Центр области, граничащей с Московской. Находится в 190 км к востоку от Москвы на р. Клязьме. Население – 361 тыс. человек.
Субъективно
Примечательно, что все главные храмы Владимира построены святым князем Андреем Боголюбским и посвящены Богородице. И все они сохранились с XII века, хотя много более поздних построек погибло.
Наверно, город, где прославились две великие иконы Божией Матери – Владимирская и Боголюбская, – не мог не стать великим и не сохранить часть своего величия до наших дней.
Для полноценного знакомства с городом необходимы два дня.
Владимир не избежал разорений Смутного времени, активно участвовал в первом и втором народных ополчениях.
В 1719 г. город стал центром провинции, в 1778 г. – центром губернии и Владимиро-Костромского наместничества. К счастью, екатерининский план застройки города сохранил главную улицу (Большую), проходившую через Золотые и Серебряные ворота, являющуюся частью московско-нижегородского тракта, ныне состоящую из Большой Московской и Большой Нижегородской.
В 1862 г. через Владимир прошла Московско-Нижегородская железная дорога, что способствовало дальнейшему развитию города.
Гражданскими памятниками XVIII – нач. XX в. являются: здание кинотеатра «Ампир» (1913 г., ул. Б. Московская, 13); торговые ряды (1787 г., ул. Б. Московская, 19); Дворянское собрание. Памятники церковной архитектуры во Владимире: Боголюбовский монастырь и церковь Покрова под Владимиром. Для столь обширного строительства «по вере же его и по тщанию его к святой Богородице приведе ему Бог из всех земель все мастеры». Существует предание, что своих умельцев-строителей Андрею присылал даже германский император Фридрих Барбаросса. Андрей не только строил, но сам усердно, со слезами молился в этих храмах; нередко и ночью, приходя в церковь в одиночестве, зажигая свечи и надолго оставаясь перед иконами. За эти качества и дела он получил прозвище Боголюбского.
Дважды Андрей ходил на волжских булгар, ставших с X в. мусульманами. Оба похода были успешными. В первый поход в 1164 г. Андрей брал Владимирскую икону Божией Матери. После решающей победы, которая состоялась 1 августа, служа благодарственный молебен перед иконой, Андрей с братом Ярославом и сыном Изяславом увидели ослепительное сияние, исходившее от ликов Богородицы и Спасителя. Победу приписали помощи Богородицы и установили праздник иконы 1 августа. После этого через икону было сотворено ещё множество чудес, в том числе исторически важных для спасения России. В течение трёх веков икона находилась во Владимирском Успенском соборе, лишь в конце XV в. была перенесена в Москву.
Андрей имел достаточно силы и богатства, чтобы поставить своё княжество над остальными. Так, в 1169 г. он предъявил наследственные права на Киевское великое княжение и с союзниками приступом взял Киев, чтобы поставить там своего брата Глеба Юрьевича. После этого Киев навсегда потерял старшинство над русскими городами.
Но воля Божия не всегда была с Андреем. В 1170 г. попытка наказать вольный Новгород обернулась неожиданным поражением и прославлением иконы Божией Матери «Знамение», через которую новгородцам была дарована победа над более сильным противником.
В 1174 г. приближённые князя вероломно убили его в Боголюбовском. Поводом послужила казнь брата одного из них. Заговорщиков было около 20. Заблаговременно спрятали меч Андрея – меч святого князя Бориса, которому Андрей приписывал чудесную силу, – выпили для храбрости и ночью вломились в княжеские покои. Широкоплечий и сильный 63-летний князь отчаянно сопротивлялся. Убийцы ушли, думая, что дело сделано, но Андрей был ещё жив; он сумел спуститься по лестнице и спрятаться под сени. Услышав стоны, злодеи вернулись и снова бросились на своего властителя. Князь успел вымолвить: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!»...
В 1935 г. было проведено исследование мощей Андрея Боголюбского, которое показало, что только одна из ран была нанесена князю спереди, остальные сзади и с боков. Позднее известный антрополог-скульптор М. М. Герасимов по черепу восстановил энергичный, властный облик князя (скульптура находится в исторической экспозиции Владимирского музея-заповедника). Скуластый, несколько монголоидный портрет подтверждает тот факт, что матерью его была дочь половецкого хана.
Убийц казнил преемник Андрея – его младший брат Михаил Юрьевич. А благочестивый Андрей в 1702 г. был канонизирован Церковью. Празднование святого совершается 4 (17) июля. Мощи благоверного князя более семи веков покоятся в Успенском соборе Владимира, не избежав в советское время, скитаний по хранилищам музеев.
