Array ( )
132. Достойная Евхаристия

132. Достойная Евхаристия

(4 голоса4.0 из 5)

Условия причащения св. Таин

Пятница 1 седмицы по Пятидесятнице.

Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!

Итак, продолжаем наш разговор касательно «Литургии верных». На предыдущем занятии мы выяснили, что основной целью Литургии является причащение верных, которые должны участвовать в ней как можно чаще, фактически каждый день, как к тому призывают нас слова о хлебе насущном в молитве «Отче наш». Ведь «если мы ежедневно стремимся к пище и питию телесным, тленным, то тем более должны алкать и жаждать пищи и пития нетленных, которые суть Тело и Кровь Начальника жизни нашей Господа Иисуса Христа, — говорит св. Иоанн КронштадтскийВместе с тем, — по его словам, — есть много невежд и между образованными, и между неучеными, и даже между учеными монахами и священниками, которые считают неуместным и даже грешным делом — причащаться благочестивым мирянам каждую неделю и даже каждый день».

К сказанному им хочется еще добавить, что и среди сторонников частого причащения так же есть свои невежды, злоупотребляющие великим делом богообщения!

1. Знак единения с общиной

Например, есть такие, которые воспринимают Евхаристию как некий знак формальной принадлежности к Православию и даже «долг» его членов.

Кстати, дореволюционные тексты часто именовали причащение и говенье именно как долг. И сегодня встречаются такие, которые пытаются сделать из акта приобщения ко Христу форму манифестации своего единства с общиной, утверждая, будто Евхаристию следует совершать не для личного освящения, а лишь в качестве «актуализации церковного единства».

Конечно, это тоже имеет место быть в совершении «Литургии Верных» и об этом у нас уже заходил разговор совсем недавно (на 128 занятии), однако мы, причащаясь от одного Хлеба (1Кор.10:17), все же стремимся соединиться в первую очередь со Христом, становясь одним телом с Ним, а уже через Него и друг с другом! Акцент же на единстве людей помимо божественного участия на самом деле коренится в том, что для делающих его, причастие является всего лишь символом, а не реальным Телом Христовым.

2. Духовно-нравственное состояние

Кроме того, практика частого причащения не может автоматически распространяться на всех верующих без исключения, поскольку ее частота напрямую зависит от духовно-нравственного состояния. Помните слова Златоуста о том, что многие причащаются 1-2 раза в год, а то и реже?! «И кого же нам одобрить? – спрашивает он — Тех ли, которые [причащаются] однажды [в год], или тех, которые часто, или тех, которые редко»? И тут же отвечает: «Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие [не должны причащаться] и одного раза [в году]. Почему? Потому, что они навлекают на себя суд, осуждение, наказание и мучение. Не удивляйся этому: как пища, сама по себе питательная, когда попадает в расстроенный желудок, производит вред и расстройство во всём (теле), и делается причиною болезни, так бывает и со страшными тайнами».

Поэтому, продолжим далее словами св. Игн. Брянчанинова, «да искушает себя человек (1Кор.11:28), да рассматривает себя, прежде нежели приступит к святым тайнам, и, если он погряз в скверне греховной, да устранится страшного причащения, чтоб не навершить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом: наруганием над святыми тайнами Христовыми, наруганием над Христом».

Так что правы те, которые указывают на необходимость бодрствовать над своим сердцем, чтобы достойно причаститься, хотя и неправы, когда отождествляют частое причащение с заведомо недостойным и используют (в качестве аргументов против частого причащения) тексты, посвященые причащению недостойному, ибо вред получает не тот, кто часто или редко причащается, а тот, кто по гордости или от небрежности к таинству, подходит к святой чаше без должного приуготовления и благоговения.

Таким образом, хотя ежелитургийное причастие является нормативным, однако оно должно быть не механическим и формальным актом, а выражением живого желания быть со Христом. И те церковнослужители, которые не позволяют причащаться за каждой Литургией (из-за соображений воспитать и сохранить должное благоговение) пусть послушают преп. Никодима, говорящего им следующее: «Я удивляюсь и недоумеваю, если находятся такие священники, которые прогоняют приступающих к Таинам. Ведь они даже не задумываются, по крайней мере, о том, что слова, которые они сами говорят, оказываются ложью. Ведь они сами в конце Литургии громко возглашают и призывают всех верных, говоря: «Со страхом Божиим, верою приступите». То есть подходите к Таинам и причащайтесь; а затем, опять же сами, о­­трекаются от своих слов и прогоняют приступающих. Я не знаю, как можно было бы назвать это бесчиние».

И я не знаю. Но вижу, что хотя они и произносят «Со страхом Божиим и верою отступите», однако делают это вследствии потери страха Божия. Видимо утратили они его из-за собственного ежелитургийного причащения! И если следовать данной логике, то не только причащаться, но и молиться за каждой Литургией вредно по той же самой причине. А великого страха Божия исполнены те, которые в очередной свой приход в храм слышат только часто повторяющееся: «Христос воскресе»!

Ну, а если серьезно, то благоговение теряется не от частого упражнения в нем, а при отсутствии последнего. Рассудите сами, где должно быть больше страха Божия, в исполнении воли Божией или в ее нарушении? Истинное благоговение не пренебрегает заповедями Божиими, тогда как ложное видит страх там, где его вовсе быть не должно.

К ложному благоговению, в частности, относится и то, которое отвращается от причащения святой Евхаристии не по ненависти или презрению, а «как бы по смиренномудрию», т.е. из ощущения своей повседневной греховности, боящейся осуждения прежде Суда. Имеющие его любят ссылаться на слова апостола: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1Кор.11:27–29).

И как это, – хочется спросить, — влияет на меру причащения? Ведь данные слова равно адресуются и тем, кто приступает к таинству каждую неделю, и тем, кто приступает раз в месяц, и тем, кто приступает раз в год.

Да и в контексте слов Апостола просто нечестно оправдывать редкое причащение, ибо он имеет в виду не о тех, кто регулярно с верой причащается (что и было нормой в его время), а тех, кто подходит к Чаше не ради Христа и о которых упоминается в той же главе того же послания (1Кор.11:20–22).

И св. отцы прямо запрещали использовать эти апостольские слова как повод к тому, чтобы причащаться реже. Так, св. Кирилл Александрийский пишет: «Если мы вожделеем вечной жизни, то да молимся, чтобы в нас был Податель бессмертия, да не будем удаляться от благословения то есть от причастия, как делают некоторые нерадивые. И да не устраивает нам искусный в коварстве диавол ловушку и сети в виде вредного благоговения по отношению к Божественному таинству. Что ты мне говоришь: “Вот, я, испытав себя, вижу себя недостойным причаститься”. На это я тебя спрашиваю: “А когда ты будешь достоин»?

Это вопрос хотя и риторический, однако не может остаться без ответа. И в качестве домашнего задания каждый из вас пусть попробует на него ответить самостоятельно. А для облегчения этого задания давайте предварительно сформулируем несколько вариантов ответа на него.

Итак, когда появляется достоинство у причащающегося?

1) Когда пройдет побольше времени от последнего причастия!

2) После исповеди перед священником!

3) Если причащаешься натощак!

4) После прочтения «Последования ко св. Причащению».

5) После совершения всех служб суточного круга или как минимум прочтения 3 канонов.

6) При условии примирения с опечалившими нас или нами.

7) Достоинство причастика соизмеряется чувством собственного недостоинства.

Выберите ответ или несколько ответов, которые покажутся вам правильными и отразите свой выбор в комментариях. Это позволит мне узнать какая тема требует более подробного обсуждения.

Не прощаемся с вами. До скорой встречи!

Комментировать