Страшный Суд (83)

Христос Господь будет судить вселенную, поэтому Бог всем людям велит покаяться, дабы страшного того изречения осуждения: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его – избежать могли.

От всякого, кому дано много, много и потребуется (Лк.12:48). От пастыря взыщутся овцы словесные, Кровью Христовою купленные и ему на хранение порученные. От судьи взыщется хранение правды и клятвы, перед Свидетелем Богом данные. От богатого взыщется, как и на что Богом данное богатство употребил. От разумного и ученого взыщется, на что дар разума, Богом данный, употребил. Так и каждый за свой талант данный ответ даст (Мф.25:14,30).

Когда говорится, что не устоят нечестивые на суде, то это означает, что они воскреснут не для суда, а для осуждения. Ибо для Бога не нужно долговременное испытание, но вместе с тем, как воскреснут нечестивые, последует и наказание.

Да не заградятся уста твоя, не имея что отвечать пред святыми! Если ты, подобно мудрым девам, имеешь елей в сосуде своем, чтобы встретить Жениха, и не быть оставленным вне чертога; если ты знаешь, что дух твой, душа и тело, соединены так, чтобы ты мог явиться без всякого порока в день Господа нашего Иисуса Христа…

прп. авва Исайя (Скитский), отшельникВсе цитаты автораИсточник

Ни один сердечный помысел не останется там неоткрытым, ни один взор очей не избежит Суда. И срамное слово, сказанное тайно и шепотом, будет в тот день обнаружено перед праведным Судией, Который сокровенное судит открыто. И небо, и землю призовет Он быть с Ним на Суде, и горние и дольние предстанут со страхом и трепетом. И Небесные воинства, и полчища преисподних вострепещут перед немилующим Судией, Который приидет, сопровождаемый ужасом и смертью.

Суд Божий не суды людские. Если здесь выискивают все, за что можно было бы зацепиться, чтобы обвинить, – там будут (если не грешно так выразиться) выискивать все, за что можно было бы зацепиться, чтобы оправдать. И один платочек, омоченный слезами, на весах правосудия Божия перетянет все наши грехи, как было с оным разбойником.

Покаемся, и Он отпустит нам грехи, и избежим осуждения, и Суд Христов не страх и трепет, но утешение и спасение вечное подаст нам. Ибо Христос Господь будет судить не согрешивших, но согрешивших и непокаявшихся, а согрешивших и покаявшихся помилует и спасет. Ибо для того Он и в мир пришел, дабы согрешивших и покаявшихся спасти, – чего себе и тебе желаю.

Если Он пришел не для того, чтобы судить мир, то каким образом неверующий уже осужден, когда еще не настает время суда? Он говорит это или потому, что неверие без раскаяния само по себе есть величайшее мучение, или же Он предвозвещает будущее. Как убийца, хотя бы и не был осужден приговором судии, уже осужден по самому свойству своего дела, так и неверующий.

Как точные зеркала показывают изображения лиц такими, каковы лица в действительности, у веселых веселыми, а у угрюмых посупленными; и никто не обвинит свойства зеркала, если угрюмым окажется изображение лица поникшего от унылости; так и правдивый Божий суд уподобляется нашим расположениям; и каково то, что в нашей воле, таковым же соделает и свое воздаяние.

Страшен Суд Твой, ужасно наказание Твое, Господь всея твари! Кто в состоянии будет стерпеть, когда воссядешь Ты на престоле Своем, когда возгремит в высоте звук рога, и страшная труба издаст глас свой? В тот день да вознесут с нами моление и небо, и земля, и все, что на них; и Плоть Твоя, которую дал Ты нам в снедь, и Крещение Твое, которым Ты облек нас, да защитят нас на Суде и да избавят от геенского мучения!

Подражай земледельцу, в подходящее время сеющему с надеждой на плод. Сей и ты семена свои в нынешнее время, и во время жатвы с радостью пожнешь. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал.6:7, 8).

Кто, приведя себе на память страшный суд Христов, не смутится тотчас же в собственной своей совести, не будет объять страхом и неведением? Если и сознает в себе исправление жизни; то, взирая на строгость суда, на котором и малейшие недосмотры подвергаются исследованию, конечно, придет в ужас от ожидания страшных наказаний, не зная, чем для него заключится конец суда.

Не решаемся ли мы часто лучше умереть, нежели открыть перед почтенными друзьями наше тайное преступление? Как же будем чувствовать себя тогда, когда грехи наши откроются перед всеми Ангелами и всеми людьми и предстанут перед нашими глазами.

Все, бывающее с каждым из нас в веке сем, скорбное ли то или приятное, имеет конец, потому и проходит со временем. Но что будет по исшествии из жизни, то бессмертно. Поэтому будем содержать в уме день Суда, чтобы смысл наш совершен был о Господе.

Вострепещут праведники от безмерной славы явившегося Судии, они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды ветхими рубищами нищих: в правдах своих они не увидят залога к помилованию своему – будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости.