом деле это необходимая ее составляющая, как видно на примере апостолов, которые произносили наставления сразу же после чтения закона и пророков (Деян. 13; 15-16).

Причем, так как проповедь чаще всего представляла собой изъяснение прочитанного, то пояснения могли следовать не только после, но и по ходу чтения.

Впрочем, усердие в богомыслии, как и во всех духовных занятиях, красится умеренностью, которая определяется мерою возбуждения духа к молитве и вещам Божественного свойства, а так же его пребыванием в памяти Божией. И в особенности небходимо пользоваться им в тех случаях, когда молитва становится бесчувственной и машинальной. Для этого следует погружаться в размышления о Божиих свойствах и действиях и тем растепливать свое сердце до тех пор, пока душа не захочет излить себя в молитве.

В домашних условиях делать это можно или самостоятельно, или при помощи чтения до тех пор, пока то, о чем размышляешь не будет воспринято сердцем и не займет его чувством. Что и будет являться сигналом к молитве.

Когда же возникшее чувство во время молитвы отойдет, следует останавливать молитву и возбуждать новое чувство при помощи богомыслия, которое, по слову св. Ф.З., исполняя душу благоговейным чувством, способно «прямо устремлять к Богу все существо человека, и потому есть самое прямое средство к тому, чтобы приучить душу возноситься к Нему», а потому «приступая к молитвословию, всегда надо расшевелить душу, если она не в чувстве, размышлением и поклонами, и тогда начинать его».

Более того, в виду важности данного делания упомянутый святой отец советует ежедневно питать душу истинами, назначив даже специальное время для молитвенного углубления в христианские таинства. И делать это необходимо не только перед началом молитвословия, но и во время него.

Этим же объясняется и наличие уставного принципа перемежать общественно-церковную молитву чтениями и размышлениями. И не только перемежать, но и сочетать. По этой причине многие церковные молитвословия не только представляют из себя излияния молитвенного настроения под действием богомыслия, но и составлены из различных богомысленных размышлений, содержа в себе пространное христианское догматическое и нравственное богословие.

И не только церковно-общественная молитва связана с богомыслием, но и даже молитва исихаста не чужда этому, а потому, когда пребываешь в молитве, говорит св. Симеон Новый Богослов, «не стремись к тому, чтобы вовсе не блуждать разумом, ибо это невозможно, но стремись блуждать в том, что является благом. Ибо даже чистая молитва есть также блуждание в чем-либо, но это блуждание прекрасно, ибо прекрасен поиск блага. Блуждание плохо, когда в пустых помыслах или дурной мысли блуждает человек и когда помышляет он о дурном, молясь перед Богом». Блуждание же по Богу, о котором говорит упомянутый св. Отец – это блуждание «по славе Его и величию, благодаря воспоминанию о прочитанном в Писании и прозрению в смысл божественных изречений и святых слов Духа».

Так что тщательно внимающий церковным песнопениям и использующий готовые молитвословия тех, кто преуспел в молитве (сам того не замечая) научается данному деланию. И подобно тому, как учащийся какому-нибудь языку сначала пользуется различными разговорниками, а затем, когда научится свободно на нем объясняться, отлагает их, так и «прилежащему молитве надо целью впереди иметь достигнуть навыка – своими словами, без молитвенника, вести беседу к Богу, что и бывает, когда душа преисполнится молитвенными помышлениями и чувствами, набранными из готовых молитвенных книг», — говорит св. Феофан.

Ну, а для того, чтобы быстрей этому научиться рекомендуется накопленные в церковном предании образцы молитв, заранее прочитывать и прочувствовывать. Почему это важно? Потому что они являются продуктом созерцания таинств веры или духовного восторжения тех, кто их составил и изучая их, а потом и заучивая, легко можно приобрести понятие о богослужебном богомыслии, которое, будучи видом обращения к Богу, может и должно сопровождать молитву.

Основываясь на этом, св. Феофан Затворник в 43-м письме к разным лицам о разных предметах веры и жизни рекомендует при совершении домашнего богослужения или правила заботиться не о том, чтобы вычитать все положенное, а о том, чтоб во время его совершения быть в молитвенных чувствах и помышлениях, ради которых можно даже само последование прерывать или вовсе прекращать, давая свободу им изливаться в полной мере. «Положите себе законом, — говорит он, — никогда не читать молитвы, чтоб только вычитать положенное, а чтоб быть в молитве под действием чтения. Читайте положенное, как пособие держать себя в молитвенных помышлениях и чувствах».

К сожалению, приходится признать, что в наше время богомыслию перестали придавать важное значение в плане оживления чувств к Богу и познания Его свойств.

Из-за этого и само богослужение притупило (если не сказать утратило) способность отвевать дух мира у всякого пропитавшегося им и потерявшего способность к ощущению мира духовного, не говоря уже о созерцании его.

А вернуть ему эту способность в полней мере может богомысленное размышление, о видах которого я и предлагаю поговорить подробней при следующих наших встречах.

Комментировать