Пантелеимоновский женский монастырь в Феофании
Пантелеимоновский женский монастырь в Феофании — женский монастырь Киевской епархии УПЦ, расположенный в урочище Феофания, на южной окраине Киева.
История[править | править код]
В 1802—1803 годах был построен и освящён первый храм в честь Чуда Архангела Михаила. Феофанией эту местность благословил называть митрополит Киевский Гавриил. Святитель Иннокентий (Борисов), настоятель Михайловского Златоверхого монастыря в 1836—1841 годах, много потрудился здесь и ввёл в Феофании библейские названия. Епископ Серафим (Аретинский), настоятель Михайловского монастыря в 1859—1865 годах, в 1861 году благословил открыть в Феофании скит.
6 июля 1905 по проекту Евгения Ермакова был заложен большой собор. 1 июля 1914 состоялось торжественное освящение нового киевского Пантелеимоновского храма.
До революции в Феофании было построено 4 храма: Чуда Архангела Михаила (деревянный), Всех Святых, Владимирской иконы Божией Матери и собор великомученика Пантелеимона.
Закрыли скит до войны. Все было либо разрушено, либо изуродовано до неузнаваемости. Свято-Пантелеимновский собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. После войны Институт механики АН УССР проводил в соборе эксперименты со взрывами направленного действия.
7 мая 1990 года Свято-Пантелеймоновский собор был возвращён Церкви и в нём начались восстановительные работы. С 1993 года при соборе был открыт скит киевского Свято-Покровского женского монастыря.
В 1998 году Свято-Пантелеймоновский собор был освящён Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, а с 2002 года решением Священного Синода Свято-Пантелеймоновский скит становится самостоятельным общежительным монастырём. В 2005 года был построен монашеский корпус с домовым храмом в честь чуда Архистратига Михаила с колокольней.
Описание[править | править код]
Монастырские сооружения расположены на мысу, вытянутом по линии север–юг. Плавно сужаясь и понижаясь от основания на севере, мыс оканчивается округлым возвышением на юге. Западная сторона мыса покрыта лесом. На оконечности мыса, словно на пьедестале, возвышается громада Свято-Пантелеимоновского собора (наличие столь огромного храма в обители-пустыни является своеобразной чертой Феофании). Близ алтаря собора, на той же оконечности мыса, расположен келейный корпус с куполом домовой церкви Чуда св. Архангела Михаила и башенкой колокольни. На террасе склона к западу от собора установлен Поклонный крест на месте храма Владимирской иконы Божией Матери. На пониженном перешейке между основанием и завершением мыса, по восточной стороне осевой монастырской улицы протянулся старинный корпус келий. В северной части мыса, на западной стороне улицы находится храм Всех Святых с колокольней над входом и примыкающим к алтарю жилым корпусом; усадьба храма имеет автономную каменную ограду. Вблизи этой усадьбы монастырскую улицу венчает здание св. ворот. Несмотря на разное время сооружения св. врат, корпусов и собора, их фасады одинаково выдержаны в «кирпичном стиле» (популярном в кон. XIX – нач. ХХ вв.) и раскрашены в красный и белый цвета (первым, в качестве фона, выделены основные плоскости стен, вторым – кладка выступающих элементов декора), что придает цельность архитектурному ансамблю: он кажется сказочным городом, неожиданно открывающимся паломнику после недолгого путешествия через полосу лесопарка.
Свой нынешний вид обитель приобрела уже после того, как в 1864 г. о ней восторженно отозвался Николай Сементовский – автор популярных описаний киевских святынь; тем не менее, его слова вполне приложимы и к современности: «Пустынь Феофания произвела на душу мою отрадное святое впечатление, которого я давно не испытывал в сердце моем, несмотря на то, что я в жизни объехал почти всю европейскую Россию и большую часть Европы, и посетил все места, прославившиеся своей красотою».
