Православный интернет-курсПерейти
171. Неолитургия Златоуста

171. Неолитургия Златоуста

(2 голоса5.0 из 5)

Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!

Итак, как мы выяснили, чин Златоустовской литургии на протяжении веков менялся. Менялся он даже тогда, когда был составлен его Устав с описанием всех обрядовых действий и молитв. И в качестве примера последующих изменений в литургийном чине обратим внимание на древнерусские памятники, которые ясно показывают, что в те времена не придавали особого значения однообразию в обряде и, имея разные редакции литургии, употребляли их в зависимости от ситуации, не отвергая употребление и иных.

В связи с этим можно вспомнить киевского митр. Киприана, лично знакомого с патр. Филофеем и составившего в соответствии с его Уставом славянский вариант Служебника. И хотя в предисловии к нему строго настрого было воспрещено «приложити или отложити едино некое слово или точку едину или крючки», а так же «пременити слогню некую или приложити от обычных (ихже первее привык) или паки отложити ни в дьяконствах, ниже в возглашениях, ни в молитвах», однако это не имело решительного влияния на окончательную установку однообразного типа литургии!

В половине XVI в. Служебник подвергся некоторым изменениям и исправлениям на Стоглавом соборе. Затем его исправляли для первого печатного издания при патр. Иове. Еще раз он обновлялся при патр. Никоне. В последующих печатных изданиях также допускались изменения и дополнения, которые не прекращаются и по сей день. А судя по тому, что до сих пор в нем остается еще много недосмотров, а иногда и грубых ошибок (как в переводе молитв, так и в изложении обрядов) с полным правом можно сказать, что рано или поздно будет предпринята новая его редакция с необходимыми исправлениями.

И в качестве помощи этому процессу мы предпринимаем попытку сконструировать обновленный вариант Литургии Златоуста, с учетом уже изученным нами исторических данных и тех реалий, в которых нам приходится жить. При этом реконструкция касается лишь «Литургии верных», которая может обрамляться любыми рамками в зависимости от времени и условий своего служения.

Выглядеть это может так. После чтения Евангелия и проповеди закрываются царские врата. Все положенные ектеньи совершаются на амвоне диаконом (священником). По их окончании канонарх возглашает 7 стих 23 псалма: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». После чего хор поет ту или иную Херувимскую песнь. Иерей заходит в алтарь боковыми дверями, раскрывает антиминс и читает молитву: «Никтоже достоин…». Затем умывает руки, идет к жертвеннику, берет приготовленные заранее Дары[1] со словами «возмите руки ваша во святая и благословите Господа», выносит их в храм к окончанию пения Херувимской, на пути поминая по обычаю сослужащих ему клириков и совершает обычное поминание. Затем идет (если находится в центре храма) или (если стоит на амвоне) поворачивается к закрытым царским вратам и возглашает: «Отверзите мне врата правды и вшед в ня, исповемся Господеви».

После чего царские врата отворяются, а иерей, крестообразно осеняя их Дискосом и Чашей, произносит, стоя в них: «Сия врата Господня и праведнии внидут в ня». После чего входит в алтарь со словами: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам». При наличии диакона, первым проходит диакон, ставит дискос на престол и, говоря эти слова, кадит идущего к престолу священника.

Затем, если служба соборная, совершается диалог, в котором предстоятель просит сослужащих ему, включая и диакона: «Помолитеся о мне, братия и сослужители», что и делают они, говоря: «Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осенит тя». И в ответ слышат от него слова: «Тойже Дух содействует нам вся дни живота нашего».

Понятно, что когда Литургия совершается одним священником, эти диалоги опускаются, а вместо них (после слов «Бог Господь и явися нам»), священник говорит: «Яко посреде учеников Твоих явился еси, Спасе, мир дая им, прииди и к нам, и спаси нас», ставя Чашу и Дискос на престол.

После же их поставления совершается молитва приношения: «Господи Боже Вседержителю, Едине святе, приемляй жертву хваления…». Молитву эту можно читать с одновременной заменой покровцов (маленьких покрывал) на воздух (большое покрывало). Хотя, честно говоря, особого смысла в этой замене нет, потому что когда-то «возду́х» был необходим для того, чтобы накрыть им все чаши и дискосы, поставленные на престоле. Сегодня же без него вполне можно обойтись, сняв малые покровцы перед началом Анафоры, т.е. в конце пения Символа веры.

