Вариант современного чина утреннего богослужения
Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!
Сегодня мы посвятим наше занятие обсуждению приходского богослужения. Эту тему я затрагиваю в виду просьбы (последовавшей от некоторых священнослужителей) представить вариант возможного совершения Утрени с учетом той практики, которая освящена церковной традицией.
Как вы уже могли убедиться, христианская утреня прошла сложный путь развития. Имея главным своим элементом псалмы и библейские песни, она уже в первом веке стала дополняться гимнами собственно христианского сочинения, а в последующих столетиях христианское песнотворчество значительно усложнило ее чинопоследование. За это же время многие молитвы и песнопения из нее исчезли, а некоторые из сохранившихся потеряли свое прежнее место и значение.
Нынешнее утреннее богослужение содержит в себе много наслоений и элементов, которые когда-то были вариантами различных утренних последований, а сегодня совершаются чуть ли не все разом в одной службе, а значит, обрывочно (т.е. в крайне сокращенном виде), а потому и несуразно, тяжеловесно, утомительно, а самое главное непонятно для большинства.
Кстати, это проблема не только нашей утрени, но новогреческой, в которой, например, сегодня хоть и не читаются ктиторские псалмы, однако перед шестопсалмием до сих пор поются тропари (“Спаси, Господи”, “Вознесыйся…”, “Предстательство страшное”) и совершается сокращенная сугубуя ектения, хотя смысл их давно утратился.
Так же у них сохраняется общая для всех нас странная практика вычитывать утренние молитвы во время шестопсалмия.
В отличие от нас на воскресной Утрене,как правило, Евангелие ими читается не после степенн, а после 8 песни канона (перед «Честнейшей») со всем блоком знакомых нам предшествующих и последующих молитвословий, включая 50 псалом и литийную молитву «Спаси Боже люди твоя», после которых диакон возглашает: “Богородицу и матерь света…” и далее опять идет все по чину молебного канона. Ибо так же как и у нас, библейские песни канона ими стихословятся лишь на великопостной утрене, а в прочее время года к тропарям канонов прилагаются припевы. При этом катавасии после каждой песни канона онине поют, но пропевают их все подряд (от первой и до восьмой песни включительно) после 8-ой песни канона, возможно для того, чтобы создать более торжественную обстановку перед чтением Евангелия (как у нас с этой целью поются степенные антифоны).
Конец греческой праздничной утрени отличается от русской тем, что греки не произносят последних ектений, не делают отпуста и не читают 1-го часа (не говоря уже о 3 и 6 часах), переходя прямо к совершению Литургии после Вел. Славословия, что весьма разумно. Но абсурд их практики состоит в том, что во время пения Славословия священник зачем-то вычитывает тайно последние ектении “Помилуй нас, Боже” и “Исполним утреннюю молитву” и даже тайно произносит отпуст, как-будто ничего этого не будет в чине самой Литургии. Очевидно, что тут срабатывает обычный формализм, какового у нас в богослужебной практике более, чем достаточно.
Так что настоит нужда выработать, а точнее избрать с учетом многовековой практики такой чин Утрени, который будет выполнять свою функцию более внятно, привлекая к себе внимание современного человека.
Какой вариант можно предложить? Подчеркиваю, что это всего лишь предложение к рассмотрению и обсуждению…
***
Ну, во-первых, я считаю, что на приходе следует ориентироваться на приходской вариант Утрени, т.е. на песенное последование с возможным сохранением и некоторых монашеских элементов, которые имеют или приобрели для Утрени важное значение.
В таком случае, начинаться Утреня должна (как и Литургия) с Мирной ектении, по окончании которой прочитывается или пропевается (можно и с припевами) традиционное (для приходского устава) трипсалмие вместо шестопсалмия, которое, как мы уже не раз говорили является частью несовершаемого ныне чина «НОЧНОЙ МОЛИТВЫ».
Впрочем, псалмы для такого трипсалмия лучше взять из шестопсалмия (на мой взгляд для этой цели больше подходят первый (он же 3) псалом, утренний 62 псалом и 142 пс., стоящий в шестопсалмии на последнем месте). При этом последний псалом в конце разбавляется пением тропаря и Богородична. А в дни воскресные он заменяется на 117 пс. (лучше в сокращенном виде с некоторыми избранными стихами) и с припевом к этим стихам «Бог Госпо́дь и явися нам», который в конце так же заменяется пением воскресного тропаря и Богородична.
После этого совершается малая ектенья с соответствующей утренней молитвой.
По окончании, в день воскресный поется 118 пс. (с избранными стихами) к которому присоединяются воскресные тропари («Ангельский собор…») с припевом“Благословен еси Господи…”. Или же (для экономии времени) эти тропари поются сразу взамен 118 псалма.
