Церковь Троицы Живоначальной (Доможирка)

Идёт загрузка карты…
Церковь Троицы Живоначальной (Доможирка), Церковь Троицы Живоначальной (Доможирка)

Свято-Троицкая церковь построена в XVI веке по указу Иван Грозного. Престольный праздник: Троица, переходящий праздник (50-й день после Пасхи).

История

Храм заложен летом 1558 года по случаю успешного взятия городов Нарвы и Сыренска (Васк-Нарва) русскими войсками в начале Ливонской войны по указу царя Иван IV Грозного о чем сообщается в Никоновской, Лебедевской, 3-й Псковской летописях.

Заказчиком его, как повествует Никоновская летопись, являлся сам Иван Грозный. Он дал средства на строительство и повелел: освятить храм во имя Живоначальной Троицы. Организацией же строительства занимался псковский воевода Ждан Андреевич Вешняков, участвовавший в штурме города Сыренска. Именно он выбрал село Доможирку, как место для возведения храма. Он же, надо полагать, указал храм-образец (возможно это церковь Благовещения с Запсковья), определив архитектурный облик Троицкой церкви.

Судя по записям русских летописей царь оставил Ждана Вешнякова и его боевого товарища Павла Заболоцкого «устроять» в Ливонии церкви и крепости, что он в дальнейшем и делал. Указ о строительстве храма после победы вез с жалованьем к войскам родной дядя Митрополита Филиппа (Колычева), замученного впоследствии Малютой Скуратовым, стольник Григорий Семенович Колычев.

Окончание строительства храма можно приурочить к 1567 году, так как в это время литейщиком Лонгином Семеновым сыном был отлит главный колокол звонницы, надпись на котором гласит: "Года 7-5 лит сей колокол Живоначальной Троице и вознесению Пречистой Девы и святой мученице Парасковьи по прозванию Пятница в Доможирке в правление царя и господина Великого князя Ивана Васильевича всея Руси повелением слуги Божия Ждана Андреевича Вешнякова. А делал мастер Логин Семенов сын". Ныне колокол находится в Швеции и описан исследователем Турку Арне.

В 1581 году, по сведениям К. Трофимова, храм был разорен ливонцами, при этом «от прежнего придела святителя Николая осталась только алтарная апсида, обращенная в более позднее время в ризницу». Другая дореволюционная публикация, автор которой, видимо, был знаком с еще не сгоревшим архивом церкви, также сообщает о разорении Никольского придела, но не ливонцами, а шведами. Сообщение одной из писцовых книг, опубликованное К. Трофимовым, говорит о том, что церковь в Доможирке «от войны немецких людей стоит без пения не освящена», что подтверждает информацию о разорении храма до 1627 года. Что касается времени этого разорения, то указанный 1581 год, вполне возможен, так как в этом году войска неприятеля (польского короля Стефана Батория) действительно были в этих краях и безуспешно пытались захватить Гдов.

К 1580-м годам относится еще одно упоминание о храме. В Писцовой книге 1585 года в описании Каменской губы есть запись: «и всего за Иваном село да три деревни да пустошь, а в селе церковь камена Успения Пречистые Богородицы да придел Троицы Живоначальные да другой придел пятницы святые в селе двор помещиков двор попов двор церковного дьячка двор проскуреницы да три двора крестьянских…».

За весь XVII век нам известно три упоминания о церкви. Первое из них, о котором мы уже говорили, опубликованно К. Трофимовым и датируется 1627 годом. Следующее сообщение о храме относится к 1648 году. Из него мы узнаем о том, что в середине XVII века селом Доможирка владели помещики Желнинские (или, возможно, Желнырские). Третий исторический источник этого же столетия — памятная каменная плита (керамида), которая была вставлена в северную стену придела святой Параскевы и сохранялась до начала 20 века. На керамиде была надпись: «Лета 7190 (1682) марта в 5 день <… > преставися раб Божий, псковский помещик Фотий Евфимьев, сын Желныский», свидетельствующая о том, что Желнинские были владельцами села Доможирка по крайней мере до 1682 года.