Липицкая битва
После смерти Всеволода Большое Гнездо в 1212 г. княжество было разделено между его сыновьями. По завещанию отца великое княжение должно было отойти к Георгию (Юрию), по праву старшинства – к Константину. Большая часть братьев, занявших удельные города, была на стороне Георгия, но на помощь Константину пришёл князь Мстислав Удалой с новгородцами и смолянами. В результате братоубийственной битвы у р. Липицы, близ Юрьева-Польского, владимирский стол отошёл к Константину (1216). После чего победитель великодушно завещал великое княжение побеждённому, которое Георгий и получил в 1219 г., когда Константин умер.
Монгольское нашествие
Чуть раньше хану Темучину удалось объединить монгольские племена. Редкий организатор, он, будучи неграмотным, дал монголам письменность, составил свод законов, ввёл воинскую и трудовую повинность. В 1206 г. он принял имя Чингисхана (владыки вселенной) и с невиданным успехом повёл завоевательные войны. Покорив вначале Китай, монголы научились у китайцев изготавливать порох и метать каменные ядра, чем позднее приводили в ужас европейцев. Затем повернули коней на запад и завоевали могущественный Хорезм, разрушив цветущие Бухару, Самарканд, Нишапур, Герат. Упившись крови, Чингисхан удалился в Монголию, отправив своих полководцев дальше на запад.
В 1223 г. войско, предводительствуемое Джебе и Субудаем, вошло в степи низовьев Волги и Дона и напало на половцев. Половцы тогда уже находились под влиянием русских, многие стали оседлыми, приняли христианство. Половецкий хан Котян, тесть Мстислава Удалого, обратился к русским с просьбой о защите от неизвестного дотоле врага. Посовещавшись в Киеве, южнорусские князья решили помочь половцам. Чингисхан не давал монголам полномочий воевать с русскими, поэтому те предупредили князей, что с ними у них нет войны. Тем не менее, русские двинулись в половецкие степи, нагнали монголов и потерпели страшное поражение в битве на р. Калке. На уцелевших князьях монголы пообедали, положив на них доски. Умертвили их таким образом и ушли на восток. Спасся только Мстислав Удалой.
В 1227 г. великий властитель умер, а в 1235 г. на курултае (совете феодалов) решили отправить на завоевание Европы армию под командованием внука Чингисхана Бату (Батыя) с опытным полководцем Субудаем. Пошли ордой примерно в 150 тыс. человек (возможно, число только воинов) – с женами и детьми. Одним из передовых отрядов монгольского войска было отчаянное племя татар (предположительно жившее на севере Китая и родственное манчжурам). Поэтому в русских летописях всех монголов называют татарами.
Европа начинается с России. По плану Субудая, решили напасть сначала на более сильную северо-восточную Русь, чтобы потом не ожидать от неё удара в тыл. Покорив булгар, в декабре 1237 г. Батый перешёл по льду Волгу и направил к русским князьям гонцов с требованием признания себя вассалами великого хана и уплаты дани – десятой доли всех доходов. Князья прогнали или перебили гонцов.
Георгий Игоревич, князь Рязани, юго-восточного форпоста России, послал во Владимир к великому князю Георгию Всеволодовичу гонцов с предложением объединиться против сильного врага. Но Георгий Всеволодович отказал в помощи – видимо, посчитал, что Рязань справится без Владимира или Владимир, если придётся, без Рязани. Рязань после упорной битвы была выжжена, а за ней – Коломна, Москва. В Москве был захвачен сын Георгия Всеволодовича Владимир, а княживший в Коломне другой сын – Всеволод – успел бежать во Владимир.
Спустя несколько месяцев дошёл черёд и до Владимира. Отступив от столицы, Георгий Всеволодович собрал войско на р. Сити. 3 февраля 1238 г. монголы подвезли к Золотым воротам князя Владимира Георгиевича. Всеволод и Мстислав, оставленные отцом во главе города, увидев измученного брата, хотели тут же выехать и биться, но воевода Пётр Ослядюкович удержал их. Оценив обстановку, монголы послали отряд к Суздалю, разорили его, вернулись к Владимиру и 7 февраля ворвались в Новый город.
Князья укрылись в Старом городе; готовясь к смерти, приняли схиму. Монголы подожгли Успенский собор , потом сумели сломать ворота, вошли и убили запершихся в соборе епископа Митрофана, великую княгиню с дочерью и другими родственниками и множеством владимирцев. Всеволод и Мстислав погибли при попытке вырваться из вражеского окружения.
Хитрые монголы, вместо того чтобы сразу отправиться на р. Сить для поединка с владимирским ополчением, обошли князя и, разделившись, разорили его беззащитные города – Ростов, Ярославль, Галич, Переяславль, Юрьев, Дмитров и др.
