Церковь Божьей Матери Скорбящей и Николая Чудотворца (Ментона)
Це́рковь ико́ны Пресвято́й Богоро́дицы «Все́х скорбя́щих Ра́дость» и Никола́я Чудотво́рца (фр. Eglise de Notre-Dame joie des affligés et Saint-Nicolas le Thaumaturge) — храм Западно-Европейской епархии Русской православной церкви заграницей, расположенный в городе Ментона (Франция).
История[править | править код]
Русский дом[править | править код]
В 1880 году было основано Русское Ментонское благотворительное общество (фр. Société russe de bienfaisance à Menton), находившееся под покровительством великой герцогини Анастасии Михайловны. Целью создания Общества была организация взаимопомощи русских подданных, проживавших в Ментоне, Бордигьере и Сан-Ремо, а также попечение о больных и скончавшихся.
Для осуществления цели Общества в начале 1892 года оно приобрело здание в одном из самых живописных и здоровых кварталов Карноле (фр. Carnoles). Приобретение Общества получило наименование «Русский дом» (фр. Maison Russe).
В четырёхэтажном здании находятся 32 комнаты. Вокруг него был устроен сад из лимонных, апельсиновых и оливковых деревьев, пальм, олеандров, гелиотропов, роз, кактусов и др. В Доме проживали исключительно русские.
Впоследствии для размещения тяжелобольных и умирающих была приобретена вилла Инномината (фр. Innominata), рассчитанная на 5 человек.
При Русском доме было создано Братство во имя святой великомученицы Анастасии.
Церковь[править | править код]
После устройства Русского дома, Общество решило построить церковь.
Закладка храма состоялась 5 (17) июня 1892 года. Постройка храма производилась по плану и под руководством архитектора Г.-Г. Терслинга.
24 ноября (6 декабря) 1892 года состоялось освящение храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святителя Николая Чудотворца. Чин освящения возглавил настоятель Ниццкой церкви протоиерей С. Г. Любимов.
В 1903 году приход получил самостоятельность. До появления храма в Сан-Ремо в Ментону приезжали молиться также русские, отдыхавшие на итальянской Ривьере. В 1912 году для духовенства вблизи храма был куплен отдельный дом.
22 ноября 1918 Синод на время закрыл церковь «ввиду бедственного положения причта». В 1925 года настоятелем храма, который отныне обслуживал, главным образом, обитателей «Русского дома», стал протоиерей Григорий Ломако. Вероятно, при нем несколько больших икон в интерьере написал парижский художник А. А. Бенуа.
Во время Второй мировой войны сильно пострадал фасад и купол церкви. В послевоенные годы в Ментоне продолжал служить протоиерей Владимир Пляшкевич, скончавшийся в 1957 году. Следующим настоятелем был протоиерей Николай Цветков, в прошлом инженер-строитель. Его стараниями в 1958 году церковь была отреставрирована. В 1976 году он скончался. В 1988 году настоятелем стал священник сербского происхождения Милинко Пурич[1].
По состоянию на 2005 года местная православная община составяляла около 80 человек и включала в себя всех православных, живущих в курортном городе. В летний сезон количество православных увеличивалось за счёт отдыхающих, но не из России, так как Ментона не привлекала русских туристов и курортников[1].
Архитектура[править | править код]
Церковь небольшого размера (высота — 22 метра); выдержана в стиле русских церквей XVII—XVIII веков. Она примыкает к самому Дому.
Крыша храма — двухскатная, покрыта черепицей. Над алтарём, обращённом к юго-востоку, возвышается купол, украшенный колонками и цветными изразцами. Купол увенчан главкой с крестом.
В храм ведут три входа: из Русского дома, из сада в храм и в алтарь. Над входом в алтарь находится образ Спасителя, над которым устроен деревянный навес.
На алтарной стене (с внешней стороны) — образ Царицы Небесной с подписью: «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице!».
Внутри храм имеет в длину 12, в ширину — 7,5, в высоту — 9 метров.
Одноярусный иконостас сделан в византийском стиле IX века из каррарского мрамора. Местные иконы были написаны К. П. Брюлловым[2]. Запрестольный образ Воскресения Христова написал вице-консул Н. И. Юрасов.
Ризницу храма составила утварь и одежды из походной церкви королевы Ольги Николаевны и Баденской церкви. Кроме того, в ризницу были пожертвования от принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, В. К. Саблера и других.