Церковь Входа Господня в Иерусалим (Посолодино)
Церковь Входа Господня в Иерусалим построена к конце XIX — начале ХХ века; ранее здесь находился небольшой мужской Посолотин монастырь.
История[править | править код]
Входоиерусалимский храм, что сейчас находится в с. Посолодино, построен в 1893-1901 годах протоиереем Петром и священномучеником протоиереем Николаем Кулигиными, по проекту гражданского инженера С. Андреева и как гласит надпись на проекте «В память в Бозе почившего императора Александра III».
В древности в этом месте находился пещерный Посолотин мужской монастырь, который был отделен от села крутыми оврагами. Первые летописные упоминания о пещерном мужском монастыре относятся к 1579 году (XVI век). Здесь в старину были две церкви: одна — располагавшаяся у подножия горы (или в толще горы?), считавшаяся каменной, — во имя Успения Пресвятой Богородицы, а другая — деревянная, во имя свт. Николая Чудотворца. В монастыре, в девяти келиях, жили игумен и 12 братии.
В писцовых книгах 1581-1585 говорится: «В Хмерском же погосте Посолотин монастырь Новые Печеры на речке на Черной, выжгли литовские люди.» Но и после разорения монастырь существовал, с двумя церквами: деревянной — во имя свт. Николая и каменной — Покрова Богородицы.
Церковь свт. Николая сгорела в феврале 1736 на сырной неделе. В тридцатых годах XVIII в. служили в каменной Покровской церкви, о которой сохранилась, в церковном архиве подробная опись, составленная в октябре 1741 строителем монастыря, иеромонахом Феофилактом и им подписанная.
В 1743 году на месте сгоревшей Никольской была построена новая, также деревянная, церковь, освященная во имя Входа Господня в Иерусалим. Инициатором ее возведения был настоятель обители строитель иеромонах Феофилакт.
В 1764, с учреждением монастырских штатов Императрицей Екатериной II, обитель была упразднена, имущество монастыря было передано Черменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь, а церковь Покрова Пресвятой Богородицы стала приходской. В церковной ограде, под крутым оврагом, до начала XX века сохранялись остатки древней каменной колокольни и келий, под которой шел каменный вход к источнику, находящемуся в пещере, где по преданию явилась икона Пресвятой Богородицы Одигитрии « Тихвинской»,(Из описи старой деревянной Входоиерусалимской церкви села Посолодино 1887 году. В храме достопримечательны: 1) сребропозлащенный киот с частицами мощей: Германа и Варсонофия Казанского, мученика Василия, Иоанна Новгородского, архидиакона Стефана и митрополита Ионы; 2) Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, соследующей надписью:«сия Чудотворная икона Спорутчицы Богородицы Одигитрии новых пещер Посолотина монастыря Новгородской области. А обложен бысть сей образ благословением перваго архиепископа Иоакима Псковского и Изборского, в лето 1626, после немецко-литовского разорения, при державе Государя и царя Великаго князя Михаила Феодоровича всея России самодержца». На иконе изображены: Святая Троица, Вознесение Божией Матери на небо, Рождество и Покров Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста. Икона уважается прихожанами и посторонними богомольцами. Прихожане уверяют, что их поля никогда не страдали от градобитий и приписывают это милости, исходящей от св. иконы;). Освящена она была при архиепископе Новгородском Стефане и простояла до начала XX века. С 1786 храм стал относится к Лужскому уезду С.-Петербургской губернии. В 1822 в церкви были устроены приделы во имя свт. Николая и Тихвинской иконы Божией Матери, сооруженные усердием Лужских помещиков Татищева и Тишкова.
Храм в Посолодино действовал до конца 1930-х годов. Совершались еще службы в самой церкви, народ также ходил молиться в пещеры: на Богородичный источник и на «Федосеев ключок», располагавшийся на берегу реки Черной, выше села. Закрытый в 1937 или 1938, храм был разорен, а служившие здесь пастыри — репрессированы.
В годы войны (1941-1943) в храме недолго совершались богослужения жившим неподалеку прот. Феодором Михайловым (1903-1959), священником Псковской миссии.
После войны, очевидно, какое-то время посолодинский храм числился действующим, богослужения в нем совершали «входящие» священники из близлежащих, остававшихся открытыми приходов. С возобновлением гонений на веру, по видимому, уже во второй половине 1940-х годов, он был закрыт. До 1960-х годов местные крестьяне продолжали ходить в Ильинскую пятницу в Должицы. И позже продолжали приходить молиться в Должицы, в пещеры и в закрытый храм в с. Посолодино. Иконы и другие святыни из разоренного храма были увезены в г. Псков,в епархиальное управление.
До начала 1990-х еще находился на храмовой колокольне последний церковный колокол, который в 1992 г. был украден какими-то злоумышленниками.
Современное состояние[править | править код]
Начиная с 2001 в стенах разоренного храма совершается молитва (молебны и заупокойные литии) священником храма св. блж. Ксении Петербургской села Должицы Плюсского района Псковской области священником Олегом Жуком.
31 марта 2007 в храме в честь Входа Господня во Иерусалим, Наместник Псково-Печерского монастыря Архимандрит Тихон совершил первую после 60-летнего перерыва Божественную Литургию.
С декабря 2009 В храме (в переделанном под часовню, в правом при входе впомогательном помещении) регулярно, через субботу совершается Божественная литургия и накануне служится вечернее богослужение. 3 сентября 2010 года в храме состоялось первое Венчание, а 23 октября 2010 года 4 человека приняли святое Крещение.
Святые[править | править код]
Престольные праздники[править | править код]
Вход Господень в Иерусалим - Воскресенье перед Пасхой
Как добраться[править | править код]
Адрес: 181002, Псковская область, Плюсский район, село Посолодино
Телефон: 8 (921) 506-69-74; 8 (911) 362-93-53
E-mail: posolodino@mail.ru
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт
- Церковь Входа Господня в Иерусалим в селе Посолодино: фото, описание
- Храмы России. Церковь Входа Господня в Иерусалим в Посолодино
- Согласована проектная документация на работы по сохранению церкви входа Господня в Иерусалим в Посолодино