124. Духовный аборт

124. Духовный аборт

(5 голосов5.0 из 5)

Крещение во осуждение

14.04. Великая Пятница 7‑ой седмицы поста

Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!

Сегодня мы начнем разговор с упоминания той константинопольской традиции, согласно которой литургия Великой Субботы – главного крещального дня в древнем К‑поле, начинается пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…».

В былые времена этот стих (из послания ап. Павла к Галатам) служил припевом к стихам 31 псалма с которым новокрещеные переходили из баптистерии в храм св. Софии для миропомазания и участия в предстоящей Литургии.

И если сегодня эти слова служат нам лишь напоминанием о том, что все во Христа крестившиеся, должны во Христа облечься, то когда-то данным крещальным стихом завершалось реально происходившее (во время чтения паремий на вечерне) Крещение оглашенных, прошедших курс обучения в период Великого Поста.

Это обстоятельство подает нам повод обсудить такое явление в нашей Церкви как предосудительное крещение. Да, да, вы не ослышались! Бывает Крещение не в оправдание, а в осуждение. И чтобы понять о чем идет речь, надо сначала выяснить, что собой представляет Крещение от воды и Духа?

– Согласно катихизическому определению оно есть таинственное рождение «нового человека», который начинает свою жизнь во Христе и в котором начинает Свою жизнь Христос. И как невозможно вступить в естественное существование, не родившись по закону естества, так невозможно вступить и в общение с Богом без святого Крещения, которым мы вступаем в новое бытие (Тит. 3, 5).

Но как рождение может не состояться по ряду причин, так и Крещение может не совершиться, если не будет выполнен ряд условий.

Что это за условия?

1) Без чего не может состояться физическое рождение? – Без зачатия…. Зачатие – первое и главное условие рождения. И как в мире физическом образование зародыша происходит через соединение семени, с одной стороны, и яйцеклетки – с другой, так и зародыш духовной жизни образуется соединением Божественной воли и воли человеческой. Здесь важен момент сознательного избрания новой жизни и свободного устремления навстречу Божественной благодати.

2) Но вопрос: сразу ли после зачатия следует рождение? Нет. Необходимо, чтобы зачатый плод сформировался и стал жизнеспособным. А что для этого нужно? – Питание, тепло, воздух и… время. Причем, чем сложней организм, тем больше требуется времени на его формирование.

Поэтому в древней церковной практике перед Крещением обязательно давалось время для приготовления, ибо считалось, что как внутриутробный период развития необходим для формирования тела, так и перед Крещением необходим для души человеческой период оглашения. Эту идею выражает 2‑е правило 1 Всел. Собора.

Сколько времени должен длиться этот период? – Эльвирский собор 305 года, бывший в Испании, постановил: «Тех, которые делают первый шаг к вере, хотя бы обращение их было на первый взгляд и искренне, допускать к благодати Крещения не раньше, как по прошествии 2 лет», а то и трех. Про 3 года мы читаем так же у св. Ипполита и Климента Александрийского. Император Юстиниан для обращающихся в христианство из самаритян так же соглашался с 2‑х годичным сроком, приговаривая, что иначе они после Крещения легко возвращаются к прежним заблуждениям.

К слову сказать, бывали сроки и более продолжительные. Например, св. Мартин Турский стал оглашенным в 10 лет, а крестился лишь к 18 годам. Блаж. Августин был принят в число оглашенных еще в младенчестве, а крестился в 33 года. Конечно, он все это время не столько готовился, сколько откладывал (пробыв в интенсивном оглашении лишь 8 месяцев). И в этом отношении встречались и могут встретиться крайности, когда всю жизнь учатся, но так и не могут научиться. В таком случае можно сказать словами св. Иоанна Златоуста«Разве не высшая глупость откладывать свое спасение до последнего вздоха». Заметьте, речь идет об откладывании Крещения. Если же откладывать духовное рождение до конца своих физических дней, тогда не останется времени для духовного развития! Ведь Крещение – лишь начало духовной жизни, а не ее завершение.

