Храм апостолов Петра и Павла (Чёлмужи)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Храм апостолов Петра и Павла в селе Чёлмужи Деревянная церковь, в литературе датируемая 1605, возможно, сооружённая на основе более ранней клетской постройки. Шатровая постройка с прямоугольным алтарным прирубом, перекрытым кровлей с небольшой бочкой, и трапезной, над западной частью которой поставлена шатровая колокольня. Второй престол Петропавловский. Обшита тёсом в 1844, в 1913 при реставрации частично переложен сруб. Закрыта не позже 1930-х, в годы войны демонтированы венчания, восстановленные в 1950-х. Поддерживается в порядке.

История[править | править код]

Как известно, в Заонежье, в Толвуе (откуда был родом и преподобный Зосима Соловецкий), находилась в ссылке мать первого русского царя из рода Романовых — боярыня Ксения Ивановна, которую перед тем, как отправить в Тмутаракань, за сотни верст от Москвы, по приказу пришедшего к власти Бориса Годунова постригли в монахини под именем Марфа. Ее муж, Федор Никитич Романов, старец Филарет. Детей, сына и дочь приютили родственники.

Не чаяла в то время инокиня Марфа, что вернется когда-нибудь в Москву, а тем более увидит детей и мужа. Однако те горестные для нее годы заточения скрасили местные жители: они оказывали опальной боярыне помощь и поддержку, а челмужский священник Ермолай Герасимов даже доставлял ей весточки от мужа и детей. За добро Романовы отплатили добром: сын Марфы молодой царь Михаил Федорович пожаловал потом Герасимову вотчину с крестьянами, освободил от государственных податей и повинностей. За Герасимовым и его потомками на долгое время сохранилось звание бояр. Вот и сегодня заонежскую деревеньку вокруг погоста и храма Богоявления, составляющую часть Челмужей, называют Боярщиной.

В том, что челмужская церковь связана с именем Марфы Ивановны, соглашаются все. Но вот даты ее постройки называют две: 1605 год, когда инокиня Марфа, после смерти Бориса Годунова, была помилована и в благодарность за чудо своего спасения заложила деревянный храм, и 1577-й. В последнее время все больше склоняются к более ранней дате, а в 1605 году храм, скорее всего, был реконструирован и обновлен на пожертвования Марфы.

Связь далекой сельской церквушки за тысячи верст от Москвы с царствующим домом помогла сохранить храм до наших времен. В 1913 году, когда отмечалось 300-летие дома Романовых, появился государственный заказ на ремонтные и реставрационные работы обветшавшего к тому времени деревянного храма. Удивительно, но и в первые годы советской власти — времени воинствующего атеизма — ни у кого не поднялась рука уничтожить архитектурный и исторический памятник, хотя древняя икона с изображением Спасителя и Богоматери, которую пожертвовал сюда царь Михаил Федорович, исчезла именно в те годы. Целиком же иконостас был вывезен во время реставрации церкви в 1963 году, и сейчас храмовые, старинные иконы хранятся в Музее изобразительных искусств. Очередная реставрация была проведена в 1988 — 1989 годах, автор проекта — Т. Вахрамеева, она же руководит реставрацией Богоявленской церкви, которая началась в прошлом году и завершается в нынешнем, работы ведет ООО «Экситон» из Петрозаводска.

Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия организовал для журналистов республиканских СМИ поездку в Челмужи. Мы приехали в поселок в хмурый ноябрьский день. Но, может быть, именно в это осеннее время храм особенно впечатляет, так как хорошо виден со всех сторон, его не заслоняют большие березы, разросшиеся на старом погосте. Сама церковь, готовая еще несколько лет назад вот-вот завалиться на бок, вновь выпрямилась и устремила к небу свечку-шатер. Мастера-плотники под руководством И. Осипова подняли храм гидравлическими домкратами, заменили подгнившие бревна фундамента, восстановили обшивку, заменили кровлю. Уникальное оборудование было подарено Центру норвежскими реставраторами. Сейчас идут работы над восстановлением внутреннего интерьера.

