Православный интернет-курсПерейти
126. Чин тритекти

126. Чин тритекти

(1 голос5.0 из 5)

Богослужение оглашенных

Пятница 2 седмицы Пятидесятницы.

Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе!

О том, насколько важно оглашение для вступающих в Церковь мы уже выяснили, теперь поговорим о «чине оглашения», который дал начало особой службе, проводившейся в Четыредесятницу специально для таковых.

Называлась эта служба «Тритоэкти» (Тριτοεκτη) или «Тритекти» (Тριθεκτη), что в переводе звучит как «третье-шестие». Такое название она получила не потому, что как-то связывалась со службами 3 и 6 часов, а из-за того, что чаще всего совершалась в промежутке между 3 и 6 часами. Т.е. ее название, подобно названию «обедня», указывает на время ее совершения … и только.

Впрочем, в отличии от службы Часов, молитвословия которых по содержанию и смыслу связаны с известными часами дня и приуроченными к ним священными воспоминаниями, тритекти, имея свое особое назначение, не было строго привязано ко времени, разве что ко времени поста. Почему и название носило «Чин тритекти в посты совершаемый».

По уставу церкви к-польской, такая служба совершалась в среду и пяток сырной седмицы и ежедневно (кроме суббот и воскресений) в течение всего великого поста, в том числе и страстной седмицы, до великой пятницы включительно.

Не возбранялось совершать ее и в другие посты, но если это связывалось с подготовкой ко Крещению.

О времени совершения тритекти славянские рукописи обычно выражаются так: «на заутрени пение в тритекти». Это означает, что данная служба должна была начинаться с утра, но в виду предварявших её огласительных чтений и бесед, она обычно отодвигалась к полудню, представляя собой такое церковно-богослужебное последование, которое совершалось вслед за оглашением или совместно с ним.

Чин третекти

Начиналось это богослужение с возгласа: «Благословено царство…», после которого произносилась мирная ектения с коленопреклонной молитвой.

Затем пелись антифоны заканчивающиеся малой ектеньей. В качестве первого антифона использовался 24 пс. с припевом: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас»; вторым антифоном был  26 пс. (используемый и в чине крещения) с припевом: «Спаси нас, Сыне Божий, поющия Ти: аллилуиа». А третьим пелся 100 пс. с припевом: «Аллилуиа» и окончательным песнопением (вместо припева) — «Единородный Сыне», а в великий четверг. – «Заушенный».

А еще интересной была практика,согласно которой начиналось оглашение не до тритекти, а во время его, точнее, между его антифонами, по типу того, как после кафизм Устав предписывает назидательные чтения.

В соответствии с этой практикой 1-ый антифон пели пред началом оглашения, состоявшего в толковании текстов Свящ. Писания; 2-ой исполняли тогда, когда совершался переход от изъяснения св. Писания к изложению истин христианской веры, а 3-ий антифон заканчивал оглашение. После чего епископ переходил из середины храма (где проходило оглашение) в алтарь для совершения заключительных молитвословий. Собственно этим объясняется, почему по дальнейшему ходу службы Тритекти по окончании антифонов совершается вход с обычными для этого случая обрядами и молитвами.

По дальнейшему чину Тритекти (вместо Трисвятого) троекратно исполнялся тропарь и произносился прокимен с тремя стихами, по типу «Да исправится молитва моя», по окончании которого на амвоне читались Паремия, оканчивающаяся вторым прокимном, или Евангелие.

Далее (после Чтения) совершались моления: в виде сугубой ектеньи, ектеньи об оглашенных, а со среды 4-ой недели и до великой пятницы еще и о готовящихся к просвещению. Причем, в последнем случае было не просто моление, а еще совершался особый обряд благословения «просвещаемых», т.е. тех из оглашенных, которые готовлись уже в Вел. Субботу принять Крещение. Для этого после слов «Елицы ко просвещению, приступите к руковозложению и благословитесь» патриарх подходил к алтарной преграде и преподавал благословение каждому из подходивших к нему кандидатов на Крещение. Причем, не только благословял каждого, но и дул на них, как это делается у нас в начале чина Крещения. По окончании этого произносились последние возгласы и делался отпуст для оглашенных.

