Православный интернет-курсПерейти
158. Аккламации Анафоры

158. Аккламации Анафоры

(1 голос5.0 из 5)

Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!

Сегодня мы поговорим о сопровождающих Анафору песнопениях.

Нас интересуют три вопроса:

· Что они из себя представляют?

· Откуда взялись?

· И какую функцию выполняют?

Как мы уже выяснили, на протяжении первых IV столетий была распространенной литургическая традиция совместного произнесения евхаристических молитв духовенством и прихожанами, выражаемая чаще всего в формате диалога. По словам св. Иоанна Златоуста: «Не один священник приносит благодарение, но и весь народ; ибо, сперва получив ответ от народа и потом согласие, что достойно и праведно есть совершаемое, начинает священник благодарение». Из его слов видно, что в ответ на призыв священника совершить Анафору народ произносил аккламацию в виде первых двух-трех слов последующего моления.

В частности, на начальный призыв возблагодарить Господа, предстоящий народ обычно отвечал двумя словами — «достойно и праведно», — с которых собственно и начинается евхаристическая молитва: «Досто́йно и пра́ведно Тя пе́ти, Тя благослови́ти, Тя хвали́ти, Тя благодари́ти, Тебе́ покланя́тися…».

Сегодня, когда священник призывает предстоящих возблагодарить Господа, в ответ на это хор начинает петь: “Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней”. Очевидно, что со временем прежняя краткая аккламация получила более пространную форму, которую к тому же еще стали распевать.

Отчего произошла такая перемена?

Основная причина удлинения текста ответов, а также их пропевания заключается в том, что эти ответы стали звучать не до начала евхаристических молитв, а параллельно с ними, в связи с тем, что те стали совершаться тайным образом.

Поэтому чтобы дать время для тайного чтения первой части евхаристической молитвы, стали во-первых не произносить, а распевать ответные слова так, чтобы заполнить образовывашуюся паузу, а во-вторых, чтобы еще более удлинить пение, к первоначальному ответу стали прибавлять слова. Но в уже приведенном примере слова были взяты не из совершаемой молитвы, а из предкрещального чина отречения от сатаны и сочетания со Христом.

Впервые такое дополнение появилось в некоторых греческих рукописях XVI века в составе литургии Василия Великого, поскольку объём читаемый анафоры в ней заметно больше, нежели в литургии Иоанна Златоуста.

В славянский Служебник это нововведение попадает практически сразу после своего появления. И уже во второй половине XVII века оно было включено не только в чин литургии Василия Великого, но и в чин литургии Иоанна Златоуста.

И что мы теперь имеем? А то, что в результате произведенного добавления данная аккламация не только с формальной стороны перестала соответствовать прежнему литургическому чину, но вместе с этим изменился (а лучше сказать исказился) ее первоначальный смысл — священнический призыв пе́ть, благодари́ть и покланя́ться Отцу заменился призывом хора к поклонению Святой Троице. Так что моление и пение перестали друг другу соответствовать.

Вот почему в греческих изданиях Служебника данная и довольно странная вставка не укоренилась и народная аккламация вернулась к своей первоначальной форме. Впрочем, в Греческой Церкви аккламация «достойно и праведно» хоть и стала совершаться в прежнем виде (без дополнительного слов), однако в современной литургической практике это привело к крайне безобразному обычаю у тех священнослужителей, которые при этом продолжают читать евхаристические молитвы тайно.

Конечно данное безобразие не замечается теми, кто находится вне алтаря и не знает, что в при краткой реплике (которую часто даже не хор поет, а псаломщик говорит), у священника физически не остается времени прочитать про себя молитву, так что он или вынужден ее читать заранее, оставляя для произнесения одни лишь возгласы или читать ее «по диагонали» на большой скорости. А при совместном служении нескольких клириков, второй, чтобы избежать паузы, не дожидаясь прочтения молитвы первого (даже если он епископ), громко возглашает последнюю фразу данной части евхаристической молитвы: “Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще…”.