Следующая далее просительная ектенья должна быть сокращена до одного прошения «О предложенных Честны́х Даре́х…» и молитвы, которой оканчивается современный чин Проскомидии: «Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый…»! После этого совершается обряд целования друг друга, молитва на любовь,[2] исповедание веры и Анафора. При этом последняя должна совершаться в диалоге с народом, без участия хора и тайного моления, а интерцессия дополняться молениями согласно возникающим потребностям.

Особо следует помянуть и о совершении здесь чина о Панагии. Причем, после возглашения «Изрядно о Пресвятей…» не обязательно петь ирмос 9 песни, именуемый Задостойником в виду того, что чтение ходатайственных молитв совершается вслух, а значит, нет необходимости заполнять когда-то образовавшуюся из-за тайного моления пустоту.

Что касается послеанафорной ектении («Вся святыя помянувши…»), то в ней необходимыми являются лишь первые три и одно последнее прошения,[3] заключающиеся просьбой сподобить нас призывать Бога, как Отца: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно, смети называти Тя – Небесного Бога – Отцем, и глаголати (в русской традиции — воспевати)». Ну, а поскольку в наше время вернулось регулярное причащение, то вместо златоустовской (отпускной) молитвы здесь лучше использовать молитву из Литургии Василия Великого: «Владыко Господи, Отче щедрот…» или Литургии Преждеосвященных Даров.

А так как при возгласе «Святая святым» царские врата не закрыты и их вообще можно не закрывать на время причащения духовенства (как на Пасху), то хорошо было бы освященный хлеб, ставший Телом Христовым не только вверх поднять, но и взяв Дискос и повернувшись показать его верующим. После чего прочитывается тихо молитва на раздробление св. Агнца «Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш…» и совершается причащение, сначала духовенства, а затем и мирян, чин причащения коих может быть различным в зависимости от обстоятельств.

Можно причащать привычным нам образом, т.е. с помощью лжицы, предварительно смешивая Тело и Кровь Господню, а если причастников немного или же есть опасность заражения, то можно причастить по образу причащения клириков, вынеся за алтарную ограду (за амвон) Дискос вместе с Чашей и поставив их на антиминс, под которым в данном случае разумеется специальный переносной столик, используемый вместо престола или же причастить с Дискоса, предварительно напоив каждую частицу св. Кровью.

Во время причащения респонсорно поется 144 псалом, припевом к стихам которого служат киноники дня или рефрены, вроде такого: «Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении».

Ну, а завершается такая литургия привычными для всех обрядовыми действиями, связанными с перенесением святых Даров на жертвенник и их потреблением (во время пения 33 псалма), а так же краткой благодарственной ектеньей с заамвонными молитвами, которые меняются в зависимости от дня.

Вот так примерно может выглядеть обновленный вариант Литургии Златоуста, которая служится в обычные дни. В дни особых праздников служится литугия праздничная, которая несколько отличается от представленной ныне, в том числе имеет и иное авторство.

[1] Что касается проскомидии, то с учетом того, что сегодня используется довольно сложный его чин (с выниманием частиц из многих просфор) его совершение удобней начинать еще до Литургии, а заканчивать после переноса Даров на престол.

[2] «Господи Исусе Христе Боже наш, Любви Творче и благим Дателю, Давыи нам рабом Твоим любити друг друга, якоже Ты нас возлюби. Да единою любовию уединени суще Тебе молимся, и хвалу Тебе возсылаем, И причастимся Святых и Пречистых Ти Таинств. Яко Ты еси любы наша, И тебе славу возсылаем, Со безначальным Ти Отцем, И с Пресвятым и Благим, И животворящим Ти Духом, Ныне и присно и во веки веком, Аминь».

[3] Такая ектенья имеет следующие составные части: «Вся святыя помянувше…» – «О принесенных и освященных…» – «Яко да человеколюбец Бог наш…» – «Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше…». Молитва «Тебе предлагаем живот наш весь и надежду…» читается вслух.

Комментировать