Собор св. вмч. и целителя Пантелеимона сооружен по проекту киевского епархиального архитектора Евгения Ермакова. Ходатайство о возведении храма (ввиду того, что в нач. ХХ в. существующие к тому времени церкви обители не вмещали приходящих на праздники богомольцев) было подано в 1904 г. Освящение собора состоялось в 1914 г. Изначально предполагалось, что главный престол храма будет освящен в память Чуда св. Архангела Михаила в Хонах (боковые – в честь св. вмч. Пантелеимона и прп. Сергия Радонежского). Однако в ходе строительства это решение было изменено: в день св. вмч. Пантелеимона (9 августа н. ст.) в Феофании собиралось 2–3 тыс. паломников, а в память Чуда св. Архангела Михаила (19 сентября н.ст.) — 100–200. В числе особенностей архитектурного облика храма – окружение среднего «луковичного» купола 4-мя шатровыми угловыми (последние уравновешивают и смягчают мощь центральной главы, делают силуэт собора более стройным), а также сочетание в «кирпичном стиле» постройки черт псевдорусского направления с элементами готики. С 3-х сторон, кроме восточной, храм опоясывает П-образная в плане галерея. В кон. 1990-х гг. в ее северо-западной части (слева от главного входа в собор) освящен придел Владимирской иконы Божией Матери – в память разрушенной в советское время одноименной церкви монастыря. В последние годы северная и южная части галереи удлинены на восток и сомкнуты с боковыми апсидами, к 3-м входам в галерею пристраиваются крытые паперти (все эти пристройки улучшили ритм пропорций на боковых и алтарном фасадах). От изначальных росписей интерьера уцелели только изображения 4-х евангелистов под средней главой (отреставрированы в 1990-х гг.) – зато белизна стен и сводов способствует наполнению внутреннего простора храма таким количеством света, что кажется, будто, выйдя наружу, увидишь собор парящим на облаке. В дни обороны Киева от нацистов (1941) на кровле и под куполами храма были размещены огневые точки. По ним вели ответный огонь, выбоины от которого оставались видны на фасадах до начала 1990-х гг. После Великой Отечественной войны Институт механики разделил интерьер на несколько этажей и множество помещений. К 1990 г. на здании отсутствовали угловые верхи и «луковица» среднего купола. В 1990 г. послевоенные перекрытия и переборки внутри собора были разобраны. В 1991 г. началось воссоздание куполов. В 1998 г. капитальный ремонт храма был завершен. Обновленный интерьер украшает красный с позолотой иконостас высотой 14 м, выполненный в манере подражания стилю барокко.
Корпус с церковью Чуда св. Архангела Михаила (освящена в 2005 г.) сооружен примерно на месте 1-го одноименного деревянного храма начала XIX в. (разобран в советский период) и является закрытым для мирян. Храм Всех Святых (1867) является 1-й каменной церковью в Феофании; советские годы он был обезглавлен и стал южной частью длинного корпуса, выстроенного для нужд Академии Наук: наружная облицовка здания скрыла разницу между фасадами храма и поздней пристройкой, но в интерьере была оставлена поперечная стена алтаря с полукруглой апсидой. В 2003 г. здание возвращено обители, в 2009 г. храм освящен после капитального ремонта, в ходе которого вся постройка приобрела новый и примечательный вид: церковь, увенчанная куполом и звонницей, облицована декоративным оранжевыми кирпичом, а фасады советского корпуса, сохраненного ради полезной внутренней площади, переоформлены в «кирпичном стиле». Здание св. врат сооружено в 2010 г.
Увенчанное крестом место бывшего храма Владимирской иконы Божией Матери тесно связано с обустройством водопровода о. Иринархом. В 1871 г. о. Иринарху был сон, в котором на этом месте он встретил почивших о. Вонифатия и протоиерея Даниила Смолодовича. На их вопрос, где он будет служить, о. Иринарх ответил: «У Великого источника». «А я думал, что в старой церкви», – сказал о. Вонифатий, но о. Даниил возразил: «Лучше у Великого источника». Несколько лет о. Иринарх приходил в заветное место и размышлял над загадочными словами из сновидения: «служить» – нет храма, «Великий источник» – а нет воды. Однажды, придя сюда вновь, подвижник воздел руки к небу: «Господи! Я не знаю, что делать!..» И услышал внутренний голос: «Веди оттуда воду сюда». Вначале о. Иринарх провел воду по деревянным трубам от удаленных ключей (см. ниже) к подножию мыса, а вскоре – и на террасу склона. Вначале вода не пошла на склон (консультанты предупреждали о необходимости сооружения водокачки, а схиигумен рассчитывал, что вода поднимется самонапором), и о. Иринарх рассудил: «Господи! Нехорошо я сделал… Хочу воды напиться, не помолясь… Обещаюсь Тебе отслужить соборно Божественную Литургию, придти сюда с крестным ходом и совершить водоосвящение». Через день после обещанного служения вода поднялась на террасу: так появился Великий источник. В 1887 г. трубы заменили чугунными, а в 1900 г. над Великим источником возвели храм (путем пристройки алтаря к часовне, сооруженной несколько ранее).
