Храм Георгия Победоносца (Слобода)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Храм Георгия Победоносца в селе Слобода Кирпичная церковь с декором в формах классицизма, построенная в 1806-1831. Двусветный четверик, перекрытый купольной кровлей с главкой, с небольшой трапезной и колокольней. В трапезной до 1894 помещался придел Зосимы и Савватия. Не закрывалась.

История[править | править код]

1651 год – деревянная часовня во имя Георгия Победоносца. Она была построена на скалах в полутра километрах от ныне действующей церкви.

В 1652 году часовня сожжена. Бытует мнение, что аборигенами-язычниками.

1690 год — на месте современного храма была построена деревянная церковь. Церковь по тому времени была одна из богатейших в округе. В ней служили несколько священников и диаконов.

В 20-е годы XVIII века Уткинская Слобода стала центром православной христианской религии на обширной территории. Православный приход объединил верующих окружающих селений вплоть до Ачита на востоке и Сылвы на севере.

1749 год священник Яков Веснин выходил на нависший над Чусовой камень проводить караван с железом в момент отчаливания от пристани. Он благословлял каждую барку, осеняя ее крестным знамением. По сей день за этим камнем сохранилось название Попов.

1804 год первое упоминание о церковной колокольне, по документам Государственного архива Свердловской области.

1807 год — освящен церковный придел. Он был теплым и небольшим. Уткинский приход охватывал большую территорию и на пристань приезжало много сторонних людей, но придел не вмещал всего народа.

1831 год — по благословлению архиепископа Пермского и Верхитурского Мелентия был освящен главный храм, построенным рядом с приделом с восточной стороны. Служба и таинства совершались только летом, так как помещение не отапливалось.

1890 год — православная церковно-приходская школа в деревне Каменка, с 1890-1893 год учил Закону Божиему псаломщик Григорий Меркурьев. 1892 год — церковь взяла на содержание школу и деревне Крылосова. 25 рублей в год была зарплата священника учителя. С 1883 года занятия в школе вел священник Александр Флеров. 1896 при содействии Екатеринбургской Епархии приход скую школу преобразовали в школу грамоты.

1894 год — по просьбе прихожан оба слободских храма соединили каменной аркой. В приделе убрали престол Зосимы и Савватия. Образовался единый архитектурный облик храма, который сохранился до наших дней.

1818 год — самое раннее захоронение удалось прочитать на церковном погосте, а позднее в 1909 г. В числе погребений священник Павел Ахадонов. Во дворе церкви просматривается 19 захоронений.

1886 год (21 сентября) — псаломщик Афонасий Правдухин был рукоположен в диаконы Георгиевской церкви.

1887 год (январь) — утвержден церковным старостой Георгий Яговцев. Священником был Петр Попов.

1890 год — священник Митрофан Чернавин. В 1894 году Чернавин был переведен в с. Николаевское, а оттуда приехал священник Анатолий Зеленцов.

1896 год — священник Павел Кляритский.

1903 год — священник Александр Дшихмин.

1906 год — священник Александр Городной, через 7 месяцев назначен священником Иоанн Медяков.

1909 год — приход насчитывал уже 2617 человек.

1911 год — приходом были избраны члены церковноприходского попечительства под председательством Яговцева П.Д.

1914 год (8 сентября) — священник Иоанн Медяков был переведен. Церковь осталась без настоятеля.

1934 год — арест священника Ивана Александровича Боголепова. Яростно отстаивали храм Мария Захаровна и Мария Федо- Отец Иоанн (Боголепов)

Они закрывались в церкви, не отдавали ключи. Под конвоем их увозили в Билимбай. Мария Федоровна ездила с письмом от сельчан в Москву к Калинину М.И. Общими усилиями храм отстояли.

С Божественной помощью храм вновь центр православия на большой территории к западу от Екатеринбурга.

1937 год — достоверная информация очевидцев.

Снимали колокола слободские. Василий Яговцев и Василий Мсзенин. Судьба богоборцев была трагична.

1934-39 г.г. — службу возобновил отец Леонид, позднее отец Михаил.

