Храм Воздвижения Креста Господня (Карели)

Материал из Азбука паломники
Версия от 17:25, 1 августа 2021; Natalia (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Храм Воздвижения Креста Господня в селе Карели возведен по проекту архитектора В. И. Фреймана в 1906-1913 годах на средства прихожан. Храмовая композиция в крестообразном плане на высоком цоколе включает в себя четверик, несущий световую ротонду, завершенную высоким куполом и луковичной главкой.

История[править | править код]

Впервые документально о селе упомянуто в 1623 году. Первое подробное описание Карелей мы можем найти в «Писцовой книге старых сёл Верхоценской области»: «Село Карели на реке Цна. А в нём церковь Воскресенье Христа Бога нашего древяна, с трапезою, около церкви с двух сторон паперть забрана досками. Церковь крыта тёсом ».

В 1827 году возвели третью по счету церковь в селе – в честь Воскресения Словущего. Но в 1901 году Воскресенский храм сгорел.

К началу двадцатого века население села Карели достигло 4263 человека. Нужно было строить новый, более вместительный храм. И на сельском сходе решили вопрос в пользу строительства кирпичного храма на общественные средства. 19 сентября 1902 года на должность епархиального архитектора был назначен В. И. Фрейман. К нему и обратился Яков Тананаев, житель села Карели, занимавшийся торговлей лесом, имевший попечение о строительстве храма. Проект будущего храма утвердил и благословил Владыка Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев). 7 ноября 1905 года настоятелю временной Карельской церкви Сергию Попову был выдан план и пояснительная записка, разрешающий постройку нового каменного храма. Закладку храма назначили на 28 мая 1906 года – праздник Святой Троицы.

Всю зиму крестьяне по решению схода расчищали погост и остатки пожарища. Попечителем строительства был выбран представитель местной династии мукомолов, владелец механической мельницы Матвей Федорович Мишуров. На сельском сходе было решено сдать в аренду землю, не используемую в производстве. Это были обширные пойменные луга. Участок в сто десятин заложили в сельхозбанке на 5 лет и получили первые деньги на строительство. Вначале было организовано два кирпичных производства, максимально приближенных к месту постройки. Одновременно по реке Цне на барках завозилась негашеная известь из-под села Конобеево Рязанской губернии. Часть средств жертвовали состоятельные жители села – Тишковы, Ярышкины, Харламовы, Чичевы. Нашлись сборщики денег, которые ходили с иконой и котомкой по селам. Все черновые работы: рытье котлованов, погрузочные и разгрузочные работы, транспортировка и поднос материалов — общество решило взять на себя. На стройке народ в огромной массе находился круглый день. Принимали участие все – от мала до велика. Даже дети, женщины и старики переносили от одного до четырёх кирпичей. При рытье котлованов были бережно извлечены и собраны все косточки предков и закопаны в единой могилке за алтарём будущего храма. Сейчас это место обнесено оградой и поставлен крест.

Работа велась столь чётко, что уже к морозам стены поднялись на пять метров. С южной стороны была выложена дата начала работ «1906год». С наступлением морозов занялись другими работами: пилили доски, обжигали отформованный кирпич — сырец, а готовый отвозили к стенам храма.

Основные каменные работы и выкладка сводов продолжались до осени 1910 года. С этого момента начались внутренние работы. Изготовление иконостаса занялась крупная иконописная мастерская М. Ф. Юрьева из города Козлов. Иконостас, вырезанный из липы, впечатляет и сейчас, несмотря на то, что от его великолепия осталась одна треть: утеряно огромное количество резных элементов. Не сохранились и иконы. Купола были покрыты очень качественным, оцинкованным железом, закупленным на заводах князя С. Е. Львова в городе Пермь. Оно простояло почти 80 лет. Перерубы и доски пола были изготовлены из местного материала. Они и сейчас служат верой и правдой и впечатляют своими размерами!

