66

Правило 67

68

О 20-ти летней епитимии для согрешивших блудодеянием родным брату и сестре.

Кровосмешение брата с сестрой требует такого же времени покаяния, как и убийство.

Ἡ ἀδελφομιξία τὸν τοῦ φονέως χρόνον ἐξομολογήσεται.

Толкования

Зонара. Если кто вступит в брак с родственным лицем, с которым запрещено вступать в брак, должен быть наказан епитимиею за прелюбодеяние с расторжением и брака.

Синопсис. Правило 67-е. Смесившийся с сестрою, как убийца.

Аристен. Если сестра, с которою совокупился брат, единородна и единоутробна, то есть родилась от одного с ним отца и одной матери, то (виновный) должен быть подвергнут епитимии на 20 лет как вольный убийца, но после того, как оставит не правомерное и противозаконное деяние. А если сестра не с обеих сторон, то есть от одного только отца или от одной матери, то должен 3 года пребыть с плачущими, на 3-летие быть принят в число слушающих, 3-летие припадать, и в 10-й год быть принят с верными и, постояв вместе с ними на молитве еще 2 года, таким образом, удостаиваться причащения Таин, как говорит 75-е правило (сего святаго отца).

Синопсис. Правило 68-е. Возбраненный по родству брак подобен прелюбодеянию.

Аристен. Кому запрещено взять жену в законный брак по причине родства, тот, если согрешит с нею, должен принять епитимию прелюбодеев. А поскольку епитимии подвергающихся осуждению в прелюбодеянии различны, то определяет оныя по близости родства. Ибо, например, как говорят 77-е и 78-е правила, тот, кто оставил свою законную жену и взял другую, или кто в разные времена взял в сожитие 2-х сестер, подлежат вине прелюбодеяния, но не подвергаются епитимии на 15 лет, как учинивший прелюбодеяние с замужнею женою, а удаляются от причащения на 7-летие, 1 год стоя с плачущими, 2 слушая, 3 припадая, и в 7-й стоя вместе с верными.

Вальсамон. Причти 29-ю главу 9-го титула настоящего собрания, и 2-ю главу 13-го титула, и 60-й книги 39-го титула 77-ю главу (Василик), где говорится: «сочетавающиеся браком, или иначе совокупляющиеся телесно двоюродные братья и сестры и рождающиеся от них дети, или отец и сын – с матерью и дочерью, или два брата – с двумя сестрами, или два брата – с матерью и дочерью, или племянник – с бывшею женою дяди, или дядя – с бывшею женою племянника, кроме разлучения, должны быть наказаны и телесно». И это так. Но поскольку в толковании 2-й главы 13-го титула настоящего собрания мы указали, между прочим, что было царское постановление, запрещавшее одному и тому же лицу законным образом сочетаваться с 2-мя двоюродными сестрами, но оно не успело быть помещенным, а церковь также запрещает такой брак, то ты должен знать, что после того, как мы написали это, состоялось в дни святейшего и Вселенского патриарха Кир-Феодосия в 30-й день месяца июля 12-го индикта синодальное постановление, в котором содержится буквально следующее: священнейший митрополит Апроский, брат и служитель нашей местности Роман Артавазд предоставив синоду письменное донесение, дословно заключающее в себе следующее: «некоторая отроковица, по имени Ирина, приняла молитву обручения с неким Иоанном, будучи в то время в 10-летнем возрасте; а когда это незаконное обручение было подвергнуто обсуждению, то состоялось судебное определение, которым дозволялось развести обручившихся, потому что обручение, как сказано, было незаконно. Итак, теперь Ирина желает вступить в законный брак с Феодором, двоюродным братом Иоанна, и спрашивает, нет ли какого препятствия», – потребовал узнать от нашей местности и священного братства, не имеет ли какого препятствия союз, о котором было донесение? И он услышал от нас и от присутствовавшего собрания братий, что такой союз беспрепятственен со всех сторон. Ибо поскольку обручение, совершенное с Иоанном, расторгнуто как не действительное по причине несовершеннолетия Ирины, то Ирина правильно сопряжается законным браком с двоюродным его братом; ибо Феодор не может считать Ирину родственным лицем и не связан с нею узами и пределами свойства, так как стоит к ней далее 6-й степени свойства.

Славянская кормчая. Правило 67. Брат с сестрою смесився, яко убийца повинен.

Толкование. Аще убо присная есть сестра, с нею же смесися брат, от того же отца и от тоя же матере, рождшися с ним, 20 лет яко вольный убийца запрещение да приимет, но прежде того да отступит скверного и беззаконного дела. Аще же инородна есть сестра, от единого отца, иныя же матере, или от единоя матере, иного же отца, таковая 12 лет запрещение да приимет: 3 лета да плачется и 3 лета да послушает божественных писаний. 3 же лета да припадает, и в 10-е лето прията будет с верными, с теми же верными 2 лета стоявши и молитв послушавши, и тако оттоле благого общения сподобится, яко же 75-е правило сего святаго повелевает.

Славянская кормчая. Правило 68. Отреченый в сродстве брак, любодеяния запрещение приимет.

Толкование. Иже возбранен быв законом брак, пояти жену сродства ради, и той аще согрешит с нею, прелюбодейская запрещения приимет. Понеже различна суть запрещения, повинующихся любодеяния суду, к приближению сродства приимет таковая. Зде бо якоже 77-е и 78-е правило повелевает, иже законную свою жену пустив, и другую поим, и 2 сестренице, в различна времена поим жене, прелюбодеяния повинни суть суду, но не запрещается ему за 15 лет якоже прелюбодеявшему с мужатицею, но 7 лет от общения упражняются, распустившеся 1 лето плачущеся, 2 лета послушающе божественных писаний, 3 лета припадающе, в 7-е же лето стояще с верными и молитв токмо сними приобщающеся, и потом святых Таин причастятся.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать