Православный интернет-курсПерейти

Таинство Покаяния

Таинство Покаяния

На страницах этого небольшого фотоальбома мы поговорим о Таинстве Покаяния.
Что это такое?
От неверующих людей приходится нередко слышать ироничное и злое:
– Хорошо устроились… Грешишь и каешься!
Я спрашиваю:
– Скажите, вы такой, как я вижу, умный человек. Вы ведь знаете, как называет человек Бога?
– Как? – смущается неверующий.
– Ну, – говорю, – хотя бы скажите, каким словом начинается главнейшая христианская молитва, молитва Господня?..
– ?
– Отче! Отец! А теперь скажите: если ребенок живет в семье и вдруг он набезобразничал, согрешил перед родителями, значит ли это, что теперь он должен и думать забыть о родителях? Что они никогда не поймут, не простят, не обнимут, не приласкают?.. Имеет ли право ребенок просить прощения у мамы с папой? И надеяться, что они покроют его грех любовью, будут верить в его исправление?..

Шутники и насмешники замолкают, потому что вопрос переводится в новую для них плоскость. Оказывается, что религия – это не членство в партии, не «договор», по которому согрешившего можно списать за профнепригодностью, а родственность Богу. Мы – дети Господа. Сыновья и дочери.

Мы говорим, что Бог – наш Отец Небесный. Это одно из самых первых и фундаментальных утверждений нашей веры. А мы – Его дети. Пусть взрослые, но не значит – идеальные. С первых веков Церковь столкнулась с тем фактом, что даже очень верный и любящий сын может в какой-то момент смалодушничать, поступить недостойно, увлечься соблазнами мира и века сего и изменить Отцу.
Даже не касаясь опыта Церкви, так называемого Священного Предания, из одного Священного Писания можно подобрать массу свидетельств в пользу того, что Господь в истории милосерден к человеку. Что он простит человека, лишь бы тот был готов покаяться…
Вспомните, как Бог взывал к согрешившему Адаму: «Адам, где ты?..» (Быт. 3, 9) Неужели Господь не знал, где Адам? Неужели человек мог спрятаться от Всеведущего в кустах? Но Господь взывает к его совести, ждет покаяния…

Или: братоубийство Каином Авеля. Казалось бы: покарай убийцу – и дело с концом. Но и тут, как отец, как мать, Бог взывает к совести Каина. Только вслушайтесь в эти слова: «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 6-7). Посмотрите, какая забота о пробуждении совести – «он [грех] влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Но внял ли этому вразумлению Каин?..

Вот так вся история человечества: Бог обращается к его совести, призывает образумиться, не поступать безобразно: подло, нечестно, нечисто. Да и сама совесть – не что иное, как голос Божий в нашей душе.

Вот хотя бы несколько примеров заботы Божией о грешниках:
По повелению Божию Ной призывал людей к покаянию (1 Петр. 3, 18-21; 2 Петр. 2, 5).
Иона взывал к совести ниневитян (Ион. гл. 3, Мф. 12, 41)…

Бог готов простить и обнять, как отец принял своего блудного сына (вспомните Евангельскую притчу о блудном сыне – Евангелие от Луки, гл. 15), и об этом Он сам недвусмысленно говорит: «Если же он (человек) виновен в чем-нибудь… и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой… и очистит его священник от греха его… в чем согрешил по неведению… и прощено будет ему» (Лев. гл. 16).

С призыва к покаянию начал свою проповедь св. пророк Иоанн Креститель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… сотворите достойный плод покаяния» (Мф. 3, 2-8). Эти же слова повторяет Христос, выходя на проповедь (Мф. 4, 17).