1940-47 год — настоятелем храма стал Отец Илларион Еремеев. Все военные годы служил он панихиду по погибшим сельчанам воинам и помогал переносить горечь утрат.

1949-1971 год — священник Яков Алексеевич Котельников (1893 года рождения).

Суровые испытания выпали на доля 30-40 годов XX века. Репрессии, тюрьмы, лагеря не сломили духовную сил Отца Иакова. Более 20 лет, пока позволяло здоровье, призывал он селян к вере и помогал страждущим переносить горе: терпеть невзгоды.

1971-1974 г.г. — приход принял Отец Николай. За три года сменилось много священников.

1974 год — настоятелем храма назначен священник Виктор Котельников, сын Отца Иакова. Отец Виктор служил в храме около 20 лет. В 1993 году похоронен на слободском кладбище.

1988 год — настоятелем храма стал отец Владислав Петкевич. Закончил Московскую Духовную семинарию. Служил в Кафедральном соборе г. Екатеринбурга (Свердловска).

1996 год (август) — приход храма принял священник Владимир Хавронин. Воссиял храм красотой внешнего и внутреннего убранства. В 2002 году закончился ремонт храма. В 2009 году освящен новый иконостас, алтарь. С 2013 года переливом Божественной радости залились 10 колоколов на храмовой колокольне.

21 сентября 2014 года открылась воскресная школа для детей. 3 июня 2015 школа получила статус учебно-воспитательная группа церковно-приходской школы.



История храма Георгия Победоносца В 1690 году на месте современного храма Георгия Победоносца в селе Слобода срублена первая деревянная церковь. Строительство каменного храма началось в 1806 году и продолжалось до 1831 года. В 1894 году была произведена капитальная реконструкция церкви с целью ее расширения. Внешнее оформление храма в основном выполнено в традициях классического стиля.

В годы советской власти храм никогда не закрывался, тем не менее история 1930-х годов была весьма трагичная. В 1934 году арестовали местного священника Ивана Александровича Боголепова, в этом же году запретили колокольный звон. Храм собирались закрыть, к этому уже все было готово на уровне общественном и партийном. Но тут на защиту Георгиевской церкви поднялись члены общины. Во главе общины встали две женщины Мария Захаровна и Мария Федоровна (фамилии неизвестны), которые решили отстаивать храм Георгия Победоносца не смотря ни на что. Женщины закрывались в церкви, не отдавали ключи. Под конвоем их увозили в Билимбай. Мария Федоровна поехала с письмом от односельчан в Москву к Михаилу Калинину. Так общими усилиями храм и отстояли.

Сохранилось местное предание, как снимали с храма колокола в 1937 году. Подрядились на это дело Василий Яговцев и Василий Мсзенин. Судьбы того и другого в дальнейшем оказались трагичными.

Священнослужители храма в советское время Среди священнослужителей Георгиевского храма в советский период вспоминают отца Иллариона Еремеева, который являлся настоятелем церкви с 1940 по 1947 год. Все военные годы служил он панихиду по погибшим на войне воинам-сельчанам, помогал переносить горечь утрат.

С 1949 по 1971 год священником храма Георгия Победоносца был отец Иаков Котельников. Тяжелые испытания выпали на его долю: репрессии, тюрьмы, лагеря. Но эти испытания не сломили веру, духовную силу отца Иакова: для многих односельчан он являлся светочем, который наставлял, вел к вере, помогал переносить горе и невзгоды.

Георгиевский храм сегодня В 1996 году на колокольне храма вновь начали звонить колокола. В 2002 году закончился ремонт церкви: были расписаны стены, своды храма. Храм сильно преобразился. В 2009 году освятили новый иконостас. А с 2013 года переливом Божественной радости залились 10 колоколов на колокольне церкви. Учитывая местоположение храма на скале над рекой, он считается одним из красивейших на Среднем Урале. Недаром здесь проходили съемки нескольких художественных фильмов, к примеру, известного советского сериала «Угрюм-река».


