Православный интернет-курсПерейти
143. Литургия первых

143. Литургия первых

(3 голоса5.0 из 5)

Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!

Итак, в новый учебный год мы вступаем с задачей изучить и осмыслить литургическое последование, которое в общих чертах известно многим, тогда как его частности, порой важные, упускаются из виду, из-за чего суть происходящего остается малопонятой.

В отношении суточных богослужений Литургия представляет собой специальную службу, которая или заканчивает богослужебный круг или вписывается в него, соединяясь с тем или иным последованием, а порой и заменяя его. Впрочем, более правильным будет сказать, что она является центром, вокруг которого и ради которого совершаются все виды богослужения. Она же является сердцевиной и всей церковной жизни, ибо без причастия Христу не будет и самой Церкви.

По своему определению литургия — это трапеза, на которой (как и заповедано) приносится Богу Жертва хваления в память о Смерти и Воскресении Христа. И за этим приношением сходит Утéшитель, дабы напомнить нам все, сказанное Им (Ин. 14, 26), и благодаря Его сошествию приносимая Жертва освящается, прелагается в присутствие и общение с Богом.

Если говорить о последовании Евхаристии, то следует признать, что его основанием стала иудейская ритуальная трапеза, которая обычно начиналась с преломления хлеба, а заканчивалась благодарственной молитвой над наполненной вином чашей, из которой все, кто участвовал в трапезе, отпивали, воспевая (в конце трапезы) псалом. На одной из таких трапез и было установлено Господом Таинство Благодарения (Мф.26:26–29; Мк.14:22–25; Лк.22:17–20; 1Кор.11:23–25).

И первоначально служение Евхаристии имело характер трапезы. Причем, трапезы вечерней, за которой читались выдержки Священного Писания, пелись псалмы и гимны, а затем частью хлеба и вина (положенными на столе перед никем не занятым местом Иисуса Христа) все причащались в Его воспоминание с верой, что — это Тело Христово и Его Кровь. Причем, есть сведения, что первые христиане сначала совершали причастие Телу Христову, затем вкушали пищу и только после этого приобщались из чаши Крови Христовой.

Впрочем, уже со II века евхаристические последования стали видоизменяться. Сначала от Евхаристии были отделены благотворительные ужины (агапы), а затем и вовсе запрещены ввиду участившихся злоупотреблений. Затем (в эпоху преследования и в целях безопасности) Евхаристия стала все чаще совершаться не вечером, а ночью, а с момента легализации христианства (в IV веке) — утром, и даже днём.

Кроме того, если изначально допускалась свобода спонтанного сочинения евхаристических молитв предстоятелем (ибо не было еще обязывающего чинопоследования, а была лишь общая модель литургического поведения в духе апостольского предания), то с течением времени молитвы и песнопения стали записываться в сборники-служебники, переходя в общую литургическую практику.

И то, сначала записывались лишь главные молитвы и схематичные описания литургии, тогда как сакральные молитвы величайшего таинства в прямом смысле слова были тайными («disciplina arcani») и известными лишь священнослужителям. „Кто из святых, — спрашивает св. Василий Великий, — оставил нам в письмени слова призывания, коими освящается хлеб в евхаристии и чаша благословения? Мы не довольствуемся тем, что воспоминает апостол и евангелие, но и прежде, и после произносим другие слова, которые приняли из предания неписанного, как имеющие силу для таинства».

Что касается чина Литургии, то в первые века (по изображению Иустин мученика и Иринея Лионского) он был таким:

1) общая часть, куда входили чтение писания, проповедь и молитва, о содержании которой можно составить представление из 19 правила Лаодикийского собора: «Подобает, во-первых, по беседах епископских, особо творить молитву об оглашенных, а по исшествии оглашенных, быть молитве о кающихся; когда же и сии приидут под руку и отыдут, тогда совершать молитвы верных три: едину, то есть первую, в молчании, вторую же и третью с возглашением исполнять. После этого уже мир подавать, и, когда пресвитеры дадут мир епископу, тогда и мирянам взаимно мир подавать, и так совершать Святое Приношение».

2) А это уже 2-я часть литургии – евхаристическая, которая состояла из братского целования присутствующих, приношения даров к алтарю и евхаристической молитвы — молитвы благодарения обращенной к Богу Отцу и произносимой предстоятелем от лица общины за дела творения и искупления, соединяемой с воспоминанием установления таинства и прошением о ниспослании Св. Духа для освящения даров и освящения их приемлющих. После нее следовало преподаяние евхаристии присутствующим.

Как видим, перво-христианская литургия состояла главным образом из хвалебно-благодарственных молитв, предшествовавших и сопровождавших освящение евхаристических даров. И данная схема древней Литургии явилась основой всех известных нам последующих ее форм.

А сохранялась она неизменно сначала путем устного, а затем и письменного предания. Последнее начали использовать вследствие того, что стали появляться и учащаться случаи своевольного искажения литургического чина. И во избежание неудачных выражений в молитвах и уклонения в различные ереси стали составляться и письменно фиксироваться для повсеместного использования единообразные чинопоследования Евхаристии. И делать это стали довольно рано, так что уже в Учении двенадцати апостолов мы имеем наглядный пример формулировки евхаристических молитв.

С этого же времени начались заимствования молитвенных текстов из таких авторитетных центров как Иерусалим, Александрия, Рим, Антиохия Сирийская.

В качестве примера можно упомянуть приписанную Папе Клименту I, а на самом деле возникшую ок. 380 года Литургию, изложение которой содержится с 5 по 15 главы VIII-ой книги «Апостольских Постановлений». По своей схеме она стоит еще близко к порядку литургии древней (как ее изобразили Иустин и Ириней), хотя и с некоторыми уже новыми добавлениями. Но особенно в ней замечательна (по своему обширному объему) евхаристическая молитва, в которой вкратце излагается вся история домостроительства. Считается, что составитель «Постановлений» интерполировал уже готовую литургию, употреблявшуюся в антиохийском церковном округе.

Впрочем, общая регламентация литургии происходила весьма медленно и не единообразно. И еще в 5 веке Блаж. Августин горько жалуется на распространение множества литургийных молитв и на отсутствие единства и строгого порядка в составе церковных песнопений.

Если же говорить о евхаристической Литургии христианского Востока, то в отличие от западной части империи, где преобладающее развитие получил римский (латинский) обряд (в то время как остальные обряды ограничивались небольшими территориями или отдельными монашескими орденами), на Востоке с древности развилось семь различных литургических традиций, которые принято сводить в две – Иерусалимско-Антиохийскую и Александрийскую. Впрочем, если влияние Александрии ограничилось лишь Египтом и Эфиопией, то Иерусалимско-Антиохийская традиция через различные чинопоследования достигла не только Армении и Индии, но, войдя в византийский обряд, попала и к славянам.

И таким образом, мы с вами имеем литургию восточного обряда, а точнее, византийского, который получил свое развитие в Константинопольском патриархате, и почти в готовом виде был воспринят нашей Церковью и до сих пор является практически единственным ее вариантом.

Хотя вариантов могло быть и больше, если учитывать, что одних только сирийских литургических чинопоследований насчитывается более 60-ти, не говоря об остальных.

Хотите об этом поговорить? Тогда до следующей встречи!

Комментировать