Борисоглебский монастырь (Дмитров)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
Борисоглебский монастырь (Дмитров)

Борисогле́бский монастырь, монастырь святых Бориса и Глеба — мужской православный монастырь в Дмитрове. Точной даты основания монастыря история не сохранила, известен он со второй половины XV века. Есть предание, связывающее возникновение монастыря с Юрием Долгоруким, основавшим в 1154 году Дмитров.

История[править | править код]

По преданию, Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове основан Юрием Долгоруким примерно в то же время, что и сам город — в середине XII века. Однако, точная дата основания обители не известна: в 1610 году, в Смутное для России время, пожар, разбушевавшийся в монастырских стенах, уничтожил весь монастырский архив.

Первое документальное свидетельство, дошедшее до наших дней, вопреки преданию, относит основание обители к гораздо более позднему периоду — к XV веку. Об этом свидетельствует белокаменный крест, поставленный, согласно надписи на нем, «на Благовещенье в 1462 году» и обретенный братией под Алексеевским приделом Борисоглебского собора обители более 400 лет спустя. Ныне эта святыня находится в краеведческом музее г.Дмитрова.

Вскоре, в 1472 году монастырь уже упоминается в духовной грамоте удельного Дмитровского князя Юрия Васильевича. Будучи княжеским, монастырь в первый период своей истории имеет обширные вотчинные владения и полностью зависит от дмитровских и московских князей в управлении и содержании. Именно к этому времени необходимо отнести строительство в обители величественного каменного собора во имя Бориса и Глеба (1537 г.), созданного в традициях древней русской архитектуры и удивительно напоминающего церковь Покрова на Нерли или Спасо-Преображенский собор в Переславле.

Во второй половине XV века монастырь переходит под управление архимандритами и подчиняется в духовных делах непосредственно митрополиту и Патриарху.

В начале XVII века на монастырь, как, впрочем, и на всю Русь, обрушиваются испытания Смутного времени: в 1610 году польско-литовские банды совместно с русскими изменниками разорили Дмитров и сожгли Борисоглебский монастырь. Нелегко давалось возрождение из пепла – лишь спустя десять лет обитель была полностью отстроена заново.

В 1652 году Борисоглебский монастырь по указу царя Алексея Михайловича приписан к Новгородскому Архиерейскому дому и становится подмосковной резиденцией его «собинного» (ближайшего) друга — Новгородского митрополита Никона, впоследствии Патриарха всероссийского.

В 1672 году монастырь сильно пострадал от пожара. Однако у обители было уже немало состоятельных вкладчиков и благодетелей, поэтому каменное строительство шло весьма оживленно. Так, к 1689 году монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, сохранившимися до наших дней. Именно в этот период и сложился архитектурный ансамбль обители, дошедший до наших дней. В это время монастырь уже приписан к Заиконоспасскому монастырю в Москве.

Восемнадцатый век мало изменил архитектурный облик монастыря; зато очень многое изменилось в его внутренней духовной жизни, как, впрочем, и в жизни всех русских монастырей. Время петровских, а потом екатерининских реформ было весьма непростым для Русской Церкви. В этот период своей истории Борисоглебский Дмитровский монастырь продолжает вести каменное строительство, но уже в заметно меньших масштабах, и его архитектурный облик, сформировавшийся в XVI—XVII веках, остается практически неизменным.

Борисоглебский монастырь (Дмитров)
Дмитровский Борисоглебский мужской монастырь. Фото 1902-1917 гг.

В отличие от большинства других обителей до самого конца XIX века в Борисоглебском монастыре ведется рукописная летопись. На рубеже XIX-XX веков на средства фабрикантов в обители вновь начинаются большие реставрационные и ремонтные работы.

К сожалению, плоды этих трудов недолго радовали насельников и паломников монастыря: с 1917 года для Борисоглебской обители, как и для всех обителей России, начинаются тяжкие испытания.