Продолжением этих слов является ангельское славословие, которое до XVII века ограничивалась лишь словами «Свят, свят, свят». Пространный же ее вариант, составленный из текстов книги пророка Исаии, Псалтири и Евангелия появился все по той же необходимости успеть священнику про себя прочитать вторую часть евхаристической молитвы.

И хотя этот (искусственно сюда приспособленный) вариант по своему смыслу не входит в противоречие с евхаристической молитвой, однако все же лучше было бы всем вместе с блаже́нными небесными си́лами, прославлять Бога за дело нашего искупления, нежели параллельно этому воспевать ветхозаветную песнь (Свят, свят, свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея), которая использовалась в синагогальном богослужении, добавляя к этому еще и приветствие «Осанна в Вышних! Благословен Грядый во имя Господне!», которым встречали Христа при вхождении Его в Иерусалим, но которое не совсем подходит на данный момент Литургии, когда вспоминается установление Таинства с последующимвозношением Даров и призывом сошествия на них Духа Святого.

С последним связано еще пение «Тебе́ пое́м, Тебе́ благослови́м, Тебе́ благодари́м, Го́споди, и мо́лим Ти ся, Бо́же наш», которое так же является искусственным добавлением, позволяющим прочитать молитву о ниспослании Святого Духа, которая возможно с давних пор стала произноситься тайно, как это видно из следующих слов св. Иоанна Златоуста: «Когда стоит священник пред тра́пезою, воздевая руки к небу, призывая Духа Святого, чтобы Он сошел и коснулся предлежащего, то бывает великая тишина».

Впрочем, есть мнение, что аккламацию «Тебе поем…» следует произносить не только народу, но народу вместе с клириками, ибо слова «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим…» составляют органичное продолжение молитвы Анафоры, текст которой не имеет смысла без этой фразы. А добавочная фраза «Еще приносим Ти сию словесную… службу», так же вставленная позже в качестве введения к эпиклезису, в таком случае будет избыточна.

И следовательно, весь текст молитвы будет выглядеть так: Поминающе убо спасительную сию заповедь и вся яже о нас бывшая… Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся, Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш: ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия дары сия, и сотвори убо хлеб сей… и т.д. При этом «Аминь», которое сегодня произносят диаконы или священники, произносится народом в ответ на слышимую им эпиклезу.

Но к сожалению, с утратой гласного моления молитвенно-разговорная форма сначала преобразовалась в песненную, мелодии которых были очень просты, как и сами ответы. Затем, эти краткие ответы стали удлиняться, как путем мелодичного их распевания, так и путем добавления новых слов.

А в конечном итоге пение народа заменилось пением специально для этого предназначенного хора и песненный элемент усилился настолько, что евхаристическая молитва вся как бы покрылась песнями, комплекс которых под названием «Милость мира» свой окончательный вид приобрел в XVIII веке.

И с тех пор он стал восприниматься в нашей Церкви как самостоятельное песнопение, имеющее по преимуществу одну задачу — заполнить образовывающийся от тайного чтения промежуток времени, что и стали делать различные композиторы, с усердием распевая его на свой вкус, не обращая внимания на то, что в это время совершается в алтаре и соответствует ли это духу совершаемого.

Более же ясно парадокс сложившейся ситуации выражается в том, что когда-то евхаристические аккламации произносились одними лишь верными, готовящимися ко причастию (с предварительной заботой об удалении неверных), а сейчас их произносят (порой еще и в козлогласовательной манере) весьма далекие от Церкви люди, которым поручается это делать единственно потому, что они разумеют нотную грамоту и могут громко и профессионально петь заданные партии!

При этом верный люд, одиноко стоящий в сторонке, никто не собирается не только ни о чем спрашивать, но и выяснять их отношение к происходящему. А вот мне было бы интересно узнать его мнение обо всем этом!

Поэтому присылайте свои комментарии к этому видео и приглашайте своих друзей подписываться на наш канал. Впереди вас ждет еще много интересных открытий!

Комментировать