Дальнейшая судьба храма слабо освещена источниками. Из документов XVIII столетия, касающихся села Доможирка и Троицкой церкви, удалось обнаружить лишь два межевых дела. Оба они хранятся в Центральном Государственном/ Историческом архиве Санкт-Петербурга и датируются 1784 годом. В деле № 432 читаем: «июня 5 дня <...> учинена межа во Гдовском уезде в Каменной губе селце Доможирке с пустошми Ивановской, Вениковой, Моисеевой с её пашенною землею сенными покосы лесными и прочими угоды и которыя состоят во владении прапорщика князя Михаила Афонасиева сына Елецкаго».

Храм многократно восстанавливался, перестраивался. В 1822 году с запада от храма была возведена, примыкающая к нему вплотную колокольня. Она представляла собой трехъярусное, квадратное в плане, увенчанное шпилем сооружение. Возможно, к этому же времени относится переделка первоначальных восьмискатных покрытий четверика и приделов, на четырехскатное у четверика и трехскатное у приделов, зафиксированное изображением храма до пожара 1900 года.

Из описания храма, сделанного крестьянином Ефимом Андреевым, известно, что храм в XIX веке имел пятиярусный иконостас, а его иконы возобновлялись в 1824 году. Сохранились также сведения о владельцах села Доможирка этого столетия: в 1838 году ими являлись дети Зиновьева, а во второй половине XIX века Косяровские (в 1870-76 гг. — Косяровская А.П. и Покровская С.П., видимо, сестры).

О том, каким был храм в конце XIX века можно судить по плану из проекта на перестройку церкви, составленному П. Трифоновым в 1901 году. К этому времени первоначальное архитектурное решение церковного здания претерпело значительные изменения. Мы уже упоминали об утрате северной части П-образной паперти и переделке покрытий четверика и приделов. Кроме того, чертеж П. Трифонова фиксирует закладку арочного дверного проема в западной стене Никольского придела и пробивку дверного проема на месте ниши в южной стене этого же придела (она же северная стена четверика). В западной части северной стены четверика пробито окно. Такое же окно сделано в новой стене, сооруженной западнее северной стены четверика. Новый дверной проем пробит в северной угловой части западной стены четверика.

Существенным переделкам подвергся южный придел храма. Судя по проектному чертежу П. Трифонова, к началу столетия он уже был частично расширен. Западная стена этого придела и примыкающая к ней восточная часть южной стены П-образной паперти были разобраны, а западнее южной стены придела сооружена новая Г-образная в плане кирпичная стена, примыкающая к сохранившейся части первоначальной стены южной паперти.

Печальным событие в судьбе храма стал пожар, произошедший 19 ноября 1900 года. Как сообщает член императорской археологической комиссии академик П.П. Покрышкин, пожар начался от забытой восковой свечи в ризнице (Никольском приделе). Огонь не сразу заметили, поэтому из ризницы он перебросился на иконостас средней Троицкой церкви, так как боковые приделы сообщались ранее проходами с алтарем центрального придела. В результате огонь «уничтожил все деревянные части церкви: крыши, весь внутренний церковный наряд и архив». Не тронутой огнем, по сообщению прихожан храма, осталась только алтарная часть в приделе святой Параскевы, но и она требовала незначительного ремонта, который был сделан «к празднику Рождества Христова».

Уже в апреле 1901 года прихожане храма обращаются к Обер-Прокурору Синода К.П. Победоносцеву с просьбой оказать малочисленному и бедному Доможирскому приходу «денежное вспомоществование из сумм Святейшего Синода на ремонт Доможирской Троицкой церкви».

В том же 1901 году гражданский инженер П. Трифонов составил «Проект перестройки церкви во имя Св. Троицы в селении Доможирка…» и смету на 18 тысяч 331 рубль 99 копеек. 8 мая 1901 года на заседании Строительного отделения С.-Петербургского Губернского Правления проект П. Трифонова был утвержден. Он предусматривал не только ремонт храма, но и расширение его южного придела. Последнее подразумевало разборку древней стены южной части паперти и сооружение новой кирпичной стены, которая должна была продолжить южную стену Параскевинского придела и доходить почти до западной стены колокольни. Во вновь образованном вытянутом с востока на запад пространстве южного придела планировалось установить две печи и соорудить кирпичную стену, отделяющую объем этого придела от притвора храма (сохранившаяся западная часть первоначальной П-образной паперти). Западный вход в придел святой Параскевы устраивался в южной стене колокольни.