Белокаменный храм во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца уральского села Слобода Коуровская стоит на скалистом берегу реки Чусовой. Красив он в любое время года: его купола видны издалека. Старинная церковь была построена еще в 1830-х годах. Этот храм никогда не закрывался. В годы советской власти на богослужения сюда съезжались жители со всей округи. А на престольный праздник приезжали даже издалека — из Екатеринбурга. Хотя формально храм не был закрыт, однако в советские годы богослужения там совершались не так часто. Денег на ремонт молитвенного помещения у общины тоже не было. Не помогало и государство. Так и стоял храм, постепенно ветшая. Уже в наши дни в нем был проведен большой ремонт, после которого молитвенное помещение буквально преобразилось: стены и свод храма украсились благолепными росписями и позолотой. Фарфоровый иконостас изготовлен трудами благодетелей.



Заложение храма состоялось в июне 1806 года. Церковь строили в несколько этапов. Сначала на скалистом берегу, отвесно обрывающемся к Чусовой, построили придел. Его возвели в короткое время — 14 сентября 1807 года, освятили. Возведение одноэтажного главного храма шло медленно. Только 8 июня 1831 года совершили освящение его по благословению Пермского и Екатеринбургского Метелия.

Деревянное строительство церквей в Слободе не прошло бесследно. Некоторые черты повторились в новом материале — в каменном зодчестве, которое мы видим сегодня. Георгиевская церковь — одноэтажное, белокаменное здание с вытянутой большой осью. К двусветному массивному кубу примыкает пятигранная алтарная апсида, покрытая куполом с глухим круглым барабаном, который венчается восьмиконечным крестом. Композиционно-зрительский эффект вызывает внушительный вид кубической храмовой части, накрытой широким восьмигранным куполом, который раскрывается в восьмериковый световой барабан с высокими прямоугольными окнами с полуциркульным верхом. Барабан венчает главка с крестом. На гранях купола — слуховые окна на четыре стороны света. В композиции нет излишних форм. Все выполнено в традиционном стиле. Фасад церкви оштукатурен и окрашен устойчивым земляным красителем с теплым оттенком. Белые стены оживлены двумя ярусами окон с плоскими прямоугольными наличниками. Карниз украшен декоративным кирпичом. На одном фундаменте с храмом отстроена колокольня. Достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть на её колоннах элементы декора: прямоугольные выемки. Квадратная в плане звонница покрыта куполообразной крышей, над ней вознесен шпиль с крестом. Золоченые кресты имеют шаровидное основание. Купол и крыша храма и колокольни окрашены «небом» — в голубой цвет с изображением звёзд. Храм обнесён оградой на каменном фундаменте. Возле церкви с восточной и северной сторон уютно выглядят старинные надгробья. Храм высокий, двусветный. Украшением интерьера являлся двухярусный иконостас. Он был выкрашен белой краской, резьба вызолочена.

В 1894 году по просьбе прихожан епархиальное начальство разрешило для расширения оба храма соединить аркой и в приделе престол убрать. С реконструкцией церковь стала однопрестольная.

В 1934 году власти запретили колокольный звон, звонницу лишили колоколов.

В 1996 году на звонницу повесили колокола. В 2002 году праздник выдался на особицу. К декабрю с божьей помощью завершили ремонт. Храм преобразился. Привлекательность интерьеров церкви придает роспись свода, стен, откосов окон и арок. Роспись — удовольствие дорогое. Но пошли на это, чтобы прихожане получали здесь утешение, чувствовали уют и спокойствие.

Внутреннее убранство радует: врата в алтарь расписаны искусной рукой, иконы — в парадных ризах. Главная икона - Георгий Победоносец — фигура всадника с развевающимся плащом, напоминающим орлиное крыло, подчеркнуто динамична. Темы росписи на стенах и сводах — евангельской истории о земных деяниях, смерти и воскресения. Многофигурные композиции дополнены ярким растительным орнаментом. В создание интерьера вложил труд художник из Миасса Александр.


