Хвалитные псалмы и Великое славословие
Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!
Сегодня мы обсудим 4-ую и последнюю часть Утрени.
Начинается она вновь псалмами, но в соответствии с малой ее величиной используется для нее всего три последних псалма Псалтири, общая тема которых – призыв к хвалению Бога, отчего и называются они «Хвалитными».
Примечательно, что они изначально входили в состав Утрени, притом одинаково как на Востоке, так и Западе. И скорее всего, именно их имеет в виду преп. Ефрем Сирин, говоря: «Хвалите Бога утром, чада церкви».
С этих псалмов собственно и начинается Утреня. А все, что было до этого лишь приготавливало к ней. И за свой радостный тон эти псалмы не отменяются даже на Пасху!
Чин пения хвалитных псалмов подробно изложен в Ирмологии и следованной Псалтири.
Есть праздничный и будничный варианты их исполнения.
В будни данные псалмы начинают стихословиться с 1-го стиха 148 пс., причем, простым, речитативным напевом.
В праздничном же исполнении, хвалитные псалмы поются на глас дня и начинаются стихом, выражающим их общую тему. Таким стихом является последний стих 150 пс. «Всякое дыхание да хвалит Господа», которым же и заканчивается даное псалмопение, представляя в таком случае как бы один гимн, который концом своим возвращается к началу в знак бесконечности и непрерывности.
В наше время все стихи этих псалмов поются без особых припевов, но когда-то эти псалмы имели припевы после каждого стиха, причем различные. Например, в 148 псалме до 7 ст. припевали «Тебе подобает песнь Боже», с 7 (8) стиха — «Дадите славу Богу», с 12 (13) стиха — «Тому (Тебе) подобает песнь»; в 149 пс. с 1 стиха — «Слава Тебе, Святый Отче», с 6 (7): «Пощади ны, Господи (Пощади ны)»; в 150 пс. с 1 стиха — «Сыне Божий помилуй нас», с 3 (и 4): «Слава подавшему (показавшему) свет», с 4 (5): «Тебе слава подобает Господи».
Ныне же выработалась практика петь стихи хвалитных псалмов без припевов до последнего стиха 149 псалма «Сотворити в них суд написан», с которого ко всем последующим стихам могут начинать присоединяться хвалитные стихиры, которые не всегда бывают, а если и бывают, то в небольшом количестве. За исключением воскресных служб, их количество не должно превышать 4-х в виду усталости возникающей к концу немаленькой службы.
Кроме хвалитных, на будничной утрени встречаются еще стихиры на стиховне, строение, число и способ пения которых во всем подобны пению таких же стихир на вечерне.
Но если упомянутые стихиры бывают не всегда, то всегда бывает утреннее славословие, которое естественым образом возникает под воздействием первых проблесков утренней зари. Это видно из того, что начинается оно прямым возгласом: «Слава Тебе, показавшему нам свет», которым Церковь приветствует начало нового дня.
В 7 гл. Типикона указано, что этот стих должен совершать предстоятель. Хотя если внимательно вчитаться, то данное предписание требует произнесения его тем, кто исполняет и само славословие. Другими словами, если Славословие поет хор, то стих произносит канонарх, если читает чтец, то он же читает и стих, а если священник произносит стих, то он же тогда должен совершать и само Славословие!
А если вы внимательно меня слушали, то не могли не заметить, что данный стих когда-то был одним из последних припевов к хвалитным псалмам. И возможно, он же служил припевом ко всему Славословию, продолжавшему тему хвалитных псалмов!!
Может быть в силу того, что оно является как бы продолжением псалмопения, его (по некоторым уставам) и совершали речитативом, как шестопсалмие или предначинательный псалом, а певчески пели только один раз в году — в Великую субботу.
Ныне утреннее Славословие как правило поется в праздники (кроме времени вел. Поста), а в будни читается, но все же более древней является практика его именно петь.
С особою торжественностью оно пелось по уставу Великой церкви, где его начинал доместик с крестом в руках, затем подхватывали сначала иереи, а потом и певцы.
Содержание утреннего славословия
Обсуждаемое нами утреннее славословие именуется великим в сравнении с малым, которое по сути выражает те же мысли, только кратко: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу».
Великое славословие состоит из 3 пространных частей, каждая из которых заключается Аминем.
Первая его часть начинается ангельскою песнью при рождении Спасителя, – чем утреня, уже близящаяся к концу, возвращается к своему началу (любимый прием в церковных песнях). К нему мы добавляем затем свое со слов: «хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися». А затем следует молитва к Богу, переходом к которой служит молитвенное обращение ко всем лицам Св. Троицы порознь.
Вторая часть продолжает прославлять Бога словами Свящ. Писания (Пс. 144, Дан.3:25), моля одновременно о том, чтобы наша греховность не прервала подобающее Богу прославление.
Третья часть является исключительно молитвенной с просьбой к Богу научить нас Его оправданиям. Просьба эта (повторяемая трижды) совершается известным стихом 118 псалма: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим».
Оканчивается утреннее славословие песнью: «Святый Боже…». Кроме литургии, это единственное место в церковной службе, где Трисвятое не читается, а поется, да еще и по особому чину, т.е. не только трижды, но с припевом «Слава и ныне» и повторением 1,5 раза еще после этого припева.
Согласно Студийским уставам данное Трисвятое произносилось вместе с сопровождающими его молитвами до «Отче наш», 2664 отголоском чего является то, что согласно старообрядческим уставам, хоть Трисвятое произносится и без Отче наш, однако за ним следует возглас: «Яко Твое есть Царство».
После Трисвятого, как правило, следует тропарь (как в конце любой службы, будь то вечерня, повечерие, часы, изобразительные и т.п.). Отличие лишь в том, что тропарь обычно поется за каждой суточной службой только один раз, а за утреней, которая является слишком длинной службой, тропарь произносится дважды: в начале и в конце. Ну, а так как тропарь здесь употребляется уже вторично, да еще на последней, самой краткой, ее части, то и поется он не по полному чину, а по сокращенному, т. е. не дважды или трижды, а однажды, а в воскресенье еще и без Богородична.
Конец Утрени очень похож на то, как заканчивается Вечерня. Кроме стихир и тропарей, те же две ектеньи (сугубая и просительная), меняющиеся местами в зависимости от разряда богослужения, и тот же отпуст, являющийся заключительным исповеданием Христа истинным Богом и нашей надежды на помилование и спасение.
Отличие только в том, что достигнув на запад солнца и «видевше свет вечерний», мы просим, чтобы этот свет снова воссиял для нас, т.е. молимся о нисполании благодати света вечного, а узрев «во свете Божием», рождающийся из тьмы ночной утренний свет, мы созерцаем несозданний Свет, радуясь ему и благодаря Бога за нисполанные вместе с ним небесные блага. И рождающееся от этого славословие формирует в душе нашей райское состояние, при котором несть печали и воздыхания, а одно лишь блаженное жизни наслаждение.
Здесь можно было бы поставить точку в наших беседах об Утрени, но мы поставим многоточие… А почему,.. вы узнаете при следующей нашей встрече!
Так что, не прощаюсь с вами и до скорой встречи!
Комментировать