Иерусали́м (ивр. יְרוּשָׁלַיִם Йерушала́(й)им, араб. القُدس аль-К̣удс, أورشليم Ӯршалӣм (Ӯрушалӣм), أورشليم القدس, Ӯршалӣм-аль-К̣удс) — официальная столица Израиля, город на Ближнем Востоке. Расположен на плато в Иудейских горах на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650—840 м над уровнем моря.
Город является священным для трёх крупнейших авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. Населён представителями множества национальных, этнических и религиозных деноминаций; численность населения Иерусалима (без пригородов) составляет 865,721 жителей.
Иерусалим является одним из древнейших городов мира: первые поселения датируются IV тысячелетием до н. э.
Иерусалим является главным священным городом христиан. Святость Иерусалима для христианства была зафиксирована ещё в Септуагинте, которую христиане восприняли в качестве своего собственного канона. Помимо его роли в Ветхом Завете, огромная важность Иерусалима для христиан определяется его значением для христианства первого века н.э., в период земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и эпохи апостолов, как то зафиксировано в Новом Завете.
Иерусалим в Новом Завете и в период раннего христианства[править | править код]
Согласно Новому Завету, Иисус был привезен в Иерусалим вскоре после своего рождения, чтобы быть представленным в Храме (Лук. 2:22) и посетить праздники (Лук. 2:41). Согласно каноническим Евангелиям, Иисус проповедовал бедным и исцелял в Иерусалиме, в особенности в храмовом дворе. Иерусалимский историк Дан Мазар в серии статей в Jerusalem Christian Review описал археологические открытия, сделанные на этом участке его отцом, проф. Бенджамином Мазаром – в том числе, ведущие на возвышение ступени I века, на которых могли проповедовать Иисус и его ученики, а также миквы и крестильни, использовавшиеся как еврейскими, так и христианскими паломниками. Согласно Деяниям святых апостолов, события пятидесятницы также происходили на этом участке. Существует также рассказ об очищении Иисусом храма - изгнании разнообразных торговцев вон из священных пределов храмового двора (Мк. 11:15). Большая часть этой территории была также открыта в процессе раскопок, проводимых старшим Мазаром.
В конце каждого из Евангелий имеются описания Тайной вечери Иисуса в «сионской горнице» в Иерусалиме, его ареста в Гефсимании, суда над ним, распятия его на Голгофе и захоронения неподалёку, его воскресения, вознесения и пророчества о возвращении. Согласно традиции, местом Тайной вечери является Сионская горница, расположенная на втором этаже того же здания на горе Сион, на первом этаже которого находится могила царя Давида. Археолог Барджил Пикснер утверждает, что обнаружил три стены оригинальной постройки, сохранившиеся до сего дня. Место мучительной молитвы Иисуса и предательства – Гефсимания – вероятно, находится где-то возле Церкви Всех наций на Масличной горе. Суд Понтия Пилата над Иисусом мог иметь место в крепости Антония, к северу от территории Храма. Согласно распространённому мнению, внешняя мостовая, на которой вершился суд, находится под монастырём сестёр Сиона. Другие христиане верят, что Пилат судил Иисуса во дворце Ирода на горе Сион.
Главные из новозаветных событий - Распятие и Воскресение Господне; поэтому самым выдающимся христианским объектом в Иерусалиме является Голгофа («Лобное место») – место распятия Христа. Евангелие от Иоанна описывает её, как находящуюся вне Иерусалима. Недавние археологические свидетельства указывают, что Голгофа расположена недалеко от стен Старого города; однако традиционно одним из главных кандидатов на местоположение Голгофы и близлежащей гробницы Иисуса считается территория, ныне занимаемая Храмом Гроба Господня - возможно, самое святое место для христиан, и место их паломничества. Оригинальная церковь была построена Константином I в 336 г. Виа Долороза, или Страстной путь, традиционно считается путём Христа на Голгофу и также является важным объектом паломничества; путь заканчивается в Храме Гроба Господня. Популярным местом паломничества является и Садовая могила возле Дамасских ворот. Чарльзом Джорджем Гордоном было высказано мнение, что именно это место, а не Храм Гроба Господня, является истинным местом нахождения Голгофы.