Первая церковь в Уткинской слободе, деревянная, во имя св. великомученика Георгия Победоносца, была построена в 1690 г. Эта церковь 1801 г. сгорела «до основания». Вместо нея, в 1802 г., прихожане опять хотели строить деревянную церковь, но на прошении об этом преосвященный Пермский Иустин положил резолюцию: «деревянной церкви по именному указу строить не позволяется. А о строении каменной, хотя и не высокой и не пространной, должно просить особливо.»

Вследствие такой резолюции преосвященнаго и вследствие своей крайней бедности прихожане вскоре не могли приступить к постройке каменной церкви и только в Мае 1805 г., когда были заготовлены в достаточном количестве нужные строительные материалы, вновь просили того же преосвященного о выдаче грамоты на заложение церкви во имя великомученика Георгия Победоносца, с приделом преподобным Зосиме и Савватию, соловецким чудотворцам.

В Июне 1806 г. было совершено заложение храма, а в Декабре 1807 г. освящение придела. Главный же храм был освящен только уже в 1831 г., по благословению преосвященнаго Пермскаго и Екатеринбуркскаго Мелетия. Богослужение в главном храме совершается только летом, а в остальное время – в приделе, чрезвычайно маловместительном. В 1894 г., по просьбе прихожан, епархиальным начальством разрешено оба храма, для расширения, соединить аркой и в приделе престол убрать. Иконостас в холодном храме двух-ярусный, выкрашен белой краской; резьба вызолочена. Утварью и ризницей церковь достаточна.

Вблизи с. Уткинскаго, на правом берегу Чусовой, построена деревянная часовня, в которую каждогодно 23 Апреля совершается крестный ход. Есть деревянная же часовня, во имя Св. Иоанна Златоуста, и в д. Каменке. При церкви есть два дома, в которых живут священники и псаломщик. – В д. Каменке, с Января 1901 г., в помещении от общества, существует школа грамоты.


Чусовская слобода, пожалуй, самое старинное поселение в Первоуральском городском округе. Датой основания слободы принято считать 1651 год, а ее основателем Афанасия Ивановича Гилева. По перепеси Верхотурского уезда 1659 года к «Чусовской слободе причислены 26 крестьянских дворов. Из них в самой слободе – 12, в деревне Завьялковой – 5, в деревне Крылосова – 8, в деревне Гилевой – 1».

Первая деревянная церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Уткинской слободе, по данным издания «Приходы и церкви екатеринбургской епархии», была построена в 1690 году. Место ее нахождения и архитектурные особенности нам неизвестны. Это связано, в первую очередь, с тем, что само понятие, Чусовская слобода, термин для XVII века довольно размытый. Вероятней всего, «Слобода» того времени – это группа небольших деревень-хуторов, находившихся на небольшом расстоянии друг от друга.

Таким образом, и деревня Кузина, располагавшаяся на левом берегу реки Утки, и Уткинская Слобода (или Малая Слобода), располагавшаяся на правом берегу реки Утки, и будущее село Уткинское (или Большая Слобода), располагавшаяся внутри излучины Чусовой, составляли в конце XVII века одну административную единицу – Чусовскую или Уткинскую слободу.

На известных автору планах Уткинской слободы и Уткинской казенной пристани (начала XVIII века), внутри территории пристани, церковных строений не видно. Тогда как на более поздних планах XIX века церковь располагалась уже на привычном для нас месте – правом обрывистом берегу Чусовой, на территории Уткинского села.

В Георгиевский приход входили: деревни – Кузина, Каменка, Коновалово, Крылосово, Нижняя, Треки; заводы – Новоуткинский, Староуткинский, Старошайтанский и Сылвенскоий; крепости – Гробовская, Киргишанская, Бисертская и Ачитская. «И на такой громаднейший приход, по пространству, равнявшийся целому уезду, был только один священник».

«В 1801 году, – продолжают составители сборника «Приходы и церкви екатеринбургской Епархии», – эта церковь до основания сгорела. Вместо нее в 1802 году прихожане опять хотели строить деревянную церковь, но на прошении об этом Пермский епископ Иустин наложил резолюцию, что деревянной церкви по именному указу строить не дозволяется, а о строении каменной (церкви – авт.), хотя не высокой и не пространной, должно просить особливо». Примерно в это же время недалеко от Георгиевской церкви, на правом берегу Чусовой, была построена деревянная часовня, в которую каждый год 23 апреля совершался крестный ход.