Но хотя официально реставрационные работы завершаются в уже нынешнем году, в будущем сезоне предстоит выполнить еще одну важную работу. Четыре века назад, когда храм возводился на берегу Повенецкого залива Онежского озера, он отстоял от кромки воды на десятки метров. Теперь же онежские волны плещутся буквально в полутора метрах от фундамента, и, если берег не укрепить, церковь просто сползет в залив. Могилы старого погоста уже приходится переносить повыше и подальше.

Как рассказал глава Челмужского поселения Борис Степанович Ключарев, кстати, один из потомков Ермолая Герасимова, территория старого погоста – собственность местной администрации, ей и предлагают заниматься его благоустройством. Но как выкроить 1 млн. 200 тысяч рублей, которые запросили дорожники, из трех миллионов, что составляют тощий челмужский бюджет? В этом году удалось договориться уже о 800 тысячах, есть надежда, что общими силами совместно с Центром вопрос все-таки удастся решить. Все понимают: без укрепления береговой линии самый старый шатровый храм Заонежья погибнет. Между прочим, стоимость реставрационных работ составила 6,5 млн. рублей, из которых 4,5 млн. выделил федеральный бюджет и 2 млн. — республиканский.

В русских храмах не только молились, они были центрами общественной жизни. Не случайно особенностью Богоявленской церкви является вместительная трапезная со звонницей. Именно здесь собирались сходы, решались деревенские дела, вершились суды и шли горячие споры. Если бы стены могли говорить...

Местные жители с нетерпением ждут завершения реставрационных работ. Древнюю церковь в Челмужах любят, лет 15 – 20 ее главным хранителем была 80-летняя баба Ира, тоже, кстати, из фамилии Ключаревых-Герасимовых, сейчас она покоится у стен храма на старом погосте, а церковь стали обихаживать молодые девушки. Приход вряд ли удастся создать, на это и не надеются, хотя последние годы приезжают сюда представители Московской Патриархии, но на приездах священника из Медвежьегорска по большим церковным праздникам настаивают.

То, что храм останется действующим, никто не сомневается. Но это еще и памятник архитектуры Русского Севера, стоящий на международном туристическом маршруте «Голубая дорога», который объединил северные регионы Европы – Норвегии, Швеции, Финляндии и России. И туристические деньги были бы хорошим дополнением к скудному сельскому бюджету. После закрытия лесопункта и рыболовецкого колхоза работы в поселке нет. И все-таки Челмужи сохранили практически всю социальную инфраструктуру.

Надежды на инвесторов мало, хотя время от времени в поселок наведываются заинтересованные люди. Но земли вокруг заповедные, охраняемые, чтобы что-то построить, необходимо согласовать десятки документов и получить столько же разрешений. Но свидетельством туристического интереса к поселку может служить и стихийный палаточный городок, вырастающий каждым летом на противоположном берегу Повенецкого залива. Местные жители зовут его обитателей «экстремалами». Рассказывают, что еще недавно приезжим на полном серьезе показывали избу, в которой... останавливалась инокиня Марфа, приезжая в Челмужи. Но если эти рассказы можно отнести к туристским анекдотам, то богатейшее историческое и культурное прошлое заонежского края — реальность, как и связь истории маленькой деревенской церкви с великой историей государства Российского. И грех было бы этим не воспользоваться с пользой для восстановления в обществе исторической памяти. Ведь если задуматься, то храм был построен в благодарность за доброту людскую, помощь и любовь. Людям он и должен служить и сегодня.

Настоятель - протоиерей Георгий Соболев.

Богослужения совершаются 2 раза в месяц в летний период.


Дата основания — не позднее второй половины XVI в. По преданию, сооружен попечением сосланной в окрестности Челмужей в 1602 г. инокини Марфы (Романовой), матери царя Михаила Федоровича. Дата постройки последнего здания — предположительно 1605 г. Деревянный храм, в литературе датируется 1605 г., возможно, сооружён на базе более ранней клетской постройки. Шатровая постройка с прямоугольным алтарным прирубом, перекрытым кровлей с небольшой бочкой, и трапезной, над западной частью ее поставлена шатровая колокольня. Второй престол ее Петропавловский. Обшита тёсом в 1844 г., в 1913 г. при реставрации частично переложен сруб. Закрыта не позже 1930-х гг., в годы войны демонтированы венцы, восстановлены в 1950 гг. Поддерживается в удовлетворительном состоянии.