В остальные же дни недели на этом месте можно прочитывать (как это и делается в большинстве наших приходов) вместо целых кафизм три псалма (в виде одной статьи) из кафизмы с соответствующими припевами. Делать это лучше всего по порядку (из службы в службу) пока не будет прочитана вся Псалтирь. И так, по кругу. Отличие лишь в том, что монашествующие могут придерживаться системы, благодаря которой Псалтирь прочитывается за одну неделю, а мирянам вполне достаточно, если она будет прочитываться за месяц, два, а то и больше. Как пример, в греческом богослужении на месте кафизм давно уже читаются лишь «краткие отделы псалтиря» по усмотрению самих молящихся.
По окончании их опять малая ектенья с соответствующей молитвой и 50 псалом, перед которым при желании можно установить чтение из Пролога или «Житие» отмечаемого святого. Это будет, с одной стороны, временем отдыха, а с другой — средством просвещения молящихся.
После чтения 50 пс. начинается пение библейских песней в полной (для будних дней Великого поста), сокращенной (для простых будних дней) и сверхсокращенной (для воскресных и праздничных дней) редакциях. Все эти редакции имеются в Ирмологии.
Понятно, что петь их следует не все сразу, а по очереди (в соответствии с днями недели): в понедельник 1-ю песнь, во вторник 2-ю (и то лишь в период Вел. Поста), в среду – 3-ю, в четверг — 4-ю, в пятницу – 5-ю, в субботу – 6-ю, в воскресенье – 7-ю. К каждой из этих песеней добавляются еще 8-я (песнь отроков) и 9-я можно с пением ирмоса «Честнейшую».
С пением этих песней соединяется и пение канона, который в таком случае будет исполняться лишь частично (хотя из года в год тропари его будут меняться в соотвествии с номерами библейских песен, так что рано или поздно он будет исполнен полностью).
Таким образом, когда нет всенощного бдения (в прямом смысле этого слова), при котором поются все 9 библейских песней, совершается трипеснец, который разбавляется тропарями (от 4 до 8 и более, по желанию) из полагаемых канонов.
Заканчивается же он мал. ект. и ексапостиларием, после которого следуют хвалитные псалмы (в сокращенном или полном варианте), стихиры, если положены и великое славословие, перед которым в праздники совершается вынос Евангелия на амвон для чтения.
Как вы уже знаете, когда-то (на Богородичне хвалитных стихир) священнослужители совершали вход в алтарь. Но в этом был смысл, когда они всю предыдущую часть богослужения проводили в храме, а не в алтаре. При последнем варианте лучше, совершая имитацию входа, при этом вынести и оставить Евангелие на амвоне. Это хоть в какой-то мере будет оправдывать проделываемые действия.
С обрядовой стороны здесь все просто. Если в песенном последовании Утрени Евангелие торжественно несли во время пения евангельской стихиры, и заносили его в алтарь на Богородичне “Преблагословенна еси…” (который, кстати, служит входным тропарем на Литургии 3 дня Пасхи), то сегодня священнику вполне удобно выносить северными вратами Евангелие из алтаря во время пения Богородична (тем более, что именно для этого в этом месте Утрени до сих пор по привычке открываются ц.врата). Затем, по окончании пения Богородична уже на амвоне он может благословить народ Евангелием со словами “Премудрость, прости” и оставить на заранее приготовленном там аналое. После чего вслух можно прочитать молитву входа, по окончании которого им (или же канонархом) возгласить: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и после этого заходить в алтарь через ц.врата при пении Вел. Славословия, по принципу малого входа на вечерне.
А затем, после пения Славословия и тропаря читается Евангелие с прокимном и молитвой, но без “Всякое дыхание…”, которое уже пелось на Хвалитех. По прочтении Евангелия следуют обычные ектении (сугубая и просительная) и отпуст.
Если с Утреней соединяется Литургия, то после Славословия на пении трисвятого начинается литургийное последование, но не с антифонов, а с чтения Апостола, Евангелия и далее по чину.
На вопрос о чтении евангельских отрывков Утрени и Литургии одновременно, можно предложить традиционное соединение двух и более чтений. Причем, это чтение можно обставить утренним воскресным или праздничным прокимном (которого на Литургии все равно нет) и послеевангельским пением праздничной или евангельской стихиры, которая согласно иерусалимскому последованию предназначалась для пения именно после Евангелия.
Впрочем, при желании и соответствующих уставных разрешениях (касательно времени пения Полиелея), можно вместо трипсалмия (перед библейскими песнями) совершить Полиелей с чтением праздничного Евангелия, как это делалось в русском богослужении до XVIIвека. При этом «Око Церковное» (это древнерусский Устав, которым до сих пор руководствуются старообрядцы) предписывало воскресное Евангелие читать по Славословии, а Евангелие святого или праздника — после Полиелея.
Ну, примерно вот так может выглядить приходской чин утреннего богослужения.
Для вашего удобства все сегодня сказанное я представляю вам еще и в письменном виде в 3-х вариантах чина приходской Утрени: вседневной, воскресной и праздничной.
Эти три чина Утрени я прикрепляю к этому видео. Посмотрите, и если у вас появятся предложения или замечания в отношении представленных чинов богослужения, то буду рад ознакомиться с ними в ваших комментариях.
А пока попрощаюсь с вами ненадолго и до новой новой встречи!
Комментировать