Говоря о проекте П. Трифонова, нельзя не обратить внимания на лист озаглавленный «Генеральный план». На нем кроме храма показаны: дом священника, баня, сарай, дом и сарай псаломщика, школа, 2 амбара, ледник, сторожка и дома крестьян деревни «Доможирка». Ныне все они разрушены, уцелел только сложенный из гранитных валунов фундамент дома священника. Показана там и церковная ограда, валунное основание которой частично сохранилось до наших дней.

Кроме работ, запланированных проектом П. Трифонова, прихожане храма решили разобрать главный купол, грозящий, по их мнению, обрушением, и два пилона, поддерживающие его. Разборка пилонов нужна была для того, «чтобы было больше места для молящихся».

Санкт-Петербургская Духовная Консистория, понимая ценность храма в Доможирке, обращается в Императорскую Археологическую Комиссию с прошением (от 12 ноября 1902) «командировать уполномоченное лицо для осмотра означенной церкви и указания способа, коим она должна быть ремонтирована снаружи и внутри».

В ноябре 1902 года Императорская Археологическая Комиссия командирует для осмотра церкви архитектора-реставратора и исследователя древнерусской архитектуры П. П. Покрышкина, который впоследствии был рукоположен во священный сан, стал протоиерем Нижегородской епархии, и умер, причастив больного тифом. По приезде в село Доможирку Покрышкин обнаружил, что главный купол храма уже разобран. Он сделал подробный обмер храма и несколько фотографий, запечатлевших здание церкви еще до начала строительных работ. Кроме того, исследователь, на основе натурного изучения памятника, разработал проект реставрации восточного фасада.

О ходе и сроках ремонтно-восстановительных строительных работ, произведенных по проекту П. Трифонова, документов не обнаружено. Но, как сообщает П. П. Покрышкин, посетивший Доможирку летом 1906 года, к его приезду все строительные работы были закончены. Оценивая сделанное с позиции реставрационной науки, П. П. Покрышкин с сожалением и горечью писал: «Ныне доморощенные архитекторы “реставрировали” Доможирскую церковь следующим образом. Вместо каменного с горшками купола поставили деревянный и всё снаружи оштукатурили, так что на малых купольных барабанах все украшения замазаны. Главы сделаны по поздним гдовским образцам».

В архивах Санкт-Петербурга хранятся четыре фотографии храма, сделанные В. Г. Красировым и Буллой после описанного ремонта. Они иллюстрируют слова П.П. Покрышкина и свидетельствуют о том, что проект П. Трифонова был полностью осуществлен.

Как и предполагалось проектом, приделы получили двухскатное покрытие, а четверик — четырехскатное. Западнее южного придела соорудили новую стену паперти и разрушили старую — первоначальную.

После 1917 года, как и большинство церквей, Троицкий храм, видимо, был закрыт. Когда именно церковь в Доможирке перестала действовать - неизвестно. Какова судьба последнего настоятеля Доможирской церкви протоиерея Всеволода Всеводовича Николаевского неизвестно и его родственникам, которые ныне проживают в Германии.

В 1955 году Доможирку посетила техник-архитектор В.А. Лебедева. Она обнаружила, что на Никольском приделе отсутствует кровля, а на его сводах растут деревья. В своде южного придела имелась трещина. Кладка стен всех объемов еще находилась в «хорошей» сохранности и угрожающих трещин в ней не было. Однако уже в к 1965 году состояние памятника стало аварийным и требовало немедленных ремонтно-реставрационных работ.

В 1965-1972 годах под руководством М.И. Семенова была осуществлена реставрация храма. Она спасла храм от разрушения и вернула ему древние формы XVI века. После окончания реставрации здание церкви в течении 26 лет вновь оказалось бесхозным и продолжало оставаться таким до конца XX века.