Деяния святых апостолов и Послания Павла указывают на Иакова Праведного, брата Иисуса, как на лидера ранней иерусалимской церкви. Он и его преемники были центром притяжения иудеев-христиан вплоть до разрушения города императором Адрианом в 135 г. Изгнание евреев из нового города Элия Капитолина привело к назначению епископов из числа не-евреев, под контролем архиепископов Кесарии и, в итоге, Патриарха Антиохии. Общая значимость Иерусалима для христиан вне Святой земли пережила период упадка во времена преследований христиан в Римской империи, но вновь возродилась около 325 г., когда император Константин I и его мать Елена одарили Иерусалим церквями и святилищами, сделав его первостепенным центром христианского паломничества. Согласно церковному историку Сократ Константинопольский), Елена (оставшаяся в памяти, как святой покровитель археологов) утверждала, что с помощью епископа Макарий I Иерусалимский нашла Крест Христа, разобрав храм Венеры, построенный поверх соответствующего участка местности. В 325 г. Иерусалим был особо упомянут в VII Каноне Никеи, даже не став ещё столичной епархией.
В середине IV века в Иерусалиме началась византийская эпоха правления, длившаяся до VII века. В этот период было построено большое количество кафедральных соборов, храмов и монастырей по всему округу города Иерусалима. Были открыты теологические кафедры, семинарии и иконописные школы в самом святом для христиан городе. В частности, именно тогда было воздвигнуто первое комплексное архитектурное сооружение вокруг погребальной пещеры Гроба Господнего, Голгофы, Камня Помазания и вдоль всей улицы Виа Долороза. Тогда весь этот комплекс назывался «Святые сады». На каждом святом месте было воздвигнуто по храму, монастырю или часовне. Так, были воздвигнуты монастыри в честь первых христианских мучеников и святых Ветхого Завета: пророка Илии, пророка Иоанна Крестителя, св. Анны, св. Харлампия, св. Стефана, св. Иакова, монастырь Успения Богородицы, монастырь святых Константина и Елены, монастырь Честного Креста, и многих других. Также был построен комплексный монастырь «Святой Софии» на Храмовой горе, где находился разрушенный Иерусалимский храм.
В средние века христиане считали, что Иерусалим является центром мира (латинское umbilicus mundi, греческое Omphalos); именно так город представлялся на так называемых картах Т-О. В византийских гимнах говорится о Кресте, «растущем из центра земли», а образные решения привязаны к концепции смерти и воскресения Иисуса, как направленных во благо всего человечества. На средневековых картах Европы восток («ориент») – Иерусалим - обычно помещался наверху; именно такое расположение привело к использованию термина «ориентировать», что значит «соотносить карту с фактическим направлением по компасу». Небесный Иерусалим является центром видения, описанного в конце Откровения Иоанна Богослова: Совершенный Город, в котором Бог живёт среди своего народа.
С 1099 по 1187, а также с 1229 по 1244 гг. Иерусалимом владели европейские крестоносцы. Именно они построили в Старом городе большинство церквей и храмов и значительно перестроили уже имевшиеся в тех местах, которые связаны с библейскими событиями.
В 1173 году в Иерусалиме умерла Ефросинья Полоцкая. После канонизации она стала считаться покровительницей Полоцка, а позднее и всей Белоруссии.
В Иерусалиме похоронен Шота Руставели.
Отказ Османской империи предоставить России право распоряжаться христианскими храмами в Иерусалиме и Вифлееме послужил поводом к Крымской войне.
Название города повторяется в названиях многих русских церквей и монастырей (Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь и т. д.).
В Иерусалиме представлены множество христианских церквей: католическая, греко-православная, армянская, русская православная, сирийская, эфиопская, маронитская католическая, и другие. Традиционными католическими хранителями святых мест являются францисканцы. На 2009 год, по данным иерусалимского института изучения Израиля, из 14 тысяч христиан города, 2.6 тысяч — духовенство и монахи.
Численность православных и верующих древних восточных церквей в Израиле оценивается в 30 тыс. человек (2010 год). Территория Израиля входит в юрисдикцию Иерусалимской православной церкви. На территории Израиля данной церкви принадлежит 17 храмов.
