О чтении Евангелия
Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!
Пришло время поговорить об утреннем чтении Евангелия.
Какой отрывок из Евангелия следует прочитать на той или иной Утрени определяется церковным Уставом и печатается во всех богослужебных указаниях и календарях, а вот как и когда его читать, давайте обсудим сейчас.
Устав чтения утреннего Евангелия
Начнем с того, что чтение утреннего Благовестия на общественном богослужении обставлено определенным церемониалом.
Так, к его восприятию наши ум и сердце принято готовить песнями и молитвой. Для этого после степенных антифонов сначала совершается прокимен по гласу, а затем после призыва «Господу помолимся» следует читать предевангельскую молитву «Возсияй в сердцах наших», ту самую, которую по недоразумению читают во время Шестопсалмия, как мы об этом недавно говорили.
По окончании этой молитвы непосредственно перед чтением Евангелия по чину прокимна поется последний стих последнего псалма Псалтири (Пс. 150;6): «Всякое дыхание да хвалит Господа» вместе с 1-м его стихом: «Хвали́те Бо́га во святы́х Его́, хвали́те Его́ в утверже́нии си́лы Его́».
Нельзя не заметить, что это стихи хвалитных псалмов, которыми начинается заключительный 4-й отдел Утрени.
А теперь задайте вопрос себе и мне: Причем тут эти стихи?…
— Исторически предшествие этого стиха Евангельскому отрывку объясняется тем, что некогда (на песненной утрене) он читался не на Полиелее, а в конце Утрени — после хвалитных псалмов и Великого Славословия, т.е. новозаветное благовестие являлось уже по окончании пения всех ветхозаветных песней и псалмов!
Значит ли это, что чтение Евангелия на Полиелее неправильно? — Нет. Просто здесь отразились переплетения разных традиций! Скажем, в Иерусалимской Церкви было принято Евангелие читать до рассвета в связи с приходом к этому времени епископа, который затем уходил, предоставляя дальнейшее утреннее последование совершать без него (см. Сильвия). Но и там так было не всегда. Например, Святогробский типикон 1122 года, описывающий иерусалимское богослужение, говорит о чтении Евангелия после 6-й песни канона.
А вот в Контантинопольской Церкви сложилось обыкновение читать Евангелие в самом конце Утрени.
Более того!! Известна традиция чтения двух Евангелий: одного на Полиелее, а другого после Великого Славословия. К примеру, так делалось в русском богослужении до XVII века, когда воскресное Евангелие читали после Великого Славословии, а после Полиелея перед каноном, читали Евангелие святого или праздника.
Сейчас у нас утреннее Евангелие принято читать на Полиелее, за исключением лишь некоторых служб, таких как, Великая Суббота, когда оно читается после Вел. Славословия.
Итак, после прокимна, молитвы и хвалитных стихов, возглашается: И о сподо́битися нам слы́шанию свята́го Ева́нгелия Го́спода Бо́га мо́лим.
Вновь возникает вопрос: Почему возглашение начинается так странно?.. — На призыв к слушанию это не похоже,… на объявление тоже, пожелания так же не видно.
Оно скорее напоминает прошение какой-нибудь ектеньи:
Поми́луй нас, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, мо́лим Ти ся, услы́ши и поми́луй.
Мо́лим Тя́, многоми́лостиве Го́споди, услы́ши нас, гре́шных, моля́щихся Тебе́…
Еще́ мо́лим Тя, помяни́, Го́споди,…
И о сподо́битися нам слы́шанию… Го́спода Бо́га мо́лим…
Ведь так?!… И если покопаться в истории, то обнаружится, что начальное «И» данного возгласа является частью прежде совершавшегося пространного моления в виде ектеньи, в которой оно было одним из прошений, в ответ на которые хор пел, да и сейчас поет: Го́споди, поми́луй, 3р.
После такого моления, наконец, совершается евангельское чтение с обычными в таких случаях объявлениями и пожеланиями: Прему́дрость, про́сти, услы́шим свята́го Ева́нгелия. Мир всем. От (имярек) свята́го Ева́нгелия чте́ние.
Кто не заметил, обращаю внимание, что в первом объявлении оговаривается особое положение тела, ибо слово «прости» или «просто» означает «прямостояние» во время слушания его в противоположность другим видам чтениям, за которыми полагается сидеть.
По окончании чтения Евангелия совершается его целование, как детски простое выражение радости от полученной вести, когда целуют и неодушевленный предмет, нас обрадовавший. Впрочем, если смотреть на него, как на словесную икону, изображающую Христа, тогда целование его, как и поклонение ему, «восходит к Первообразному» и служит формой богопочитания.
Типикон подробно излагает и сам чин целования Евангелия.
По прочтении евангельского отрывка, Евангелие выносится на середину храма для целования. Целующие его сначала делали два земных поклона и произносили молитву: “Со страхом и любовию приступаю к Тебе Христе, и верую словесем Твоим; страхом убо греха ради, любовию же спасения ради”. По целовании Евангелия делали третий поклон, произнося: “Верую, Господи, во святое Евангелие, Христе Боже, помози ми и спаси мя”.
Этой молитвой мы и закончим сегодня нашу беседу о чине утреннего евангельского чтения и пусть Благовестие Христово, пребывает с вами во все дни жизни вашей!
Комментировать