Православный интернет-курсПерейти
100. Утреннее назидание

100. Утреннее назидание

(1 голос5.0 из 5)

О чтении святоотеческих писаний

Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!

Итак, за кафизмами (седальнами) Устав предписывает назидательные чтения! Кстати, этим самым он выполняет 17 правило Лаодикийского Собора, которое гласит, что «не должно в церковных собраниях псалмы совокуплять непрерывно один к другому, но чрез промежуток по псалме быть чтению». Это же правило касается и утреннего канона, основу которого составляют ветхозаветные песни, похожие на псалмы, так что между песнями (по 3-й и 6-й песни) так же полагаются чтения.

Какова цель седальных чтений? Если учесть, что седальны в некоторых случаях именуются успокоительными, то очевидно, что смысл уставных поучений, состоит не столько в том, чтобы сообщить молящимся что-то интересное, сколько в том, чтобы дать отдохнуть телесно и духовно, а затем с новыми силами продолжить моление.

На вопрос, «что читать» Типикон на первое место ставит объяснения текстов Свящ. Писания. В его 10-й главе можно найти указания о чтении толкований на Евангелия. Естественно, выбираются толкования на тот отрывок Евангелия, из которого совершается чтение на службе. Кроме евангельских толкований там же предписываются и толкования апостольских посланий. Среди рекомендуемых толкователей, названы имена св. Иоанна Златоуста и блаж. Феофилакта, митр. Болгарского.

Кроме толкований на Писание, в ней же упомянуты сборники Златоустовых наставлений вроде «Маргарита» (Жемчужины) или его же знаменитого «Шестодневника». В период Четыредесятницы рекомендуются чтения во святем Ефреме и в Лавсаице. Здесь имеются в виду покаянные поучения преп. Ефрема Сирина и собрание жизнеописаний египетских иноков еп. Еленопольского Палладия.

Кроме этих книг фигурирует еще Лествица игум. Синайского Иоанна, которую «на часех чтут». И различные «Жития Святых», «Патерики» для чтения на трапезе. Впрочем, «Житие» святого, память которого совершается, читается и во время Утрени, как это видно на примере богослужения четверга 5 седмицы Великого поста, посвященного преп. Марии Египетской!

Для полноты списка, можно еще упомянуть огласительные поучения преп. Феодора Студита, читаемых в конце Утрени.

***

Из представленного перечня видно, что в этой главе Типикона отражена практика жизни монашеской, которая далеко не всем подходит. А когда святоотеческие книги остались нам в единственное средство руководства, должно с особенной разборчивостью читать их, чтобы вместо назидания не получить вред.

Чтобы этого избежать, необходимо выбирать чтение, соответствующее образу жизни. Поэтому, как правильно рекомендует св. Игнатий Брянчанинов: «отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок живущий в общежитии, — Отцов, написавших, наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, — святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства».

Обратите внимание, что этот принцип Типикон соблюдает, содержа перечень тех книг, которые подходят исключительно к общежительным монахам, ибо в этом перечне нет сочинений ни Антония Великого, ни Симеона Н.Б., ни Исаака Сирина, писавших наставления для отшельников.

Исходя из этого же принципа, следует корректировать состав назидательного чтения и для богослужения мирян.

Скажем, из уже перечисленных книг мирянам можно оставить лишь сочинения св. Иоанна Златоуста и блаж. Феофилакта, которые всем подходят. Можно получить пользу и от покаянных размышлений преп. Ефрема Сирина. А вот «Лествица» преп. Иоанна Синайского, излагающая порядок иноческих обязанностей и главные добродетели монашеского звания, или «Оглашения» преп. Феодора Студита, призывающие к тщательному соблюдению монашеского устава, точно не подходит для чтения мирянам. Так же сомнительную пользу может извлечь мирянин, читая жизнеописания египетских монахов, живших по исключительным правилам, не только не подходящим для жизни семейной или общественной, но и прямо им противоположным?

Что же тогда читать мирянам? — Я бы предложил вместо Лествицы и «Студитовых оглашений», читать, например, «Начертание христианского нравоучения», св. Феофана Затворника в которой по его же словам «представлена история всякого спасающегося христианина, от начала зарождения христианской жизни до конца». — Чем не лествица?! Если кому-то она покажется трудной, то можно взять упрощенные ее варианты в виде «Писем о духовной жизни», «Писем к разным лицам о разных предметах веры и жизни христианской», а так же «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Именно эти книги считаются грамматикой жизни духовной и я «не знаю, где бы еще полнее изображено было все касающееся жизни христианской».

