Ап. 5
О недопустимости для клириков изгонять свою жену под видом благочестия.
О недопустимости для клириков изгонять свою жену под видом благочестия.
О том, что не могут быть клириками двоеженцы и блудники.
О препятствиях к пребыванию в клире со стороны брачного статуса.
О том, что не могут быть клириками женатые на двух сестрах или племяннице.
О том, что из вступивших в клир безбрачными, могут жениться только чтецы и певцы.
Об отлучении мирянина, изгнавшего свою жену и взявшего другую, или женившегося на разведённой.
Об извержении клириков и отлучении мирян гнушающихся вином, мясом и браком не ради подвига.
О воздержании супругов.
О том, что похищенная девица, которая была обручена другому, даже если уже была растлена, должна быть возвращена, если обрученный пожелает принять её.
О 10-ти летней епитимии для виновных в растлении сестры обручницы, которая удавилась после брака растлителя с обручённой.
О запрете пресвитеру жениться и переводе в разряд кающихся за блуд или прелюбодеяние.
Об отлучении от церковного общения вступившую в брак с двумя братьями.
О возможности икономии для многобрачных.
О запрете пресвитеру пиршествовать на браке двоеженца.
О невозможности принять священный сан тому, чья жена обличена в прелюбодеянии. О невозможности совершать церковное служение до необходимого развода в этом случае для клирика.
Об анафеме порицающим и гнушающимся законным браком и супружеским общением.
Об анафеме сомневающимся причаститься от женатых пресвитеров.
Об анафеме девствующим не по причине красоты девства, но по гнушению браком.
Об анафеме превозносящимся своим девством над бракосочетавшимися.
Об анафеме женщинам, оставившим мужей по причине гнушения браком.
О том, что вышеперечисленные анафемы являются не преградой подвижникам, но лишь исправляют тех, кто превозносится и вводит что-то новое, вопреки Св. Писанию и Преданию.
О воспрещении чтецам и певцам вступать в брак с иноверками.
О минимальном возрастном цензе (40 лет) и запрете вступления в брак для диаконисс.
О запрете брака монахам и «девам, посвятившим себя Богу».
О том, является ли «ночное истечение» препятствием к причащению.
О невозможности причащаться супругам имеющим накануне ночью интимную близость.
О том, что священнослужители не должны сочетать незаконные браки.
О необходимости супружеского воздержания в субботу и воскресенье.
О возможности расторжения брака при неизлечимом сумасшествии одного из супругов.
О брачном состоянии ставленников в клир.
О запрете вступать в брак клирикам (и иподиаконам) после поставления.
Предписание под угрозою извержения, чтобы никто из епископов не смел жить в браке.
Осуждается обязательность целибата для диаконов и пресвитеров.
О пожизненном запрещении в служении с сохранением своей степени пресвитеров, по неведению вступивших в незаконный брак.
О запрете браков между восприемниками и родителями воспринятых.
О запрете браков лиц, состоящих в 4‑й степенях кровного родства и бок. двухродн. свойства.
О запрете браков православных с еретиками.
Об исключении возможности развода по желанию одного или даже обоих супругов.
О запрете похищения жен для супружества (клирикам – низложение, мирянам – анафема).
О том, что безвестное отсутствие мужа не даёт право жене на вступление в новый брак.
О запрете вступать в брак с «иному обручённой при жизни её обручника».
О епитимиях для второбрачных и троебрачных.
О том, что духовные лица, лишённые сана по причине блуда, не могут вступать в брак с женщиной, ради которой лишились чина.
О том, что прелюбодеяние является бракоразводной причиной как для мужа, так и для жены.
О епитимии «посвященным девам», которые нарушили обет девства и впали в блуд.
Об обете девства данном женщиной, принадлежащей к еретическому обществу и потом выходом замуж его нарушившей, впоследствии же пожелавшей принять православие.
О том, что прелюбодеяние мужа и прелюбодеяния жены одинаково противозаконны.
Об осуждении брака овдовевшего супруга с сестрой (братом) умершего.
О возможности «церковным вдовицам» вступать в брак.
О пресвитерах, по неведению вступивших в воспрещённый брак.
О том, что жена без вести пропавшего мужа, прежде удостоверения о смерти его вступившая в сожитие с другим, прелюбодействует.
О епитимии для женщины, совершившей прелюбодеяние, не ставшее достоянием гласности.
О муже, оставленном женою.
О женах безвестно пропавших воинов, повторно вышедших замуж.
О мужчинах, вступивших в законный брак после сожительства с чужою женою или невестою.
О епитимии отроковицам, вышедшим замуж без согласия родителей (опекунов).
О том, что живущая с прелюбодеем есть прелюбодейка, во все время сожития.
О недействительности брачного договора, заключенный рабыней.
О том, что вдова может вступить во 2-й брак.
Повторение правил 38 и 40.
О женщине, вступивших в брачную связь с человеком, временно оставленном женою.
О женах, оставленных мужьями.
О третьих браках, как нечистотах в церкви, но все же лучше, чем распутное блудодеяние.
О епитимии второбрачных для овдовевшей рабыни притворно похищенной с целью замужества.
О 20-ти летней епитимии для согрешивших блудодеянием родным брату и сестре.
О 15-ти летней епитимии для вступивших в брак, имеющий канонические препятствия по родству.
О 12-ти летней епитимии вступившим в половое общение с сестрою по отцу или по матери.
О 12-ти летней епитимии вступившим в половое общение со своими снохами (невестками).
О 15-ти летней епитимии для тех, кто оставив законную жену, берет себе другую.
О 15-ти летней епитимии для тех, кто кто женится на сестре своей первой жены.
О 20-ти летней епитимии для совершившего блудодеяние со своей мачехой.
О епитимии для многобрачных.
О безусловном запрещении вдовцу вступать в брак с сестрою умершей его жены.
О епитимии для второбрачных.
О запрете православным вступать в брак с еретиками.
О запрете заключать смешанные браки с иноверцами, за исключением случаев, когда иноверец даёт обещание принять православную веру.
О запрете в Великий Пост совершать браки и праздновать дни рождения.
О том, что христианам подобает скромно вести себя на свадьбах.
О запрете христианам присутствовать на свадьбах в то время, когда там происходят представления, приличествующие только язычникам.
О запрете детям клириков вступать в брак с язычниками или еретиками.
О необходимости воздержания в определённое время от жён епископам, пресвитерам, диаконам и иподиаконам. Правило не простирается на низших клириков, как не прикасающихся к святыне.
О том, что нельзя расторгнуть законно заключенного брака на том основании, что муж или жена оставили свою брачную половину.
О том, что преступление, совершенное до крещения, не принимается во внимание при принятии в клир, а совершенное после крещения, препятствует рукоположению.
О епитимии за незаконное супружество.