12 ноября 1998 года общине Собора Державной иконы Божией матери в Гдове по ходатайству его настоятеля протоиерея Михаила Женочина выдано свидетельство № 189 «О праве бессрочного (постоянного) пользования землей» по адресу д. Доможирка Добручинской волости. Площадь земли этого участка составляла 0,45 га. (63 м. - 72 м. - 63 м. - 72 м).

14 декабря 1999 года Троицкая церковь в Доможирке — памятник истории и культуры федерального (общероссийского) значения, передана Псковской епархии Русской Православной Церкви (Распоряжение №300/1635-р было подписано первым заместителем Министра культуры Российской Федерации Н.Л. Дементьевой и первым заместителем Министра государственного имущества Российской Федерации О. М. Медведевым). 16 декабря 1999 года зарегистрирован (свидетельство №207) приход Доможирского храма.

12 сентября 1999 года начались ремонтно-восстановительные работы. Прежде всего были установлены окна и двери Никольского придела. Позднее сделана новая деревянная кровля и оштукатурены сам храм и его интерьер. В 2003 году вокруг храма залита цементная отмостка.

Первая служба состоялась в отремонтированном северном приделе святителя Николая 1 августа 1999 года. А первая Божественная Литургия была совершена клириками Гдовского благочиния 10 ноября 1999 года. Ныне богослужения в храме совершаются раз в месяц.

Современное состояние

В мае 2008 года храму были подарены шесть колоколов, отлитых на Воронежском литейном заводе. Вес этих колоколов составляет: 290, 100, 60, 29, 18 и 10 кг. Трое человек в течение шести часов вручную поднимали их на звонницу и Троицкий храм в Доможирке, после долгих десятилетий молчания, обрел вновь свой голос.

В 2007-2009 годах был отремонтирован придел святой великомученицы Параскевы. С 2009 года по сей день ведутся работы в Троицком приделе, где 13 июня 2011 года в День Святаго Духа состоялась первая Божественная Литургия, которую возглавил благочинный Гдовского округа протоирей Василий.

Ныне в храме существует котельная, подведена электроэнергия, выполнена мелиорация прилегающих территорий, ведутся работы по воссозданию ограды и мощения вокруг храма, а в интерьере по воссозданию хор. Разработан проект четырехъярусного иконостаса, для которого пишутся иконы. Из дореволюционного наряда в храме сохранились: икона святой великомученицы Параскевы Пятницы и запрестольный крест, который отправлен на реставрацию.

Храм окрестные жители не посещают ввиду того, что в самой Доможирке нет ни одного постоянно проживающего жителя. Все без исключения дома принадлежат дачникам, а соседние деревни малолюдны или также имеют жителями - дачников.

9 ноября 2011 года на празднование памяти святой великомученицы Параскевы Пятницы в храме в центральном Троицком приделе служили первое, спустя 90 лет молчания, Всенощное бдение. На следующий день 10 ноября на престольный праздник возглавил праздничное богослужение благочинный Гдовского округа протоиерей Василий.

Архитектура

Храм четырехстолпный, трехапсидный. Состоит из центрального одноглавого Троицкого храма, двух бесстолпных приделов (северный посвящен во имя святителя Николая Чудотворца, южный — во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы) и П-образной паперти со звонницей на западной стене (над входом). Строительный материал — известняковый плитняк возили для строительства на судах по Чудскому озеру более чем за 120 вёрст из под Пскова. Современный облик он получил в ходе реставрации 1965-1972 годов, проводившейся под руководством М. И. Семенова и по чертежам, выполненным инженером — реставратором В.А. Лебедевой. В ходе советской реставрации были восстановлены: центральный барабан Троицкого храма, двухпролетная звонница, паперть, изготовленные из осинового гонта-лемеха главы всех трех приделов с кованными крестами.

Престольные праздники

День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря

Память святой великомученицы Параскевы Пятницы

Как добраться

Адрес: Псковская область, Гдовский район, село Доможирка

Информация для паломников

Деревня находится в погранзоне, свободный доступ ограничен.

Ссылки