Погост в Челмужах, расположенный на высоком берегу, считается одним из самых древних новгородских погостов. Добираться до него лучше всего по извилистой дороге либо от Медвежьегорска, либо от Пудожи.

Церковь Петра и Павла или, как чаще ее называют, Богоявленская, была построена «тщанием прихожан» в 1605 г. Она обладает выразительным силуэтом. В часы заката со стороны озера, когда солнце, близкое к горизонту, находится за зданием церкви, особенно отчетливо выступает низкий, увенчанный широким шатром восьмерик на четверике основного объема церкви и стройная высокая девятистолбная, также шатровая с луковкой колокольня.

Челмужская церковь имеет одну чрезвычайно интересную особенность, не встречающуюся больше ни в одной церкви Заонежья. Членение наружных объемов не соответствует ее планировке. Большой шатер располагается не на стенах четверика главного помещения церкви, как обычно, а частично над трапезной, частично над основным помещением храма, то есть ось шатра приходится примерно на внутреннюю стену церкви. Таким образом, наружные стены четверика— западная и восточная— опираются не на стены, а на систему балок, передающих нагрузку от них на южную и северную стены церкви. Очень своеобразно крыльцо с двумя всходами, с резными столбами в виде «дынек», между которыми помещен стилизованный древний солярный знак.


Богоявленская церковь, 1605 г. Погост Челмужи расположен на восточном берегу Онежского озера и являлся одним из древних новгородских погостов Обонежской пятины. Западная наружная стена четверика основана не на стене, а на балках: это чуть ли не единственный в русском деревянном зодчестве пример несоответствия между планом и наружным объёмом сооружения.

Богоявленский храм существует. В 2007-м велась реставрация с частичной заменой обшивки и переборкой крыльца.


Старинное село Чёлмужи расположено на восточном берегу Повенецкого залива Онежского озера, в Заонежье. Украшением села является церковь Богоявления, которая уже более четырех столетий возвышается на берегу и издалека просматривается с водных просторов озера.

Церковь пережила пять строительных периодов. В 1577 году был построен клетский храм, на что указывает дата на деревянном кресте, расположенном в храме. В дальнейшем, на судьбу церкви повлияли события, связанные с царской династией Романовых. По преданию, в 1605 году церковь была перестроена на пожертвования княгини Ксении Ивановны Романовой при освобождении из заточения (в постриге - инокини Марфы) – матери будущего царя Михаила. Ранее в Богоявленской церкви располагалась родовая икона дома Романовых – икона Божьей Матери, пожертвованная храму царем Михаилом Федоровичем Романовым.

В конце XVIII века постройку реконструировали: надстроили трапезную, над сенями поставили шатровую колокольню-звонницу, растесали оконные и дверные проемы. Вход перенесли с западного торца на северную сторону сеней, а на месте прежнего крыльца сделали галерейку. Тогда же в трапезной, отапливаемой печами, был устроен второй придел. После этого в церкви долгое время не проводилось серьезных ремонтных работ. Лишь в 1844 году ее сруб был обшит тесом.

Связь строительной истории Богоявленской церкви с именем Марфы Романовой оказала влияние на то, что к трехсотлетию дома Романовых, в начале ХХ века, были выполнены ремонтные и реставрационные работы: сооружен фундамент, заменены сгнившие венцы трапезной и сеней, перебраны полы, отремонтированы все потолки и крыши, заново выполнена обшивка, восстановлено крыльцо.

Во время Великой Отечественной войны линия фронта проходила в непосредственной близости от села Чёлмужи. Так как церковь, возвышавшаяся над другими постройками села, служила ориентиром для артиллерии противника, было принято решение разобрать шатер и колокольню. После окончания войны в 1950-х годах церковь была восстановлена.

Богоявленская церковь является одной из старейших церквей Заонежья и представляет собой переходный тип культовых зданий от клетских к шатровым.


Престольные праздники[править | править код]

Богоявление (Крещение Господне) - 19 января

Петр и Павел, первоверховные апостолы - 12 июля

Контакты[править | править код]

Адрес: Россия, республика Карелия, Медвежьегорский район, село Челмужи

Как добраться: ехать из Пудожа в Медвежьегорск, поворот налево по указателю

Паломнику[править | править код]

Богослужения совершаются 2 раза в месяц в летний период.

Фото[править | править код]