Один из священников (обычно самый младший из совершавших службу) выходит царскими вратами на солею и спускается под амвон. Здесь он читает молитву, которая называется Заамвонной.
Несколько слов о происхождении этой молитвы. В древности словами «С миром изыдем!» Литургия заканчивалась. Священнослужители снимали облачения и по солее, через амвон, выходили из храма. К выходу направлялся и народ, стремясь получить их благословение. Спустившись с амвона, епископ или священники возлагали на головы молящихся руки, благословляя их. Примерно с VIII века, а может быть, и раньше, появилась традиция читать в это время заключительную молитву, которая так и стала называться: Заамвонная.
Мы помним, что в древности амвон находился в центре храма, и пройти из алтаря на амвон можно было по специальной дорожке – солее. То, есть, когда священник шел за амвон, он шел к выходу. И возглас С миром изыдем, обращенный к прихожанам, чтобы те присоединились к процессии священнослужителей, был уместен.
Но вот амвон перенесен из центра храма к алтарю. Священник никуда не уходит, он просто спускается на несколько ступенек вниз. И, значит, молящихся нужно пригласить подойти поближе, чтобы лучше слышать слова молитв. Так и было сделано в Греции, где появился и до сегодняшнего дня возглашается новый призыв: С миром подойдите!
У нас же остался прежний, древний возглас, и думаю, что это не случайно. Христианин принял благодать, укрепился Духом Святым, наполнился силами жить в этом злом и наполненном соблазнами мире… И он выходит в мир как воин, как соработник Божий.
Например, когда заканчивается Таинство Крещения, над новокрещенным читается даже специальная молитва перед выходом его в мир. Там священник молится, чтобы Господь укрепил христианина на всех его путях, даровал ему щит веры и соделал победителем в борьбе с лукавыми силами.
Вот и здесь, приняв мир, покой, благодать, приняв Самого Бога в сердце, христианин, напутствуемый словами с миром изыдем, несет этот мир больному и запутавшемуся в грехах обществу. И, провожая его из храма, Церковь молится об укреплении христианина в борьбе словами Заамвонной молитвы:
Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего; Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, воинству и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов, и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
(Благословляющий благословляющих Тебя, Господи, и освящающий на Тебя уповающих. Спаси народ Твой и благослови наследие Твое. В полноте Церковь Твою сохрани, любящих красоту храма Твоего освяти. Прославь их Божественною Твоею силой и не оставь нас, уповающих на Тебя. Даруй мир Твоему миру, церквам Твоим, священникам, воинам и всем людям Твоим. Ибо всякое доброе даяние и всякий совершенный дар нисходит свыше, от Тебя, Творца светил, и потому мы воссылаем Тебе славу, благодарение и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. – Рус.)
Причастие и окончание Литургии
Все фотографии галереи