Ап. 10
О запрете христианам молиться с отлучёнными от Церкви даже келейно.
О запрете христианам молиться с отлучёнными от Церкви даже келейно.
О том, что клирик, молящийся вместе с еретиками отлучается; а кто клириками их признает, извергается.
Об извержении тех епископов и священников, которые принимают крещения и жертвы еретиков.
Об извержении тех епископов и священников, которые повторно крестят истинно крещёных, и которые не перекрещивают крещёных еретиками.
Об извержении клириков не вкушающих вина и мяса не ради подвига воздержания.
Об извержении клириков, читающих в храме апокрифические книги под видом истинных.
О том, что отрекшийся Христа подлежит и отлучению; а кто отречется от клира, тот, в случае обращения, принимается как мирянин.
О том, что молящийся с иудеями или еретиками клирик извергается, а мирянин отлучается.
О том, что клирик дважды рукоположенный извергается вместе с рукополагающим, если первая рука не была еретическая.
О том, что постящийся или празднующий с иудеями или еретиками клирик извергается, а мирянин отлучается.
О том, что подлежит отлучению тот христианин, который празднует вместе с иудеями или язычниками, или возжигает елей, или светильник при их ложном богослужении.
О том, что обвинение на епископа принимать только от 2-х или 3-х свидетелей из верных.
О необходимости клирикам, воздерживающихся от вкушения мяса, отведывать его во времена собраний. Неповинующийся этому и гнушающийся мяса должен быть извержен из сана.
О принятии в Церковь наватиан.
О принятии павлиан (манихеев) через крещение. О диакониссах.
О непреложности Символа веры и анафеме ересей евномиан, ариан, савеллиан и др.(6 всего)
О недействительности хиротонии еп. Максима Киника на Константинопольскую кафедру.
О «томосе западных». Mens legislatoris – стремление показать единство веры с Западом.
О церковном судопроизводстве (принятии и рассмотрении обвинений против епископов).
О 2‑х способах принятия еретиков (миропомазание и крещение). (В Кормчей это 7 и 8 правила).
Об осуждении (извержении) митрополитов, поддерживающих ереси Нестория и Целестия.
Об осуждении (извержении) епископов за те же проступки.
О недействительности прещений, наложенных Несторием.
Об осуждении (извержении) остальных нижестоящих клириков за те же проступки.
О недействительности пересмотра несторианами дел законно осуждённых клириков.
О недействительности пересмотра несторианами дел законно осуждённых клириков.
О необходимости хранить неповреждённым Никео-Цареградский Символ веры.
Об анафеме порицающим и гнушающимся законным браком и супружеским общением.
Об анафеме осуждающим вкушение мяса, кроме крови, удавленины и идоложертвенного.
Об анафеме тем, кто учит раба оставлять его господина, под предлогом благочестия.
Об анафеме сомневающимся причаститься от женатых пресвитеров.
Об анафеме учащим пренебрегать храмами и общественными церковными богослужениями.
Об анафеме внецерковным молитвенным собраниям и дерзающим священнодействовать в молитвенном доме без ведома епископа.
Об анафеме кичащимся своей грубой одеждой в противовес носящим шелка или общепринятое одеяние.
Об анафеме женщинам, ради мнимого подвижничества остригающим себе волосы.
Об анафеме постящимся в день воскресный ради мнимого подвижничества.
Об анафеме отвергающим церковные посты без телесных причин.
Об анафеме пренебрегающим празднования в честь святых мучеников
О воспрещении чтецам и певцам вступать в брак с иноверками.
О молитве священнослужителя в присутствии ариан или других еретиков.
Об утверждении неприкосновенности веры и анафематствовании ересей.
О запрете клирикам и мирянам общаться с держащимися иудейского вероисповедания.
О предании огню апокрифических повествований о мучениках.
О запрете браков православных с еретиками.
Запрет одного обряда, связанного с Рождеством Христовым.