Еще обращаю ваше внимание на его книжицу под названием, «Мысли на каждый день года», в которой он размышляет над уставными чтениями Св. Писания. У него же собраны и подробные толкования на послания ап. Павла, гораздо интереснее и полнее, нежели аналогичные толкования блаж. Феофилакта.

Вы скажете, а как быть с тем, что ОН был ЗАТВОРНИКом! Был, но писал же она не для отшельников. И вообще его «затвор» был не столько формой отречения от мира, сколько формой уединения с целью богословско-научных изысканий. Но даже если кого-то смутит его затворнический статус, можно вместо его книг взять книгу под названием «Моя жизнь во Христе» св. прав. Иоанна Кронштадтского, которую сам св. Феофан сравнивал с «утренним весенним ветерком благоуханным». И вообще о книгах св. Иоанна он говаривал, что «они одного сорта с его книгами».

Кроме названных сочинений, для богослужебных целей можно с успехом использовать творения русского Златоуста, св. Тихона Задонского, особенно такие его книги, как «Сокровище духовное от мира собираемое» и «Об истинном христианстве», в которых путь к Богу изображен как на ладони.

Прекрасно подойдут для богослужебных целей и некоторые (немонашеские) статьи и проповеди св. Игнатия Брянчанинова. И еще многое другое подыскать для этих целей в сокровищнице святоотеческой литературы, учитывая, что в выборе утреннего назидания допускается определенная свобода.

Сколько таких чтений может быть за одну службу?

Устав предписывает на праздничном всенощном бдении читать поучения не менее 6 раз. А на будничной утрени – около 4.

Отмечу еще, что на армянском богослужении особенно развиты такие чтения, которые называются «увещаниями» и бывают даже на часах по 2, а на Утрене и до 8 раз.

При этом на вопрос, какого рода чтение, в каком объеме и на каком месте Утрени, должно читаться, Типикон конкретно не определяет, предоставляя свободу и в этом отношении. Он только замечает, что по 1 кафизме бывает «в Евангелии толковом», а по 6 песни канона читается Пролог.

Монашеская практика выработала читать:

После 1 кафизмы толкование уставного зачала из Евангелия (из Феофилактова «Благовестника» или Златоустова).

После 2-й кафизмы и Полиелея ТОЛКОВАНИЕ на апостольские чтения или же ЖИЗНЕОПИСАНИЕ святого, если совершается его память. Кстати говоря, Студийский устав чтению житий святых придавал особое значение, так что на будничных утренях часто это был единственный материал для чтения, а длинные жития читались сряду на нескольких утренях (например, житие Антония Великого 13-17 января, Феодора Студита 8-11 ноября). А некоторым святым вообще вся служба иногда ограничивалась одним лишь чтением их житий. Во всяком случае, данное чтение рассматривается Уставом как особенно важное, не отменяясь даже в воскресенья.

По 3-й песни канона – Сборник кратких наставлений (Златоуста и т.п.).

По 6-й песни канона — Синаксарий (от греч. «синаго» — собирать) или Пролог — сборник кратких слов на различные праздники и события.

Еще в конце Утрени (по средам, пятницам и воскресеньям) читались «Студитовы оглашения». Но так как цель этих чтений иная, то и разговор о них будет отдельный в свое время.

Что касается ЧИНА ЧТЕНИЯ, то о нем можно составить представление из 35 главы Типикона, посвященной трапезе. Там мы видим, что когда чтец произносит «ПРЕДИСЛОВИЕ», т.е. озвучивает имя автора и заголовок книги, и просит благословение на чтение словами: «благослови отче», священник в ответ говорит: «Молитвами (егоже чтение), Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас». Понятно, что если чтение совершается самостоятельно (вне собрания), то чтецу следует ограничиться одной этой молитвой, произносимой от себя лично: «Молитвами святаго (имярек) Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй мя». Этой же молитвой чтение и заканчивается.

И нам уже пора заканчивать наше занятие.

Особенно усердным предлагаю в качестве домашнего задания составить свой список назидательной литературы и выложить его в комментариях для обсуждения. Давайте вместе будем искать того, что служит… ко взаимному назиданию (Рим.4:19).

И пусть спасительное слово пребывает с вами всегда.

До скорой встречи!

Комментировать