4 марта великий князь Георгий Всеволодович был разбит в битве на Сити. Вместе с Георгием в битве погибло множество удельных князей. Тело Георгия Всеволодовича на поле брани нашёл ростовский епископ Кирилл, голову князя нашли позднее, и она чудесно присоединилась к шее. Проведённое в XX в. освидетельствование мощей подтвердило, что голова князя находится на
своём месте, хотя имеется след отсечения.
Георгий Всеволодович был канонизирован Церковью. Празднование Георгия Всеволодовича совершается 4 (17) февраля. Тело его покоится в Успенском соборе.
Монастырь впервые упоминается в 1200 году. Получил название Княгинин, в честь великой княгини Марии Шварновны. Изначально монастырь был задуман, как родовая усыпальница княгинь и княжеских дочерей Владимирского княжеского дома.
В XIII веке здесь были погребены сама Мария Шварновна, её сестра Анна, дочь Всеволода III и Марии Шварновны — Елена, позднее — обе супруги Александра Невского — Александра и Васса (Василиса) и его дочь Евдокия.
6 марта 1230 года великим князем Владимирским Юрием (Георгием) Всеволодовичем, в монастырь были перенесены и погребены мощи святого мученика Авраамия Болгарского.
Центром ансамбля монастыря является Успенский собор, построенный в первые годы XVI века по образу и подобию своего предшественника (сохранились нижние части стен древнего храма). Он знаменит фресками 1648 года, над которыми работали московские изографы.
Адрес: ул. Княг. монастырь, 37A, Владимир, Владимирская обл., Россия, 600000
Монастырь Владимира был основан в 1191 г. Всеволодом Большое Гнездо. Тогда же был построен белокаменный собор Рождества Богородицы, в котором в 1263 г. был отпет и погребён благоверный князь Александр Невский; его мощи находились здесь до 1723 г., когда их перенесли в Санкт-Петербург. В правление Александра Невского и более века после него монастырь был одним из самых влиятельных на Руси.
В 1744 г. Екатерина II закрыла монастырь, разместив в его стенах резиденцию владимирских архиереев. С 1863 по 1866 г. владимирскую кафедру возглавлял Феофан (Говоров), будущий святитель и Вышенский затворник.
В 1930 г. коммунисты уничтожили собор Рождества Богородицы. С 1918 г. в стенах бывшего монастыря разместилась ЧК, затем – её преемники ГПУ и НКВД. В 1980-е гг. управление КГБ всё ещё не отдавало здания музею, несмотря на соответствующие постановления.
Адрес: 600000, г. Владимир, ул. Б. Московская, 70.
Собор Успения Богородицы был построен Андреем Боголюбским в 1158-1160 гг. из белого камня, привезённого на судах из Булгарии. Первоначально храм имел лишь одну главу. Центральная глава Успенского собора выше глав и новгородской Софии, и киевской. После пожара 1185 г. собор был расширен Всеволодом Большое Гнездо, тогда и появились четыре дополнительные главы. В 1408 г. собор был расписан святым иконописцем Андреем Рублёвым. До революции 1917 г. в Георгиевском приделе собора находились картины Виктора Васнецова «Евхаристия», «Страшный суд», «Сошествие во ад».
В соборе совершались важнейшие события – венчание владимирских князей на княжение, благословение воинов на битвы. Великие князья продолжали венчаться на княжение во владимирском Успенском соборе вплоть до 1432 г. Не действовал храм только с 1927 по 1944 г.
Сейчас собор в небогослужебное время остается музеем. В нём сохранилось более 300 кв. м фресок прп. Андрея Рублева. Пышный иконостас вырезан в XVII в., тогда же написаны иконы в итальянском стиле.
В соборе в раках покоятся мощи святых князей Андрея Боголюбского, его сына Глеба, а также Георгия Всеволодовича. Глеб Андреевич умер 20 лет от роду. Тело его было обретено спустя 527 лет нетленным (причём руки его, по свидетельству графа М. В. Толстого, гнулись свободно, как у живого) и прославилось исцелениями. Празднование святого Глеба совершается 20 июня (3 июля).
В нишах в северной и южной стенах похоронены князья, в том числе другой сын Боголюбского Изяслав, и местные архиереи, первый из которых, Лука (почивший в 1189 г.), в надгробной надписи назван святым епископом.
Почитается чудотворной находящаяся в соборе Владимирская икона Божией Матери (список XVIII в.).
Колокольня рядом с собором построена в 1810 г. на месте шатровой, разрушенной молнией.
Явление Божией Матери с её покровом святым Андрею Юродивому и Епифанию во Влахернском храме окружённого врагами Цареграда произошло в X в. В 1165 г. князь Андрей Боголюбский учредил празднование этого чуда и построил посвящённую ему церковь при впадении маленькой р. Нерль в Клязьму. Храм на Нерли стал первым Покровским храмом в России. Житие святого князя связывает его строительство также со скорбью Андрея о сыне Изяславе, который умер от ран, полученных в битве с булгарами в 1164 г.