И мы говорим не об откладывании его, а о подготовке к нему. Примечательно, что даже в самые опасные времена Церковь непреклонно следовала принципу как можно лучше подготовить к рождению своих будущих чад. Конечно, в ее истории можно найти примеры крещения и без такой длительной и систематической «подготовки». Например, можно вспомнить, как в день сошествия Духа Святого на апостолов после одной лишь проповеди ап. Петра сразу же крестилось 3 тысячи человек (Деян. 2, 14-41)!

Но во-первых, то крещение все-таки предваряло наставление, по сказанному: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…».

Во-вторых, надо учитывать, что тогда к Таинству приступали люди, имевшие «базу» ветхозаветных знаний. И они не только были знакомы с Божественным Откровением, но еще и верили во Единого Бога и в известной мере даже состояли в Завете с Ним. А так как христианство было исполнением всех ветхозаветных прообразов, то у слушателей апостолов значит уже было достаточное основание для наздания веры во Христа как Мессию.

Но даже в тех случаях, когда допускалось крещение без систематического наставления, делалось это в виду исключительной ситуации, в основном в случае смертельной опасности. И даже в этом случае, например, согласно Указу Свящ. Синода от 13 марта 1862 г., предписывается находящихся при смерти крестить, но если кто выздоровеет, преподать ему основы веры. А так как обыденная наша жизнь состоит не из экстремальных ситуаций, то и руководствоваться исключением как правилом мы не должны.

В таком случае, спрашивают: А вдруг за время длительной катихизации случится какое-нибудь несчастье и готовящийся умрет некрещенным?!

Конечно, случалось, что не успевали крестить находящихся в разряде оглашенных и те умирали некрещеными, но надо учитывать, что оглашаемый не был совсем чужд Церкви, ибо посещал богослужения, изучал основы веры, читал Евангелие и был уже христианином, хотя и еще «несовершенным».

Кроме того, в соответствии с апостольским преданием считается, что «если оглашенный, будучи схвачен за имя Господне, был замучен, когда его грехи не были еще отпущены», он принимает крещение своею кровью. И хотя далеко не каждая смерть оглашенного служила и может служить крещением, однако в древности, когда возможностей умереть скоропостижно было куда больше, нежели сейчас, Церковь все равно не спешила крестить всякого желающего, а проводила каждого через катехизическую школу.

Почему так делалось? – Да потому, что по-другому родиться в жизнь вечную невозможно. Если сравнивать крещение с физическим рождением, то никому же в голову не придет попросить беременную женщину родить ребенка побыстрей, дабы с ним или с ней не случилось что-нибудь непредвиденное и опасное?! Родить можно только тогда, когда придет срок. Раньше срока все равно не родишь. Это закон природы.

И если пожелавший креститься, заявляет о намерении поменять свою жизнь или что-то в своей жизни, но при этом смутно представляет, что и как он будет делать в этом направлении, это свидетельствует лишь о том, что его духовная жизнь находится еще только на начальной стадии своего формирования, в зачаточном состоянии.

И, как зачатый плод на начальной своей стадии не способен самостоятельно функционировать, так и неопределенность понятий и отсутствие решимости свидетельствует о недостаточной готовности к принятию Крещения. А если ее нет (или ее недостаточно), то и креститься значит еще нельзя, как нельзя родить недоношенный плод.

Так что крещение без соответствующей подготовки – это не рождение в жизнь вечную, а духовный аборт или выкидыш. И доказательством сего является тот факт, что в нашей стране почти все крещенные, но из них активную церковную жизнь ведет не более 5% процентов. Остальные оказываются неспособными к жизни по законам духа и называя себя христианами, живут по законам греха.

И как бы мы этого не хотели, но не можем оспорить утверждение св. Игнатия Брянчанинова о том, что «необходимо тщательное приготовление перед принятием святого Крещения, ибо в тщательном приготовлении заключается неотъемлемое условие того, чтобы великое таинство принесло обильно плод свой, чтобы оно послужило во спасение, а не в большее осуждение».

А вот в чем заключается такое приготовление, мы поговорим при следующей нашей встречи.

Сейчас же лишь напомню вам сказанное апостолом: Елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся (Рим. 6;3). И пусть это будет подсказкой для тех, кто стремится разобраться в обозначенной нами сегодня теме.

Не прощаюсь с вами. И до скорой встречи!

Комментировать