Православие и католицизм

См. также: Католический Катехизис с точки зрения православного богословия →

Основные вероучительные различия между православием и католицизмом

Православие Католицизм
Различает в Боге сущность и энергии, являющиеся проявлением сущности. Исповедует нетварное происхождение Божественных энергий, проистекающих от Отца через Сына в Духе Святом. Считает энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.
Определяет благодать как нетварное Божественное действие, направленное в мир, в том числе — на спасение человека. Посредством благодати человек очищается от греха, просвещается светом Божественного учения, освящается, совершенствуется, возрастает возрастом духовным. Считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.
Любовь есть общее свойство трех Божеских Лиц. Отец, Сын и Святой Дух пребывают в вечной взаимопроникающей любви. Божественная любовь непрестанно изливается в мир от Отца через Сына в Духе Святом. В этом отношении она интерпретируется как Божественная энергия, единая энергия всех Божеских Лиц. Святой Дух трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми.
Соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца; отрицает Его исхождение «и от Сына». Принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но вместе с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына».
Прославляет величие и святость Божьей Матери, но при этом подчеркивает, что изначально Она была причастна первородному греху, как и все люди, произошедшие от Адама и Евы, за исключением Господа Иисуса Христа. Утвердила догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что первородный грех не коснулся Матери Спасителя.
Признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до раскола 1054 г. Признает Вселенскими двадцать один собор, в том числе проходившие после раскола 1054 г.
Отвергает догмат о непогрешимости папы (безошибочности утверждений в области вопросов веры, высказанных в официальном порядке) и его главенство над всеми христианами. Признаёт Единым Главой Церкви Господа Иисуса Христа. Ввёл новый догмат, согласно которому, папа, высказываясь официально, обладает авторитетом непогрешимости в вопросах веры. Кроме того, папа признаётся наместником Христа на земле.
Принимает учение о мытарствах как о символически, образно выраженной форме осуществления Частного Суда, совершаемого при участи ангелов и демонов под контролем Высшего Судьи, в виде прохождения душой умершего испытаний на греховность и праведность. Утвердила догмат о Чистилище — состоянии душ усопших католиков, умерших в мире с Богом, но имеющих неотпущенные несмертные грехи.
Истинный Совершитель всех таинств – Сам Христос, священнослужители же суть только сослужители Христовы. Например, при Крещении Православный священник произносит безлично: «Крещается раб Божий…». Другой пример: Совершителями последования Таинства Брака являются епископ или пресвитер, испрашивающие брачующимся у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христианское воспитание детей, но само Таинство совершается Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Источник и Раздаятель благодатных даров, единственный Священник в подлинном смысле слова; христоцентричными по содержанию являются в чинопоследовании Таинства брака апостольское и евангельское чтения. При свершении таинств личности священнослужителя придается большое значение. Например, католический священник произносит от своего имени: «Крещаю тебя», но не от имени Божиего (что только подразумевается). А совершителями Таинства брака считаются сами брачующиеся.
Действительность таинства зависит от внешней правильности его совершения, также необходимо священнодействие законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы таинства. При этом действительность таинства не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинства, а необходимыми условиями для того, чтобы действие таинств было спасительным, являются вера в таинство со стороны приемлющих таинство и связанное с этим искреннее желание принятия таинства. Для действительности таинства требуется правильное его совершение, а также намерение совершителя совершить и намерение принимающего принять таинство. При этом, если указанные условия соблюдены, таинство действует само через себя, а не через веру приступающего. Для действительности почти всех таинств вера считается необязательной, для этого достаточно намерения, даже если это намерение продиктовано худыми целями.
Причащение и для мирян, и для священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). Широко распространено причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью).
Литургия совершается на квасном хлебе (Просфора). Месса совершается на пресном хлебе (Гостия).
Святые, прославленные католиками уже после Великой схизмы, не почитаются. Святые, прославленные православными после Великой схизмы, не почитаются.
Трезвое отношение к мистическим практикам. Некоторые формы мистицизма, принимаемые в католичестве за проявление святости, оцениваются Православными писателями как формы не духовно-мистических, а душевных (психических) практик. Мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа.
Понимание страстей, как греховных навыков, вошедших в привычку и вросших в душу. Страсти считаются естественными эмоциями или движениями чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое, сами по себе страсти ни хороши, ни плохи. Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».

-

Учение об индульгенциях.
Дата Пасхи рассчитывается по александрийской пасхалии. Дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии.