Фотографы и художники прославили храм Покрова на Нерли как самый прекрасный из тысяч дивных храмов святой Руси. Действительно – лаконичные, стройные пропорции, белокаменная резьба, просторы полей и гладь реки, оттеняющие и подчеркивающие красоту древних стен; тишина. А при Андрее Боголюбском здесь было ещё красивее: холм был облицован белым камнем, храм окружен галереей.
Удивительно, что такое чудо было построено за полгода, на века. В 1784 г. игумен Боголюбова монастыря Парфений выхлопотал разрешение разобрать Покровскую церковь, которая в тот период обезлюдела, чтобы использовать её материал для строительных работ в монастыре, но нанятой артели начатая уже работа показалась такой трудной, что они захотели повысить цену, и сделка не состоялась. Существует и более красивое объяснение того, почему не удалось разобрать храм: работнику, взобравшемуся на купол, попала в глаз золотая соринка, отчего он сразу ослеп и отговорил остальных продолжать это богопротивное дело.
В настоящее время храм приписан к Богородице-Рождественскому монастырю. Храм летний, службы в нём бывают на праздник Покрова Божией Матери (14 октября). Церковь открыта для туристов.
Белое здание рядом с Покровской церковью – храм Трёх Святителей (1884). Обе церкви в XIX в. принадлежали Покровскому мужскому монастырю.
Красивыми песчаными берегами тихой Нерли интересно пройти к её впадению в Клязьму (около 500 м).
Проезд. Храм находится в 1,5 км от Боголюбова монастыря.
На машине по дороге от Владимира в сторону Нижнего (М7) свернуть направо перед светофором (примерно за 200 м до Боголюбова монастыря), проехать вниз, вместе с дорогой повернуть направо, затем первый поворот налево к ж/д мосту. За тоннелем пешком налевo.
Собор в честь Димитрия Солунского Всеволод Большое Гнездо построил в 1194-1197 гг., по-видимому, в связи с рождением сына Димитрия.
Собор заслуживает внимания благодаря красоте. Весь верхний ярус белокаменного храма снаружи покрыт резными изображениями – героев греческих мифов (в т. ч. Геракла), Библии, святых (в т. ч. русских – Бориса и Глеба), деятелей истории (Александра Македонского) и символов из животного мира. Всего в облицовке храма около 1500 резных камней. Первоначально ниже колоннады, опоясывающей храм, находились галерея и резные лестничные башни, но в 1838 г. их разобрали, приняв за поздние пристройки.
Внутри собора сохранилась часть фресок.
В данный момент собор не действующий и пополнил ряды достопримечательностей города в разделе музеи Владимира.
Князь-Владимирская церковь города Владимира построена в 1785 г. на территории загородного кладбища, в честь Святого Равноапостольного Князя Владимира. Церковь в стиле классицизма, строилась на средства жителей города. Через сто лет храм был утеплён, были расписаны стены, установлен новый иконостас. Храм трёхпрестольный, престолы в честь крестителя Руси равноапостольного князя Владимира, во имя праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчницы и во имя святых мучеников Адриана и Наталии.
Согласно преданию, нынешняя кладбищенская Князь-Владимирская церковь стоит на месте священной рощи, где местные племена поклонялись Яриле.
Адрес: г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 71а (на территории старого кладбища).
С Курского вокзала – несколько электропоездов до Владимира в сутки. Обычный отправляется около 8 ч утра, время в пути – 3,5 ч. Экспресс – около 18 ч, в пути 2,5 ч. Также можно доехать с пересадкой через Петушки (от Москвы 6 поездов в день). Вагоны электропоезда Петушки-Владимир отличаются комфортом.
С Центрального автовокзала – более 20 рейсов в день. Среднее время в пути – 3,5 ч. От выхода из метро «Чкаловская» автобусы отправляются по мере заполнения. Автобусы идут через центр города, в большинстве случаев удобнее сойти на остановке Золотые ворота . Из Владимира автобусы отправляются от ж/д вокзала Владимира .
На машине по М7 185 км, около 2,5 ч пути.
Проезд из Санкт-Петербурга
C Московского вокзала Санкт Петербурга на Нижний Новгород ходит 1 поезд, ночной.
Автовокзал во Владимире находится напротив железнодорожного вокзала. Оба – на Вокзальной площади. На холме над вокзалами (ж/д и авто) видна крепостная стена с куполом храма над ней - это уже виднеется Богородице-Рождественский монастырь Владимира. Можно подняться напрямую.
Автовокзал: (4922) 32-37-90.
Ж/д вокзал: (4922) 29-23-00, 32-28-02.
Адрес: Вокзальная площадь