Русская православная церковь в Израиле объединяет 2 тыс. верующих. Церковь представлена структурами Русской духовной миссии в Иерусалиме и Русской православной церкви заграницей. С 1935 года в Иерусалиме действует представительство Румынской православной церкви.
Монасты́рь Свято́го Креста́ (ивр. מנזר המצלבה, груз. ჯვრის მონასტერი, греч. Ιερά Μονή του Τιμίου Σταυρού) — мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, расположенный в Иерусалиме, Израиль. Один из знаменитейших монастырей в Святой земле. Его называют обителью грузинской славы или обителью во имя Святого Креста. В его стенах некогда жил грузинский поэт Шота Руставели. Точное время основания монастыря неизвестно.
Согласно старинному преданию на месте монастыря произрастало Дерево Креста Господня.
В настоящее время по решению Патриарха Диодора, церковь и остатки когда-то богатых владений обители стали доступны публике и служат приходским музеем.
Адрес: Иерусалим, Givat Ram Rehavia Valley.
Проезд: на автобусах №№ 18, 31 или 32 из Нового города или № 19 от Яффских ворот. Выйти на первой остановке, ул. Харав Херзог (Harav Herzog), далее по дороге вниз.
Монастырь св. Марии Магдалины — женский Гефсиманский монастырь Вифанской общины Воскресения Христова. Юрисдикция: Русская православная церковь заграницей.
Строительство храма в память императрицы Марии Александровны было предложено начальником РДМ в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Он же предложил участок для возведения церкви на склоне Елеонской горы и вскоре, к осени 1882 года, земля была куплена. Архитектор Д. А. Гримм составил проект и церковь была заложена 21 января 1885 года. Вело строительный проект Императорское православное палестинское общество под наблюдением и руководством строительства архимандрита Антонина. Сами работы по строительству храма вели известные Иерусалимские архитекторы Конрад Шик, а затем Георгий Франгия. На сооружение храма царь Александр III внёс 100 тысяч рублей, его четыре брата — по 15 тысяч; великая княжна Мария Александровна — 5 тысяч рублей. Патриарх Иерусалимский освятил храм 14 октября 1888 года в присутствии великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича и великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
Адрес: Gethsemane Convent P.O. Box 19238 Jerusalem 91191, Israel
Го́рний или Го́рненский Казанский монастырь — православный русский женский монастырь в ведении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (Русская Православная Церковь). Расположен в Эйн-Кареме, 7 км. на юго-запад от Старого города Иерусалима (Израиль).
Название Горненский связано с тем, что он находится в местности, которая в евангельские времена называлась нагорней (горней) страной, т.е. находящейся на горах.
В обители около 60 сестёр. Настоятельница монастыря с 1991 года — игумения Георгия (Щукина).
Адрес: Израиль, Иерусалим, Эйн-Карем
Проезд: Паломнику, отправляющемуся в Горненский монастырь, достаточно иметь на руках заграничный паспорт и авиабилет на рейс до аэропорта Бен-Гурион. Оттуда в Иерусалим следуют автобусы, поезда и такси, дорога займет около часа. Из центра Иерусалима (Старый Город) до обители в Горнем можно добраться на автобусах 19-го и 27-го маршрутов (остановка «Больница Хадасса»).
Паломники, прибывающие в Горненский монастырь, размещаются в небольших паломнических домах, расположенных на территории монастыря. В настоящее время в Горненском монастыре имеется 4 дома паломников, вместимостью от 10 до 22 человек.
Поселение в паломнические дома Горненского женского монастыря в Иерусалиме осуществляется через Паломническую службу Русской Духовной Миссии.
В паломнических домах имеется кухня, где паломники могут приготовить чай (питаются паломники в монастырской трапезной); душ и туалет находятся на этаже.
Адрес: Израиль, Иерусалим, Эйн-Карем
Проезд: Паломнику, отправляющемуся в Горненский монастырь, достаточно иметь на руках заграничный паспорт и авиабилет на рейс до аэропорта Бен-Гурион. Оттуда в Иерусалим следуют автобусы, поезда и такси, дорога займет около часа. Из центра Иерусалима (Старый Город) до обители в Горнем можно добраться на автобусах 19-го и 27-го маршрутов (остановка «Больница Хадасса»).