Литургия верных

Мольба Богу о даровании

Хор заканчивает петь Херувимскую песнь. Священник остается у престола, на котором стоят покрытые дары. Диакон выходит на амвон и произносит ектению, так называемую просительную.

Диакон: Исполним молитву нашу Господеви.
(Исполним – значит, дополним, восполним, то есть сделаем полной.)
Хор: Господи, помилуй.
О предложенных честных Дарех, Господу помолимся.
(То есть о Дарах, лежащих перед нами: хлебе и вине).
Господи, помилуй.
О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.
Господи, помилуй.
О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
Господи, помилуй.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Господи, помилуй.
Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.
Подай, Господи.
Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
Подай, Господи.


Мольба Богу о даровании Ангела мирна уходит в глубокую древность. Еще иудеи считали, что среди высших Ангелов есть некий Ангел мира. Его служение – следить за миром на земле, истреблять из злых сердец агрессию и ненависть (Об этом сообщает иудейский апокриф «Книга Эноха»). Некоторые святые отцы придерживались такого же мнения. Так, св. Иоанн Златоуст считал, что есть некий особый Ангел, специально Богом назначенный хранить мир во вселенной.
Другие толкователи (св. Василий Великий, св. Николай Кавасила и др.) считали, что в этом прошении мы просим Бога об Ангеле Хранителе. В таком случае, зачем просить об этом Ангеле, ведь он и так дан каждому христианину? А вот зачем: «Церковь молится и просит его от Господа не потому, будто бы он кому из православных не дан, но чтоб он хранил нас от зла, и на путь правый наставлял, что самое и в последующих словах содержится: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших…» (И. Дмитриевский).

Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.
Подай, Господи.


Прощения значит извинения, а оставления грехов – совершенного от них избавления. Под грехами имеются в виду большие грехи, а под прегрешениями – ежедневные, мелкие грехи.

Добрых и полезных душам нашим и мира мирови, у Господа просим.
Подай, Господи.
Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.
Подай, Господи.
Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим.
Подай, Господи.


Это очень интересное молитвенное прошение.
Мы просим христианской кончины, то есть, просим Бога дать нам умереть в истинной христианской вере и благочестии. Также просим, чтобы наша кончина была безболезненна и непостыдна.
О такой кончине молились люди с глубокой древности. Мы знаем много свидетельств о том, как Господь даровал праведникам умирать в спокойствии и мире. Но нередко Господь попускает и болезненную кончину. В любом случае, все это зависит не от нас, а от Бога, мы лишь должны с совершенным смирением вверить себя Его всеблагому о нас попечению.
Однажды старца Паисия, современного афонского подвижника, спросили: какова причина мук человека перед смертью, только ли она в греховности умирающего? Старец ответил: «Нет, это не безусловно. Также не безусловно и то, что, если душа человека выходит из него тихо и спокойно, то он находился в хорошем состоянии. Даже если люди страдают и мучаются в последние мгновения жизни, это не обязательно значит, что у них много грехов. Некоторые люди от великого смирения усердно просят у Бога, чтобы Он дал им плохую кончину – чтобы после смерти остаться в безвестности. Или кто-то может иметь плохую кончину, для того чтобы духовно расплатиться с небольшим долгом. К примеру, при жизни человека хвалили больше, чем он этого заслуживал, поэтому Бог попустил, чтобы в час смерти он вел себя как-то странно, для того чтобы пасть в глазах людей. В других случаях Бог попускает некоторым страдать в час смерти, чтобы те, кто находится рядом, поняли, насколько тяжело приходится душе там, в аду, если она не приведет себя в порядок здесь….
Слова ектении доброго ответа правильнее перевести как оправдания перед Судьей.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.


Священник во время ектении читает тайную молитву:
Господи, Боже, Вседержитель, один Святой, от призывающих Тебя всем сердцем принимающий жертву хвалы. Прими и от нас, грешных, молитву и да будет она возложена на Святой Твой жертвенник. Даруй нам силы приносить Тебе дары и жертвы духовные о прощении грехов совершенных нами и народом Твоим по неведению. Удостой нас благодати, прими жертву нашу и да вселится Благой Дух Твоей благодати на нас, на лежащих перед нами этих дарах и на всем народе Твоем. (Рус.)

И громко заканчивает диаконскую ектению:
Щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник: Мир всем.
Хор: И духови твоему.
Диакон: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы.
Хор: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.



Все фотографии галереи