Поначалу, дабы сохранить монастырь, насельники обители объединились в сельскохозяйственную артель, но вскоре и она была ликвидирована, а монахи в 1918 году переведены в Николо-Пешношский монастырь. В обители были размещены сестры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные из западной Украины. В 1921 году в монастырь прибыли игуменья София с сестрами Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии, изгнанные большевиками. Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, в годы своего архипастырского служения неоднократно служил и проповедовал в храмах монастыря.

В 1926 году, несмотря на все старания верующих Борисоглебский монастырь был окончательно закрыт, власти разместили в его стенах городской краеведческий музей. Сегодня нам очевидно, что такой исход был в ту пору для православных обителей наименьшим злом: сотрудниками музея были люди, как правило, образованные, культурные, зачастую верующие и не за страх, а за совесть сохраняли то народное достояние, которое так легко можно было разрушить.

Но вскоре монастырь заняла гораздо более мрачная организация — с 1932 года, при строительстве канала Москва-Волга на территории обители находилось управление «Дмитлага», которое до окончания строительства канала безраздельно и бесконтрольно хозяйничало в монастыре, уничтожая памятники истории и культуры.

С начала Великой Отечественной войны в течение последующих тридцати лет монастырь занимают воинские части, различные светские учреждения и организации. Урон, наносимый их деятельностью древним храмам обители становится катастрофическим, а судьба большей части монастырских святынь до сих пор неизвестна.

Современное состояние[править | править код]

Борисоглебский монастырь (Дмитров)
Дмитровский Борисоглебский мужской монастырь. Фото 1998 г.

Новая эпоха в жизни Борисоглебского Дмитровского монастыря началась в 1993 году, когда был возвращен Русской Православной Церкви. Снова, спустя несколько десятилетий духовного запустения в монастыре начала восстанавливаться та жизнь, ради которой он и был создан почти девять веков назад. Жизнь, наполненная молитвой и постом, трудами для благоукрашения обители и служения своему ближнему.

31 августа 2003 года Борисоглебский монастырь, впервые за многовековую историю монастыря посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время этого исторического визита Первоиерарх высоко оценил труды наместника и братии монастыря по возрождению порушенных святынь обители.

6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил полностью восстановленый Борисоглебский собор с приделом в честь Алексия Человека Божия. На монастырской колокольне установлены часы-куранты, устроена звонница из восьми колоколов от одной четверти до сорока пудов. Вновь построены Свято-Духовская часовня, новое здание гостиницы, библиотека и административный корпус. Ведутся восстановительные работы в надвратной Никольской церкви с приделом Федоровской иконы Божьей Матери, трапезной и братском корпусе.

Обитель живет согласно общежительному уставу: кроме церковного богослужения братия занята на различных послушаниях – выпекает просфоры и хлеб, изготовляет свечи, занимается пчеловодством, птицеводством, восстановительными работами и благоустройством территории, начаты работы по освоению земельного участка на монастырском подворье.

Сегодня древний монастырь привлекает множество паломников — люди хотят помолиться в особенной, сосредоточенной монастырской обстановке, приложиться к святыням, вдоволь надышаться особенным воздухом святой обители.

Храмы[править | править код]

Cобор свв.кн. Бориса и Глеба[править | править код]

Собор во имя святых благоверных князей – страстотерпцев Бориса и Глеба (Борисоглебский собор) (1537 г., придел 1656 г.) – это кирпичный, четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм. Его неоднократно достраивали и перестраивали. В 1656 году у западной части южного фасада собора построили небольшой Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором на средства Прасковьи Чаплиной, вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина. Каменный на белокаменном повале собор является ярким образцом московской архитектурной школы начала XVI века. Настенная живопись в храме была выполнена в 1824 г., затем ее обновляли в 1887 и 1901 г., но позже забелили.

Надвратная церковь свт. Николая Чудотворца[править | править код]

Кирпичная церковь сооружена в 1685-1687 гг. над Святыми воротами, выстроенными в 1672 г. Небольшой бесстолпный одноглавый четверик с трапезной, обширный северный придел Феодоровской Богоматери пристроен в 1834 г.

