19. Христосование с усопшими

19. Христосование с усопшими

(4 голоса5.0 из 5)

Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе!

В светоносный день Воскресения Христа Бога нашего все призываются веселиться божественно, спраздновать любопраздными чинами Пасху Божию спасительную. Сейчас мы должны все свое внимание (как собственно и на Страстной) сосредоточить исключительно на радости Христова Воскресения, сократить прошения и пребывать, главным образом в славословиях Воскресшего вместе с ангелами: Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби… Тя славити.

Во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о себе, для плача о грехах, для страха смерти. Вспомните слово Златоуста: «Никто же да рыдает о своем убожестве… никто же да плачет о прегрешениях, никто же да убоится смерти». Все покаянно-просительное исключается из богослужения, от слова «совсем».

Трисвятое: Даже славословие Триединого Господа, “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный”, обычно воспеваемое на каждой из суточных служб, во всю седмицу Пасхи не произносится ни одного раза, ни на одной службе, включая и домашнюю молитву. А все потому, что оно оканчивается смиренно-просительным “помилуй нас”.

Псалмы: Опускаются почти все псалмы, входящие в состав богослужения в качестве основных неизменных частей, не исключая и постоянно употребляемого псалма 50-го. Сохраняются только хвалитные псалмы на утрени (148–150) и на вечерне (140, 141, 128, 116).

Канон: Обратите внимание, что и в пасхальном каноне, не только нет чего-либо покаянного, но даже нет ни одного просительного выражения вроде “спаси”, “помилуй”, “сохрани”. Хотя… если быть точным, в нем есть два просительных обращения, но они чисто пасхальные. Посмотрите: “Сам мя спрослави. Спасе, во Царствии Твоем” (троп. 3‑й песни) и “О Пасха велия и священнейшая, Христе… подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего” (тр. 9‑й песни).

Смерть. Однако, мы замечаем, что в сей нареченный и святый день, довольно часто вспоминается о смерти и о мертвых, даже гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это воспоминание победное — о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех.

Понятно, что на Пасху не должно быть и речи о поминальных молениях об усопших. Даже в чине погребения (исключительно заупокойном), если его приходится совершать на Пасхальной седмице, согласно указу Требника, мало что от обычного усопших пения поется величества ради и чести ВЕСЕЛАГО праздника Воскресения: веселия бо и радости, а не сетования есть праздник. И яко ecu, о Христе Воскресшем в надежде воскресения и жизни вечныя умирающий, Христовым Воскресением от печальных мира сего на веселая и радостная преставляются, воскресным пением над усопшим Церковь возвещает.

Погребение на Пасху. На Пасхе из всех заупокойных молитвословий и песнопений в чине погребения сохраняются только заупокойные ектении, заупокойные кондак и икос (раньше они вообще заменялись пасхальными, что более соответствует “Указу о провождении усопших на Пасху”), и разрешительная молитва. Даже апостол читается не из чина погребения (заупокойный), а дня, и Евангелие не заупокойное, а воскресное 1‑е. Кстати говоря, подобно тому, как один чин последования для совершения часов, повечерия и полунощницы, так же на Пасху совершается один чин погребения для священников, монахов, мирян, и младенцев, хотя в другое время они у каждого особые.

Пасхальная панихида. Какого-либо чина пасхальной панихиды церковный Устав также не дает, потому что он не предполагает у верующих даже желания петь в эти дни какие-либо другие песнопения, кроме пасхальных. У гроба скончавшегося во святые дни Пасхи служится не пасхальная панихида, а скорее пасхальный молебн с произнесением по 3‑й, 6‑й и 9‑й песням канона заупокойных ектений.

Впрочем, это не означает, что мы должны обо всем забыть, в том числе и о своих близких. Неотменным остается поминовение на литургии, даже и в светоносный день Пасхи. Например, в уставе говорится, что в воскресение и праздничные дни не должно быть на литургии заупокойной ектении, хотя бы в храме находился гроб и в тот день предстояло погребение, однако при этом добавляется, что в проскомидии и по Достойно поминание тайно да совершается.

А по старинным правилам на домашней молитве в пасхальную седмицу разрешалось читать помянник только до заупокоя.

ХРИСТОСОВАНИЕ С УСОПШИМИ

При этом не запрещается навестить родную могилку. Но для чего?… Чтобы похристосоваться с дорогими почившими.

В вере усопшие, оставаясь такими же членами Церкви Христовой, как и живые, слышат обращение к ним живых и отвечают на них, чаще всего незаметно для наших чувств, а иногда и весьма громогласно, как те уже почившие чудотворцы Печерские, которые на пасхальное приветствие преп. Дионисия [Память 28 августа], от среды гробов ответили: Воистину воскресе. Это было в 1463 году.

Христосование с усопшими должно быть радостным приветствием, а не заупокойным молением. Церковные люди скажут на дорогой могилке: Христос воскресе!, может быть, и слезу прольют, но совершать заупокойную службу не дерзнут. Сообразней всего при посещении могилки пропеть там пасхальные песнопения.

Посещение кладбищ. Вот откуда берет начало нынешняя нецерковная традиция(сложившаяся в советские времена) обязательно на Пасху посещать кладбище. Когда жить церковной жизнью запрещалось, кладбища оказались практически единственной нейтральной зоной для удовлетворения религиозного чувства. А так как эти чувства оказались «не обучены», то, как правило, все стало ограничиваться поправкой могилок. А если и совершается общение с умершими, то по типу языческих тризн — с распитием спритных напитков вместе с усопшим (для этого ему или оставляют на могиле рюмку водки и кусок хлеба или выливают эту водку в могильный холм).

Но вы то теперь знаете, что делать по отношению к усопшим в ближайшие 6 дней (до недели Фоминой). А что делать после, мы после и поговорим.

Не прощаюсь с вами. До скорой встречи!

Воистину воскресе Христос, сме́ртию смерть попра́вый, и су́щим во гробе́х живот дарова́вый!

Комментировать