Все служение Христа – призыв к человеку покаяться. Покаяние – не значит перечисление проступков, а радикальное изменение.
Древнееврейское «шув», переведенное у нас как «покаяние», означает «обратиться, возвратиться».
Греческое слово «метанойя» также значит «покаяние», но с немного другим акцентом: «перемена образа мыслей», «поворот ума».
Изменить жизнь, исправиться… Только тогда покаяние достигает своей цели. (Другой вопрос, что не со всеми грехами можно легко и в одночасье покончить, но эта тема уже не для фотоочерка.)
Если в человеке нет желания исправиться, а он подходит к исповеди как ни к чему не обязывающему обряду, Таинство Покаяния нельзя назвать состоявшимся. К такому человеку можно применить слова одного русского подвижника: «Вот приходит человек на исповедь. Перечисляет грехи. Батюшка ему говорит: “Прощаю и разрешаю”. А Господь на Небесах говорит в это время: “«А я не прощаю и не разрешаю…”».

Если Бог в Ветхом Завете был милостив к человеку, то не о любви ли и о милости весь Новый Завет?

Христос жил с нами, был, можно сказать, одним из нас. О, как Он близок к нам, как знает нас… Не идеализирует, но относится именно так, как должен относиться милосердный отец и друг. У апостола Павла читаем: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 16-18).
Заметьте: «Не Ангелов восприемлет Он…». То есть, Бог прекрасно понимает все несовершеноство и слабость человека. Человек – не Ангел…
«Посему Он [Христос] должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа». Поистине велико милосердие Божие. Он прожил с нами человеческую жизнь, поэтому никто не скажет, что Он не знает этой жизни. А прожив ее и увидев людей – вот как мы видим, – Христос может объективно относиться к людям… Объективно – значит, милосердно. (Милосердие – не значит попустительство!)
Вспомните апостола Петра, трижды отвергшегося от Христа в страшные страстные часы… Но Христос простил его, только трижды же спросил: «Любишь ли Меня?»
С каждым таким вопросом Петру становилось все стыднее за свой поступок, но, заметьте, он не натолкнулся на холодную иронию и насмешку, но на милующую любовь Учителя и Друга.

В Новом Завете мы многократно встречаем предостережения Христа против непомерной строгости. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). Мог ли сказать это тот, кто не понимает человека? Кто жесток к человеку?..
И не Христос ли сказал: «ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Мф. 7, 2).

В этой небольшой подборке фотографий на тему Исповеди и Покаяния мы показываем, как происходит Таинство.

Кающийся приходит в храм и кается Богу, исповедуясь священнику. Я не ошибся. Именно кается Богу. Но исповедуется священнику.
Исповедь непосредственно Богу, без свидетелей, тоже возможна. Не так ли мы ежедневно каемся во время вечерних молитв: «Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и Творцу…»
Но исповедь в храме – особое дело.
Здесь человек кается не в повседневных мелочах, которые, как пыль, оседают на душе, но в грехах (делах, мыслях и чувствах), которые являются изменой Богу и Церкви.
Своим грехом мы себя выносим за пределы Церкви, отлучаем от Бога и благодати. И вот тут требуется перед Богом свидетельство за нас человека, специально поставленного Богом блюсти Церковь, следить за чистотой веры и правильностью жизни.
Христос поставил пастырями и блюстителями Истины апостолов, это несомненнейший факт: «Иисус же сказал им…: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 21-23). К апостолам обращено обетование Господа: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18).
Спустя два десятилетия апостол Павел напишет: «И Он [Христос] поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4, 11-12).

Священник выслушивает, дает советы, накладывает епитимьи (церковное наказание), но прощает грехи не священник, а Бог. Священник сам об этом говорит в молитве, которая читается перед Таинством: «Аз же точию свидетель есмь…».
Знаком того, что в основу Таинства Покаяния положено Евангелие Господа нашего Иисуса Христа и что мы имеем возможность получить прощение, добытое Крестной Смертью Христа, перед кающимся лежит Св. Евангелие и Крест Господень.

Вот, обратите внимание. Священник как свидетель совершающегося покаяния читает молитвы перед исповедью, а на столике перед кающимся лежат Евангелие и Крест.


1 2 3 4 5 6

Все фотографии галереи