Закрыта в 1920-х годах, занята жильем. Реставрировалась с 1980-х, в 1990-х возвращена верующим.

Часовня Сошествия Святого Духа[править | править код]

Сравнительно крупная одноглавая кирпичная часовня в псевдорусском стиле. Сооружена в 2004 рядом с Борисоглебским собором как памятник к 850-летию Дмитрова.

Святыни[править | править код]

Среди святынь монастыря – ковчег с частицами мощей святых Апостолов Андрея Первозванного и Евангелистов Матфея и Луки, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофана затворника Вышенского, свв.Петра и Февронии Муромских, великомученика Георгия Победоносца и многих других святых, а также частица Креста Господня.

Престольные праздники[править | править код]

Свв. благоверных князей Бориса и Глеба - 15 мая, 6 августа;

Алексия, человека Божия - 30 марта;

Свт. Николая Чудотворца - 22 мая, 19 декабря;

Феодоровской иконы Божией Матери - 27 марта, 29 августа.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Борисоглебский монастырь г.Дмитров
Борисоглебский монастырь. Дмитров. 2012г.
Борисоглебский монастырь книга
Борисоглебский монастырь
Звон колоколов Борисоглебского монастыря

Как добраться[править | править код]

Адрес: 141800, Московская область, г.Дмитров, ул.Минина, 4

Телефон/Факс 84959937406

Церковная Лавка 8-916-356-03-81

e-mail: dmitrovbgm@gmail.com

Сайт: http://dmitrov-bgm.ru/

Паломнику[править | править код]

В надвратной церкви свт. Николая Чудотворца в настоящее время действует трапезная, которая открыта с 9:00 до 18:00 ежедневно.

"Преображение"[править | править код]

При Борисоглебском мужском монастыре г. Дмитрова с 2011 года ведет работу духовно-просветительский центр «Преображение»[1]. Открытый по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, он призван давать духовное образование взрослым и детям. Тот факт, что такая школа открыта при монастыре, указывает на древнюю традицию, согласно которой монастыри всегда были и остаются центрами духовного просвещения. Целью предлагаемого образования является стремление сделать человека не знающим все на свете, но знающим главное, и обучить его не искусству зарабатывать деньги, но искусству быть добродетельным. Именно на таких принципах созидалась национальная культура Руси, которую называли Святой.

Духовно-просветительский центр ведет свою деятельность, имея целью дать целостные и системные знания о православной вере, культуре, истории и традициях, а также сформировать умения и навыки, необходимые для ведения жизни православного христианина. Для достижения целей и задач своей деятельности центр осуществляет обучение религии, духовно-нравственное воспитание, обучение по программам дополнительного образования.

Обязательным предметом для изучения всеми учащимися является «Закон Божий», тот закон, нарушение которого влечет за собой разрушение жизни, как духовной, так и физической. Кроме того, здесь предлагается изучение мировой и церковной культуры, которое знакомит учащихся с этапами развития человеческого творчества. Есть отдельный предмет иконоведения, т.е. знание и понимание православной иконы. Причем, предлагается не только теоретическое знакомство, но и практическое его освоение. Для этого изучаются такие предметы, как музыка, пение, рисование, иконописание, каллиграфия.

Помимо этого совершаются паломнические и экскурсионные поездки по святым и историческим местам и музеям страны, провoдятся праздничные концерты, литературные вечера, дискуссии, совершается и участие в конкурсах, фестивалях, конференциях. В самом названии центра заключается главная идея, ради которой он и открыт, — это идея преображения души и восстановления утерянного человечеством в грехопадении образа Божия.

Образовательный процесс включает в себя четыре возрастные группы:

— младшая (с 5 до 8 лет);

— средняя (с 9 до 13 лет);

— старшая (с 14 до 17 лет);

— основная (взрослые).

Сроки обучения каждой группы — 3 года.

Обучение в духовно-просветительском центре бесплатное. Прием осуществляется на основе собеседования.

Ссылки[править | править код]