 

Основные обрядовые различия между православием и католицизмом

Православие Католицизм
Усопшие особо поминаются на 3‑й, 9‑й и 40‑й день после смерти. Усопшие особо поминаются на 3‑й, 7‑й и 30‑й день после смерти.
Миропомазание совершается сразу после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследование. Миропомазание совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»).
Исповедь совершается обычно открыто, у аналоя. Для таинства исповеди широко распространены конфессионалы (исповедальни).
Алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В храмах отсутствует иконостас, но может сохраняться алтарная преграда.
Алтарь, как правило, ориентирован на восток. Отступление от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных храмах.
В одном храме на одном Престоле может служиться лишь одна литургия в день. Распространена практика многократного служения мессы в одном храме на одном Престоле.
Детей начинают причащать с младенчества. К первому причастию подходят только в возрасте 7–8 лет.
Наиболее принятый и распространенный вариант совершения крестного знамения — троеперстием, сверху вниз, справа налево. Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо.
Целибат обязателен только для монахов. Священник не может быть женатым и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия (кроме грекокатоликов).
Большая продолжительность постов и разные постовые традиции.
Постные дни — среда (воспоминание предательства Спасителя Иудою) и пятница (воспоминание Страстей Христовых).
Постный день — пятница (воспоминание Страстей Христовых). Есть один многодневный пост — Великий
Минимальный евхаристический пост составляет шесть часов. Минимальный евхаристический пост составляет один час.
В православном богослужении музыкальные инструменты не используются. В католическом богослужении чаще всего используется орган.
Возможность второго и третьего брака для невиновной в разводе стороны. Брак принципиально нерасторжим.
Праздники, отсутствующие в католичестве: Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. Праздники, отсутствующие в православии: Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также культ Святого имени Иисуса и др.
Празднование воскресенья — это не перенос ветхозаветного субботнего праздника, но самостоятельный праздник. Воскресенье полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего».
Принят термин «освящение воды». Принят термин «благословение воды».
Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.
Отсутствие беатификации при причислении к лику святых. Причисление к лику святых осуществляется в два этапа: беатификация и канонизация.
Монастыри различаются лишь уставом. Католическое монашество разделено на ордена и конгрегации.
В оформлении храмов скульптура представлена незначительно (чаще всего Распятие на кануне в храме). В большинстве храмов есть скульптурные изображения, а также изображения стояний Спасителя на Крестном пути, используемые во время богослужения Крестного пути.
Используются юлианский, новоюлианский, григорианский календари. Используется григорианский календарь.

 

Наиболее значимые сходства православия и католицизма

Православие Католицизм
Основой всей жизни является Господь Иисус Христос.
Верующие стремятся жить по заповедям Христовым.
Исповедуют веру в Святую Троицу, Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого.
Имеют апостольское преемство.
Имеют семь церковных Таинств.
Признают авторитет Священного Писания и Священного Предания.
Разделяют общее духовное Предание первого тысячелетия христианства.
Почитают Марию, Мать Господа нашего Иисуса Христа, как Приснодеву и Богородицу.
Имеют ряд общих святых, живших до Великого Раскола 1054 г.
Имеют общее представление о семье.
Призывают каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь, не приемлют аборты, эвтаназию и др. способы умерщвления человека.
Не признают гомосексуальные браки.
Осуществляют проповедь Евангелия Христова в современном мире.

 

Взаимное влияние православия и католицизма

Влияние православия на католицизм
1. При своем создании грекокатолические общины отталкивались от византийской литургической традиции.
2. Восточная традиция оказала заметное влияние при реформировании римской мессы после Второго Ватиканского собора.
3. В католичестве стабильно растет интерес к православной иконе, образцы которой сегодня можно видеть во многих латинских храмах.
4. Внимание католиков в настоящее время нередко привлекают работы православных богословов.
5. Признание авторитета святых, прославленных Православной Церковью уже после Великого Раскола, например: Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, однако без прославления в католической церкви
Влияние католицизма на православие
1. Первоначально концепция семи таинств встречается у Петра Ломбардского (XII в.) и Томаса Аквината (XIII в.) на католическом западе.
2. Схоластика долгое время была характерной чертой русской богословской мысли, так как свт. Петр (Могила), основавший Киевскую Духовную Академию, и его коллеги получили образование в католических школах.
3. Православная иконопись некоторое время находилась под влиянием католической. Это относится и к формированию «фряжского стиля», и к практически полному переходу русской иконописи в XVIII—XIX столетиях на академическую манеру.
4. Католическая традиция имела влияние на православную храмовую архитектуру времен Российской империи.
5. Под католическим влиянием возникли некоторые богослужения, например, пассия.

Комментировать