Святые[править | править код]
Прп. Вонифатий, в миру Дамиан Виноградский (1785†1871, память – 9 января н.ст.)
Свт. Иннокентий Херсонский (Борисов, 1800†1857)
Прп. Гавриил Афонский (1849†1901)
Святыни[править | править код]
- Список Владимирской иконы Божией Матери XVI в.
- ковчег с частицами мощей св. вмч. Пантелеимона, свт. Николая Мирликийского, прп. Серафима Саровского, сщмч. Владимира Киевского и иных свв. Печерских.
Престольные праздники[править | править код]
Празднование в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы — 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля), 26 августа (8 сентября)
Воспоминание Чуда св. Архистратига Божия Михаила в Хонах — 6 (19) сентября
Собор св. Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — 8 (21) ноября
Соборная память Всех святых — первое воскресенье после Дня Св. Троицы (Пятидесятницы)
Память св. вмч. и целителя Пантелеимона — 27 июля (9 августа)
Память прп. Вонифатия (Виноградского) — 27 декабря (9 января)
Местонахождение[править | править код]
Адрес: 03143, г. Киев, ул. Академика Лебедева, 19
Телефоны: (044) 522-50-73 — общий
Где остановиться[править | править код]
Информации о гостинице при монастыре нет. Гостиницы для паломников есть при следующих монастырях Киева:
Дом "Лаврский паломник"
Адрес: Киев, ул. Лаврская, 15
Телефоны:
+38(044)379-34-05, +38(063)220-99-33 - Дом «Лаврский паломник» корпус №58
+38(044)379-34-80, +38(093)381-01-87 - Дом "Лаврский паломник" корпус №54
+38(093)345-01-21 - Дом "Лаврский паломник" корпус №56
Бронирование мест для паломнических групп производится не ранее, чем за месяц.
На территории монастыря есть паломническая трапезная (бесплатная) и паломническое кафе (платное).
При Свято-Покровском монастыре имеется гостиница для паломников остановиться в гостинице для паломников Покровского монастыря (при себе нужно иметь паспорт).
Приют на три ночи дают всем паломникам, как женщинам, так и мужчинам. Т.к. монастырь женский, мужчину могут не заселить, если он один, без супруги или не с паломнической группой.
Если очень много паломников, а они обычно приезжают большими группами, то располагают на матрасах на полу. Мужчины и женщины размещаются в разных комнатах. Туалет общий, душа – нет, документы и деньги надо постоянно держать при себе.
Подъём в 4-30. В 5-00 служба, после службы можно покушать в трапезной, и, если не несете послушания, на территории монастыря находится не рекомендуется.
Размещение бесплатное.
Адрес: переулок Бехтеревский, 15.
Телефон: (044) 486-71-68.
Приезжающим в Свято-Покровскую Голосеевскую пустынь паломникам предоставляется возможность поселения.
Недалеко от храма расположено четырёхэтажное здание гостиницы с необходимым для проживания комплексом гостиничных услуг.
При поселении необходимо иметь при себе паспорт(оригинал).
При монастыре есть монастырская трапезная где можно покушать с 8:00 до 20:00, также можно заказать: обед для группы паломников, поминальный обед, отметить: дни ангела-хранителя, венчание и крещение.
Контакты:
Гостиница: +38 (067) 910-61-48
Чайная монастырская: (096) 052-83-87
Церковная лавка: (098) 900-22-47
Адрес: Адрес: 03041 ул. Полковника Затевахина, 14.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Свято-Пантелеимоновский женский монастырь (пустынь «Феофания»)