В 1805 году прихожане, заготовив в достаточной мере, строительные материалы, вновь подали прошение о выдаче разрешающей грамоты на строительство каменной церкви во имя великомученика Георгия Победоносца, с приделом соловецким чудотворцам, преподобным Зосиме и Савватию. В июне 1806 года было совершено торжественное заложение храма. Вначале построили небольшой придел, который 14 сентября 1807 года был освящен епископом Пермским и Екатеринбургским Мелентием. Главный же храм был построен и освящен только 8 июня 1831 года.

Церковь находилась на скалистом берегу реки Чусовой, на территории казенной пристани и представляла собой здание с двумя обособленными помещениями. Главный храм не имел отопления и поэтому богослужение совершались в нем лишь летом. С приходом же холодов службы шли в «чрезвычайно маловместительном» приделе.

В 1894 году, по просьбе прихожан, оба храма (в целях расширения пространства) соединили аркой, а придел во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких упразднили. И с этого времени и до наших дней архитектура церкви, практически, не менялась.

В 1922 году из храма было изъято 17 фунтов 70 золотников серебра (7,2 кг). С 1924 года церковь – сергиевской ориентации.

В 1934 году был запрещен колокольный звон. Рудольф Кашин в книге «Слобода на Чусовой» приводит воспоминания Сергея Петровича Решетникова, бывшего очевидцем тех далеких событий. «В 1937 году (по другим данным – в 1934 году) колокола снимали слободские: Василий Яговцев и Василий Мезенин. Большой колокол сорвался и упал между церковью и забором, за которым был обрыв. Он не раскололся, а глубоко врезался краем в землю. Целиком его вытащить не смогли, решили разрубить на куски. Но, получив травмы от осколков, оставили в покое. Колокол около года лежал на церковном дворе, потом его все-таки вытащили лошадьми на улицу, где он тоже лежал долго. Тракторами колокол утащили на гору Теплую. Но затащить наверх, видно, не смогли. Там, на склоне горы, он лежал какое-то время. И исчез».

Время не пощадило старую Георгиевскую часовню, что с давних пор высилась на обрывистом берегу Чусовой. Из-за ветхости она была разрушена. А вот Георгиевскую церковь верующим отстоять удалось. И многие богомольцы из ближайших и дальних сел, деревень и городов продолжали искать духовную опору в слободской церкви у батюшки Иоанна (Ивана Боголепова). Служба в церкви не прекращалась, и Георгиевская церковь оставалась оплотом православия на громадной территории. В годы советской власти сюда съезжались на богослужения жители нескольких районов.

В 1995 году на звоннице Георгиевской церкви вновь появились колокола, и берега Чусовой огласились торжественным звоном. Их подъем и установку произвела бригада под руководством бывшего директора совхоза «Уткинский» Геннадия Ивановича Наседкина. Это было началом возрождения. К началу 2003 года в церкви закончили ремонт и старейший уральский храм, как и сто лет назад, во всей своей красоте взметнулся над скалистым обрывом Чусовой.

Престольные праздники[править | править код]

Георгий Победоносец, великомученик - 6 мая

Зосима Соловецкий, игумен, Савватий Соловецкий, Герман Соловецкий, преподобные - 21 августа (обретение мощей)

Контакты[править | править код]

Адрес: 623132, Свердловская область, Первоуральский район, село Слобода, улица Советская, дом 55

Паломнику[править | править код]

Актуальное расписание богослужений смотрите на странице храма в соцсети

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

В тег EmbedVideo введен неверный id "здесь" видео для сервиса "youtube".
В тег EmbedVideo введен неверный id "здесь" видео для сервиса "youtube".
В тег EmbedVideo введен неверный id "(десь" видео для сервиса "youtube".
В тег EmbedVideo введен неверный id "здесь" видео для сервиса "youtube".

Ссылки[править | править код]

Храм Георгия Победоносца в селе Слобода

Страница храма