Весной 1913 года было поднято 8 колоколов, самый большой из которых массой в 59 пудов (944 кг). Готовясь служить и зимой, налаживали сооруженные в подвале по образцам проектов инженера Амосова калориферы. Освящение храма состоялось осенью 1914 года на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Одновременно со строительством храма возводилось каменное здание школы на две классные комнаты и квартиры для учителей, которое сохранилось и ныне, но долгое время использовалось не по назначению.

В послереволюционные годы, когда происходило изъятие церковной утвари и ценностей, храм сильно не пострадал, так как здесь не было обилия ценных предметов. Но колокола исчезли.

В 1937 году арестовали настоятеля храма о. Сергия (Попова) и приговорили к 8-ми годам лагерей. Второго священника о. Алексея (Ефремова) приговорили к расстрелу. Регента Владимира Короткова приговорили к расстрелу. А также 9 благочестивых жительниц села монахинь и послушниц. Все они были осуждены по 58 статье (за контрреволюционную деятельность) и проходили по сфабрикованному властями «делу протоиерея Сергия Попова». В 1937 году служба в храме прекратилась.

В 1941 году в село прибыла команда подрывников для разрушения храмов. Но Крестовоздвиженский храм от разрушения спасли председатель сельсовета Петр Дмитриевич Мельситов и заведующая школой Татьяна Григорьевна Петрова, мотивируя в обкоме партии, что негде хранить урожай зерновых. До 1946 года храм использовался как зернохранилище местного колхоза.

Невозможно представить, как удалось в послевоенные годы отцу Иоанну (Кринову) вместе с группой верующих сельчан сделать необходимый ремонт и начать службу!

В 1948 году были собраны средства на восстановление кровли. Это были сборы всем миром. Ходили и по соседним деревням и селам. Кто жертвовал деньги, кто кусок железа. Но были и такие, кто не имея ничего, давал из своих скудных запасов картофель, зерно, морковь.

Но постепенно жизнь приходская налаживалась. В 1997 году храм был газифицирован. Пришло тепло. В 2009 году были подняты на колокольню настоящие колокола. Было начато восстановление здания школы. Создана библиотека духовной литературы на 500 томов. Открылся и был оборудован колодцем и купальней источник святителя Николая.

Современное состояние[править | править код]

Храм Воздвижения Креста Господня действует с 1946 года, в нем проходят регулярные богослужения, проходят занятия в воскресной школе для детей и взрослых, проводятся праздники для прихожан, туристические, краеведческие и паломнические поездки.

Храм Воздвижения Креста Господня — памятник архитектуры, включен в список объектов культурного наследия регионального значения Тамбовской области с 1987 года.

Описание[править | править код]

Храмовая композиция в крестообразном плане на высоком цоколе включает в себя четверик, несущий световую ротонду, завершенную высоким куполом и луковичной главкой. С востока к основному объему примыкают три полукружия алтарной апсиды, а с запада - небольшая трапезная и ярусная колокольня луковичным венчанием. Фасады храма и первый ярус колокольни украшены пилястрами и портиками с треугольным фронтоном, а килевидные оконные проемы отмечены кирпичными узорами.

Храм стал архитектурной доминантой села — сложенный из красного кирпича и не предполагал оштукатуривания, всем своим каменным узорочьем должен был являть красоту, гармонию и естественность столь свойственную русским церквам.

Святыни[править | править код]

  • Источник святителя Николая Чудотворца. Оборудованы колодец и купальня.

Престольные праздники[править | править код]

Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября

Михаил, Архистратиг - 19 сентября (воспоминание чуда в Хо́нех), 21 ноября (собор)

Контакты[править | править код]

Адрес: 393928, Тамбовская область, Моршанский район, село Карели, улица Первомайская, дом 2А

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Страница храма на сайте епархии

Страница храма на сайте благочиния

Крестовоздвиженский храм в селе Карели

Тамбовская энциклопедия. Крестовоздвиженский храм. Карели