Православный интернет-курсПерейти
198. Страсти Христовы

198. Страсти Христовы

(1 голос5.0 из 5)

Ночная служба Вел. Пятницы

Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!

Сегодня мы коснемся темы совершения так называемого «Последования Христовых Страстей», которое в Иерусалимской Церкви представляет собой скорбное шествие со свечами от Гефсимании до Голгофы.

Началом данного шествия Типикон определяет «2-й час ночи», т.е. около 20:00 по нашему времени.

Примечательно, что начинается данный чин с тропаря четверга, а заканчивается тропарем пятницы. И хотя его порядок основывается на последовании Утрени — утренним богослужением он не считается, являясь по сути всенощным бдением, восходящим к практике проводить ночь с четверга на пятницу страстной седмицы в молитвах, песнопениях и чтениях евангельских рассказов.

Если мы посмотрим на современное чинопоследование этой службы, то заметим, что от всех других служб ее отличает наличие в ней 12-ти евангельских чтений и 15-ти антифонов.

В виду того, что Евангелия читались на различных местах Святого града, связанных со Страстями Господа, можно предположить, что как минимум половина из них читалась на Голгофе и у гроба Господня в виду того, что в них описываются страдания Христа на Кресте и Его погребение.

В силу этого данные чтения не сопровождаются антифонами, призваными заполнять время перехода от одного места к другому! Подтверждением этого служит и известное упоминание паломницы IV века, Эгерии, о 5 остановках в чине этого бдения! Именно этим количеством остановок и определился 5-кратный цикл троичных антифонов, который совершается в наших храмах и по сей день!

Если коснуться истории появления и развития этих антифонов, то выяснится, что первоначально на их месте (как обычно) были псалмы. Так армянский перевод иерусалимского Лекционария упоминает о пении в начале бдения 15 псалмов (которые группировались в пяти циклах по 3 псалма в каждом) и антифонов, т.е. припевов к их стихам, представлявших собой один из стихов тех же псалмов.

Первый цикл включал в себя псалмы со 2 по 4 с припевом «Предста́ша ца́рие зе́мстии, и кня́зи собра́шася вку́пе на Го́спода и на Христа́ Его́» (Пс 2;2), второй цикл включал псалмы с 40 по 42 с припевом «Сло́во законопресту́пное возложи́ша на мя: еда́ спяй не приложи́т воскресну́ти» (Пс 40;9), в третьем пелись с 58 по 60 псалмы с припевом «Изми́ мя от враг мои́х, Бо́же, и от востаю́щих на мя изба́ви мя» (Пс 58;2), в четвертом использовались псалмы с 78 по 80 с припевом «Яко я́звеннии спя́щии во гро́бе, и́хже не помяну́л еси́ ктому́, и ти́и от руки́ Твоея́ отринове́ни бы́ша» (Пс 87;6), а пятый содержал 108-110 псалмы с припевом «и словесы́ ненави́стными обыдо́ша мя, и бра́шася со мно́ю ту́не» (Пс 108;3).

Все эти псалмы, содержащие пророчества о крестной смерти Христа, с характерными припевами исполнялись по дороге при переходе от одного места к другому. Впоследствии псаломские припевы стали заменяться на иные, постепенно вытесняя ветхозаветную гимнографию христианской композицией, так что из прежних псаломских стихов остался всего один и то перефразированный. Речь идет о первой строчки 1-го антифона (Князи людстии…).

Остальные же были заменены, в том числе и тропарями. В частности, современный 12-й антифон полностью, а 7-й и 15-й частично составлены из тропарей чина дневного стояния Великой пятницы. Впоследствие к ним были еще добавлены Богородичны, что привело к постепенному вытеснению основы этих антифонов — псалмов. И получилось так, что антифоны (являющиеся по своему происхождению припевами) сегодня остались без тех текстов, к которым должны припеваться.

Кроме того, группы из 3 антифонов стали завершаться еще песнопениями, которые всем известны как седальны, на каковых (по специальной оговорке Устава) не сидят. А не сидят на них потому, что это вовсе не седальны, а ипакои, на которых действительно садиться не полагается, т.к. после них следует чтение не святоотеческих поучений, а Евангелия.

А теперь давайте обратим внимание на то, что упомянутые ипакои-седальны присутствуют лишь в той обширной вставке на Утрени, которая связана с антифонами-псалмами, употребляемыми на месте кафизм, непорочных или полиелея. И собственно эта вставка с переходами, пениями и чтениями занимает достаточно много времени в отличие от остальной части Утрени с оставшимися Евангелями, не связанными с хождениями.

И как раз вот эти оставшиеся евангельские Чтения последования «Христовых Страстей» у внимательных вызывают стойкое недоумение, хотя бы уже от того, что, начиная с 6-го Евангелия, они вставляются в последование Утрени непонятно по каким правилам (то после 50 псалма или канона, то перед славословием, то между ектеньями). Но главное даже не то, что этим нарушаются принципы богослужебного построения, а то, что их содержание не соответствует времени их совершения!

Уже с 6-го Евангелия начинается повествование о Распятии и погребении, которые произошли днем, но никак не ночью. Кроме того, мы видим, что большая часть этих повествований повторяется в так называемых царских часах (в чине 12 тропарей) и на вечерне. И явно, что что-то в этой установившейся практике не так!

А что не так? Давайте разберемся!

Сегодня уже приводилось свидетельство паломницы IV века о 5 евангельских чтениях великой пятницы! Мы же привыкли к тому, что их должно быть 12.

Значит, со временем чтения добавили. И действительно, в V веке встречаются упоминания о совершавшихся в Иерусалиме уже 7 чтениях с соответствующими им 7-ю остановками, а в Константинополе о 9-ти, которые позже были дополнены еще двумя, повествующими о погребении Спасителя (№10 и 11). Окончательным же этапом развития стало превращение системы из 12 Евангелий, ради ровного счета. Примечательно, что в современной греческой практике доныне сохраняется память о прибавочном характере 12-го Евангелия, которое читается не священником (как остальные 11), а диаконом.

Но если сравнить выбор чтений иерусалимской системы, с константинопольской и нашей современной, то выяснится, что пяти-семи иерусалимским древним чтениям соответствуют только первые 4 евангельских зачала, повествующие о событиях ночи Страстей, но еще не о Распятии Господа.

Воспоминанию Распятия, крестной смерти и погребения Господа в Иерусалиме посвящается другое последование, которое называлось «дневным стоянием» великой Пятницы, элементы которого вошли в знакомый нам чин царских часов.

И вот из этого дневного стояния (или последования 12 тропарей) в службу 12 Евангелий и были заимствованы 4 чтения, образовав те самые девять.

Остальные повествования, связанные уже с вечерним временем и богослужением были прилеплены видимо для полноты картины. И в результате получается, что накануне вечером мы прочитываем обо всем, что произошло до самой субботы, а потом в пятничных последованиях царских часов и вечерни вновь начинаем возвращаться к уже прочитанному.

Впрочем, дело не в повторениях, а в том, что всему должно быть свое время и место. Поэтому гораздо правильней было бы на «Последовании страстей Христовых» оставить чтение лишь 4-х реально соответствующих времени Евангелий, перемежающихся с 12-ю антифонами и проповедью (или святоотеческим чтением) перед каноном.

А что делать с остальными Евангельскими чтениями мы поговорим в следующий раз.

Комментировать