Array ( )
130. Литургическое приношение

130. Литургическое приношение

(3 голоса5.0 из 5)

О евхаристическом поминании верных и неверных

Среда 6 седмицы Пятидесятницы.

Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе!

На прошлом занятии была затронута тема об освящении не могущих участвовать в Литургии физически (по причине… болезни, занятости или смерти). Развивать ее я тогда не стал, потому что она требует отдельного разговора, который и я предлагаю вам сегодня.

Дело в том, что в наше время на проскомидии приходится поминать много имен. И их настолько много, что возникает подозрение о том, что среди них есть и неверные — еретики, безбожники, крещенные язычники, да и просто отпавшие от Церкви по причине тяжких грехов.

И возникает вопрос: Можно ли их поминать?

Сразу следует сделать разграничение между просто поминанием в виде одной молитвы и проскомидийным поминанием связанным с литургическим приношением, когда готовится хлеб для совершения Таинства Евхаристии.

По древнему церковному обычаю, до участия в евхаристии допускаются только одни верные, и значит, приношения для нее не принимаются ни от оглашенных, ни от не-верных, т.е. тех, кто почему-либо оказался вне общения с Церковью.

Сообразно с этим отпавшие от Церкви и для вступления в нее проходившие известные степени покаяния называются в церковных канонах «участвующими в молитвах, но без приношения».

В последнем случае (когда есть приношение) поминаются даже святые, причиной чего является великая честь быть воспомянутым в присутствии Царя царей. По слову св. Иоанна Златоуста «пока предлежат Таинства, удостоиться поминовения для всех величайшая честь».

Но святые не единственные, за кого совершается такое поминовение. По его же слову «Вместе с этим тайнодействием благовременно воспоминаются и согрешившие. Подобно тому, как в то время, когда празднуются победы царей, прославляются и те, которые участвовали в победе, и освобождаются те, которые в то время находятся в узах, а когда пройдет это время, то не успевший получить уже не получает ничего».

Но и в этом случае есть одно условие. — Хорошо просить в присутствии царя, воздавая подобающую ему честь. А если наше поведение оскорбляет и прогневляет его, то неразумно будет ожидать и милостей от него.

Вопр.: какое поведение на Литургии следует считать оскорбительным?

Смотрим на повеление Господа о причащении в Его воспоминание (Лук. 22, 19), а так же на церковные правила, касающиеся этого и делаем вывод, что таковым является демонстративный отказ от предлагаемого царем Дара. «Если бы кто, будучи позван на пир, изъявил на это согласие, явился, и уже приступил бы к трапезе, — говорит Златоуст, — но потом не стал бы участвовать в ней, то не оскорбил ли бы он этим звавшего его? И не лучше ли было бы таковому вовсе не приходить»? Несомненно, что такое поведение скорее вызовет гнев, чем милость и действительно лучше в таком случае вовсе воздержаться от какой-либо просьбы.

Мало того, не только тогда неуместна наша просьба, когда мы себя ведем недостойно, но и тогда, когда недостойно ведет себя тот, за кого наша просьба совершается. Вот почему 60 правило Кормчей книги гласит: «Не принеси приноса, въ Божии жертвенникъ, ни отъ неверныхъ, ни отъ еретикъ, ни отъ блудникъ, ни отъ прелюбодеи, ни отъ корчемника, ни отъ клеветника, ни отъ лжива послуха, ни отъ волхва, ни отъ потворника, ни отъ игреца (игрока казино, картежника, компьютерного игромана), и злобника. И кто будетъ отъ таковыхъ, а не покаются, ни емли у нихъ приноса». Рекомендуется же «просфиры приносити лишь отъ своихъ духовныхъ детей, житие которых известно».

И св. Николай Кавасила, наверное имея в виду 93‑е правило IV карфагенского собора, от лица Церкви говорит, что Она «за кем знает грехи смертные, тем не дозволяет приносить сих даров и, если они осмелятся [принести], не принимает и отгоняет их вместе с дарами». А когда неизвестно от кого совершается приношение, и оказывается, что приносящий живет не по вере, то из-за этого «оно не приносит никакой пользы приносящему», равно, как и причащение Святых Даров не приносит никакой пользы тем, кто причащается без веры.

