Ла́твия (латыш. Latvija), официальное название — Латви́йская Респу́блика (латыш. Latvijas Republika) — государство в Северной Европе. Население по оценочным данным на 1 мая 2015 года составляет 1 980 700 человек.
Православие в Латвии — одна из трёх крупнейших религиозных конфессий Латвии наряду с католицизмом и лютеранством, к каждой из которых причисляет себя около трети жителей страны.
В современной Латвии православие главным образом исповедует русскоязычное население страны, хотя в стране много православных латышей.
Православие пришло на земли современной Латвии с территории Псковской и Новгородской Руси, проникнув в страну с востока и юга в XI веке.
Примечателен тот факт, что православие явилось исторически первой
формой христианского вероисповедания на землях Латвии и в Прибалтике в
целом. После 1201 года, во время усиление влияния крестоносцев (меченосцы) и немецких баронов, большинство латышей на западе и севере страны приняло католичество, затем перешло в лютеранство(одна из ветвей протестантизма). На востоке страны (область Латгалия), вошедшем в состав Речи Посполитой, распространилось католичество. Его исповедуют в основном латгальцы и латвийские поляки. В некоторых латгальских общинах сохранялось и православие.
Возрождение православной традиции в латвийских землях началось после присоединения Прибалтики к Российской империи в XVIII веке.
Середина XIX века ознаменовалась массовым переходом латышей в
православие. Крестьяне — латыши и эстонцы, эксплуатируемые
помещиками-немцами, потомками ливонских рыцарей, находились в бедности и
унижении. Ф. М. Достоевский характеризовал положение латышей-крестьян как значительно худшее, чем положение негров рабов на американских плантациях.
Лютеранская господствующая церковь была в полной зависимости от
господ-помещиков. В неурожайный, голодный 1841 год, 9 июня, группа
крестьян, ища защиты и справедливости, обратилась к епископу Иринарху (Попову), первому рижскому викарию Псковской епархии
за помощью. Последний дал им милостыню и посочувствовал, выразив
милосердие. Сочувствие епископа Иринарха к бедам латышского населения
привело к тому, что уже в июле со всей Лифляндии крестьяне подали
епископу Иринарху около 30 прошений о защите и переводе в Православие от
нескольких тысяч крестьян. Подобные действия вызвали крайнее
недовольство в среде помещиков-немцев и лютеранских пасторов,
стремившихся удержать латышей. Генерал губернатор Матвей Пален при поддержке шефа жандармов лифляндского немца Бенкендорфа добивается от императора Николая I 12 октября 1841 года удаления епископа Иринарха под негласный арест в Псково-Печерский монастырь якобы «для предотвращения крестьянских волнений».
По данным на 1850 год, православие исповедовала примерно восьмая часть латышей и эстонцев Прибалтики. Помимо этого, на востоке страны появилась и старообрядческая община русских поселенцев.
В 1836 году было учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, которое 1 марта 1850 года было выделено в самостоятельную Рижскую епархию, учреждённую 1 июля того же года. Епархиальному архиерею присваивался титул «Рижский и Митавский», каковым стал епископ Платон (Городецкий).
В связи с распадом Российской империи и переводом на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова) Рижская епархия четыре года оставалась без правящего архиерея. Латвийские власти не разрешали въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову), ни архиепископу Геннадию (Туберозову),
которых Патриарх Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. В
1918 — нач. 1919 гг. Рижской епархией временно управлял викарный епископ
Ревельский Платон (Кульбуш). Лишь после того, как на Рижскую кафедру предложено было перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера), латыша по-национальности, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями.
В поисках компромисса с правительством Латвии архиепископ Иоанн
(Поммер) ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Тихоном о даровании
его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления. 21 июня
1921 г. Патриарх Московский Тихон, Священный Синод
и Высщий Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность
Латвийской Православной Церкви. В 1925 г. архиепископ Иоанн (Поммер) был
избран в республиканский Сейм, где отстаивал равноправие Латвийской
Православной Церкви с другими религиозными деноминациями Латвии. В
1926 г. возобновила свою деятельность Рижская духовная семинария.
В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. архиепископ Иоанн был заживо сожжен в
своей пригородной даче. Следствие об убийстве архиепископа Иоанна не
дало результатов: в убийстве подозревались как спецлужбы Латвии, так и
агенты из Советского Союза.
Вскоре после гибели архиепископа Рижского Иоанна (Поммера), в 1936 году руководство Латвийской Церкви заявило о переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата,
против чего возражали часть священнослужителей и большинство мирян;
переход не был признан Московским Патриархатом и большинством других
Поместных Православных Церквей. 29 марта 1936 года митрополит Фиатирский
Герман (Стринопулос) возглавил хиротонию во епископа бывшего гарнизонного священника из Даугавпилса Августина (Петерсона) с возведением его в сан митрополита Рижского и всей Латвии. В 1938 года была открыта новая кафедра — Даугавпилсская. На нее был хиротонисан архимандрит Александр (Витоль).
В 1940 году,
после присоединения Латвии к СССР, предыдущие решения были отменены и
Латвийская Церковь вошла в состав Русской Православной Церкви на правах
епархии. Митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон)
ушел на покой. Латвийская Православная Церковь Константинопольского
Патриархата с 1947 года перешла на эмигрантский режим, именуясь
"Латвийской Православной Церковью в изгнании".
В 1990 году, по провозглашении государственной независимости Латвии, Священным Синодом РПЦ Латвийской Православной Церкви было предоставлено самоуправление.
В Латвийской Церкви было проведено три Собора: 1997, 2001 и 2003 годов. Внеочередной собор 2009 года.
Церковь во имя святого Архистратига Божия Михаила (Рига) основана в первой половине XIX века, когда император Николай I заметил отсутствие единоверческого храма в городе, где проживало много старообрядцев. В 1837 году здание Новой моленной, построенное в 1814 году, было передано православной церкви, и там был создан единоверческий приход.
Торжественное освящение храма состоялось 17 декабря 1895 года. По древнему Потребнику Патриарха Филарета освящение совершал архиепископ Арсений, в сослужении двух архимандритов и четырёх священников. Новый храм был не только красив архитектурно, но и очень благолепен внутри. Его украшал высокий четырёхъярусный иконостас, заказанный во Владимирской губернии, в селе Никологоры, в иконостасной мастерской М.В. Муравьёва. Иконы в иконостасе, у клиросов и на стенах храма отличало очень хорошее, строго каноническое письмо. Иконы рижской единоверческой церкви были подробно описаны в материалах X археологического съезда, проходившего в Риге в 1896 году. К сожалению, далеко не все из них сохранились до нашего времени после бурных событий XX века.
Адрес: Latgales iela 170, Latgales priekšpilsēta, Rīga, LV-1019, Латвия (Maskavas iela 170, Rīga, Latvija)