Против армян, которые к трисвятой песне прибавляли слова: “распныйся за ны”.
О присоединении еретиков и раскольников к Церкви.
О том, как надлежит судить о крещениях, совершенных еретическими сообществами.
О принятии еретиков, находящихся при смерти.
Об обете девства данном женщиной, принадлежащей к еретическому обществу и потом выходом замуж его нарушившей, впоследствии же пожелавшей принять православие.
Опровержение нареканий енкратитов (воздержников от мяса).
О запрете нераскаявшимся еретикам входить в храм Божий.
О принятии в церковное общение новациан через миропомазание.
О принятии из ереси фригов только после оглашения и крещения.
Об отлучении до раскаяния посещающих кладбища еретиков для молитвы.
О запрете православным вступать в брак с еретиками.
О запрете заключать смешанные браки с иноверцами, за исключением случаев, когда иноверец даёт обещание принять православную веру.
О запрете принимать благословенные хлебы или частицы просфор от еретиков.
О запрете молиться с еретиками.
Об анафеме сознательно почитающим еретических лжемучеников.
Об анафеме еретикам, почитающим Ангелов вместо Христа.
О запрете принимать праздничные дары от еретиков и иудеев, и участвовать в их религиозных праздниках.
О запрете участвовать в языческих праздниках.
Писания против честных икон причисляются к еретическим книгам.
О запрете детям клириков вступать в брак с язычниками или еретиками.
О возможности рукоположения в клир крещёных донатистами в несознательном возрасте.
О возможности приёма в клир Православной Церкви донатистских клириков.
О кротком обращении с донатистами.
О направлении грамот к начальствующим с просьбой защиты от максимианистов.
О назначении посольства к донатистам ради соглашения к миру.
Об переговорах с предводителями донатистов.
Об утверждении текста обращения к донатистам.
Наставление братиям, Феасию и Еводию, назначенным посланниками от Карфагенского собора к самодержцам, в связи с отказом донатистов участвовать в переговорах.
О грамотах к властителям в связи с деятельностью донатистов.
Об утверждении епископов на территориях, обращающихся от донатистов.
О делегатах, посылаемых ко двору с представлением против донатистов и против язычников.
Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждает, что Адам сотворён смертным независимо от грехопадения.
Против ереси Пелагия. Об анафеме отвергающим необходимость крещения младенцев или отрицающих для них крещение во оставление грехов.
Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждают, что Божественная благодать действенна только для отпущения содеянных грехов, но не подаёт помощи сверх того.
Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждают, что благодатью не подается нам любовь и сила к деланию добра.
Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждают, что человеку возможно исполнить заповеди без содействия Божественной благодати.
Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждают, что не подобает говорить об отсутствии грехов лишь по смиренномудрию, а не по истине.
Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждают, что святые в молитве Господней прошение об оставлении грехов произносят по отношению к другим людям, а не о себе.
Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждают, что святые в молитве Господней прошение об оставлении грехов произносят лишь по смирению, а не по истине.
О территориях служения епископов, обратившихся и ереси донатистов.
О территориях служения епископов, обратившихся и ереси донатистов.
О территориях служения епископов, обратившихся и ереси донатистов.
О необходимости епископам употреблять все усилия для приведения донатистов в кафолическое единение и санкциях за небрежение об этом.
О санкциях епископам за небрежение об обращении донатистов.
О лишении епископства за ложное извещение об обращении донатистов.
Аналогично двум предыдущим в отношении пресвитеров, епископов и митрополитов по отношению к своему патриарху. В случае же, если кто-либо из епископов начнет проповедовать еретическое учение, тогда прочие священно- и церковнослужители обязаны тотчас отделиться от подлежащего епископа, митрополита и патриарха.
О епитимиях священникам, вступившим в церковное общение с арианами.
О возможности рукополагать кафаров (новациан), желающих вступить в церковь.