О бесполезности поминания тех, кто крещен во Христа, но живет не по-христиански утверждал и блаж. Августин Иппоннийский (V век). Он считал, что «за весьма добрых (святых) частички вынутые на проскомидии служат благодарением; для не совсем дурных они служат очищением от грехов; и хотя не приносят пользы совершенно злым, единственно по причине их упорства во зле , но зато служат утешением для живых». Т.е. поминающие всех своих родственников и друзей без учета степени их церковности, тем самым просто успокаивают себя.

Хотя есть и более радикальный взгляд на данный процесс. Так блаж. Симеон архиеп. Фессалоникийский пишет: «Сколько полезно тому, за кого приносится жертва сия, когда он живет достойно званию христианскому, столько бедственно и вредно тому, кто, предав себя греховной жизни, не радеет о достойном исправлении звания христианского. Ибо частица, будучи принесена от имени какого-либо христианина, и близ Божественного хлеба возлежащая, когда он священнодействуется и применяется в Тело Господне, делается причастною освящению, и внесенная в растворение Святого Потира напояется тогда животворящей Кровью, почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать, так как тогда совершается духовное соединение человека с Богом.

Если душа благочестива, или хотя по слабости и в грех падает, но потом покаянием очищается, то невидимо приемлет общение Духа Святого, часто же и телесной сподобляется пользы, как свидетельствуется это многократным опытом. Ежели же кто будучи предан греху и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе примет от принесенной за него жертвы». Поэтому «Иерей не должен приносить (частиц) за инославного. Нельзя также приносить (частиц) за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно, потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит причащение тем, кои без покаяния причащаются страшных Таин (2Кор. 11:29. Кстати, совершающие приношения за неверных так же несут ответственность за это и подпадают осуждению вместе с поминаемыми.

Надо понимать, что на проскомидии поминаются живые члены церковного организма. Если же кто-то в силу греха своего отпал от организма и умер для Него, перестав быть Его частью, то разве возможно сделать его живой частицей чисто механическим путем?

Более того, если представить, что в организм каким-то образом попала мертвая частица, то не предпримет ли он попытки избавиться от нее? Что делает наш организм с внедрившейся под кожу занозой? Он активирует находящиеся в том месте лейкоциты или перемещает их в те места, куда проникла она и уже в течение нескольких часов развивает необходимое для своей защиты воспаление, которое может перейти в нагноение с целью уничтожения инородного предмета.

Если так же работает и церковный организм с инородными элементами, тогда нечего удивляется неожиданным и непонятным напастям тому, за кого попытались совершить евхаристическое приношение, в то время, как он этого недостоин.

Возможно, это и имеет в виду блаж. Симеон, когда утверждает, что именно от такого поминовения «приключаются человеку многоразличные искушения и скорби», подобные тем, которые перечисляет ап. Павлом, говоря о недостойном причащении, от которого «многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11,30).

Итак, если проскомидия – это приношение Церкви, то совершаться она может только теми и за тех, кто в Церкви.

А как определить принадлежность к Церкви? Границ Церкви никто не может определить с точностью, но есть один принцип, которым в нашем случае, пожалуй, можно руководствоваться. Он был сформулирован некоторыми христианами, схваченными в гонение императора Диоклетиана. На вопрос проконсула, принимали ли они участие в христианских собраниях, они ответили: «Мы христиане». Придя в ярость от их «неправильного» ответа, он закричал: «Я не спрашиваю вас, христиане вы или нет, но участвовали ли вы в собраниях христиан»? Тогда подсудимые объяснили ему так свой предыдущий ответ: «Мы – христиане и, следовательно, участвовали в совершении Таинства Господня! Мы не можем жить без совершения Божественной вечери».

Отсюда вывод. Христианином является причастник Божества, ибо как нельзя причащаться, не будучи христианином, также нельзя быть христианином без причащения!

Этим определением мы пожалуй не только обозначим внешний признак принадлежности к Телу Христову, т.е. к Церкви, но и закончим сегодня наше занятие, задав тему для следующего и исповедуя, что воистину воскресе Христос, сме́ртию смерть попра́вый, и су́щим во гробе́х живот дарова́вый!

Комментировать