Когда просвещаемые удалялись и в храме оставались одни лишь верные, разделявшие с оглашаемыми их подвиг поста и принимавшие в их службе активное участие, совершались еще три ектении и две молитвы о верных в соответствии с 19 правилом Лаодикийского Собора. После чего все, напутствуемые возгласом диакона «С миром изыдем» и заамвонным славословием предстоятеля, рассходились.

Историческая судьба чина тритекти

Как видим, чин тритекти по форме является обычной службой песненного строя с трех-антифонным построением, ектениями и молитвами.

Что касается содержания, то оно органически и тесно связывалось с древней практикой оглашения и предназначалось собственно для оглашенных, т.е. это вариант общественного богослужения, которым в древности сопровождалось и заканчивалось оглашение просвещаемых Христовым учением.

Поэтому, пока существовал в церкви институт оглашенных, как постоянное учреждение, до тех пор и служба тритекти сохраняла свое жизненное значение, в качестве литургии оглашенных в собственном смысле слова, которая утратила это значение тогда, когда практика публичного оглашения была упразднена.

Это и понятно: ведь только при наличности особого класса оглашенных испытывалась настоятельная нужда и в общественном богослужении, предназначенном для таковых. Правда, институт оглашенных прекратил свое существование уже к VIвеку, а служба тритекти не только существовала, но и развивалась еще несколько столетий, обставляясь все большей внешней торжественностью.

Впрочем, с обрядовыми пережитками такое бывает довольно часто. Существование их в таких случаях поддерживается по инерции и исключительно в силу традиции, а нарядной пышностью нередко прикрывается начавшееся увядание.

Скажем, в Константинополе богослужение тритекти торжественно совершалось перед Пасхой даже еще в XI веке, но отправлялось оно как правило при отсутствии оглашенных. В лучшем случае, в нем участвовали готовившиеся к принятою крещения дети, над которыми совершался положенный по чину обряд благословения с руковозложением. И в этом усматриваются явные признаки деградации чина, ибо для детей нет и никогда не было специального общественного богослужения.

Таким образом, внутри церковной жизни создались условия, в силу которых употребление тритекти рано или поздно должно было прекратиться.

Конечно, оглашенные были и есть до сих пор, но с VI века их просвещение приобрело случайный характер, ограничиваясь лишь частными случаями. А так как потребности отдельных лиц стали удовлетворяться лишь частным «требоисправлением», то и богослужение строго общественного характера в таком случае потеряло смысл.

Значение Тритекти

Впрочем, веками выработанные стройные формы самого чина не могли погибнуть, не оставив после себя никакого следа в богослужебной практике.

1. Наверное, вы уже обратили свое внимание на то, что именно по «чину Тритекти» в наше время исполняются праздничные антифоны на Литургии. Причем, сходство здесь доходит да полного тождества, благодаря пению песнопения «Единородный Сыне» и произнесению малых ектений после каждого антифона.

2. В числе его сонаследников оказались и великопостные Часы. Именно его влиянием можно объяснить тот формат «Чтения», предваряемого и заключаемого особыми тропарями и прокимнами, который Великим Постом совершается на 6-м часе (а также на 1-м, в Великие Четверг и Пятницу).

3. Такие же чтения мы видим и в начале литургии преждеосвященных Даров, которая тоже возникла в связи с практикой оглашения, когда верующие во время 40-цы, пребывая на положении еще «непросвещенных», лишались права делать приношения для Евхаристии (и даже причащаться).

4. А еще тритекти, будучи в буквальном смысле, литургией Слова, по своему составу напоминает нынешнюю литургию оглашенных, с ее молитвословиями за оглашаемых, чтением Писаний и проповедью предстоятеля.

Но об этом я предлагаю поговорить в следующий раз. А пока давайте завершим нашу беседу исповеданием, что воистину воскресе Христос, сме́ртию смерть попра́вый, и су́щим во гробе́х живот дарова́вый!

Комментировать