Церковь Богородица Левишка (Призрен)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
Церковь Богородица Левишка (Призрен)

Церковь Богородица Левишка (серб. Црква Богородица Љевишка) построена в X веке, является одной из красивейших сербских средневековых церквей. Относится к Сербской Православной Церкви.

История[править | править код]

Церковь Богородица Левишка (Призрен)

Церковь Богородицы Левишка построена в честь празника Успения Пресвятой Богородицы и располагается на самом юге Косова и Метохии — в городе Призрен, в его старой части. Храм существовал на этом месте с X века, и есть предположение, что в византийский период здесь был центр местной епископии.

Церковь неоднократно перестраивалась и была окончательно восстановлена сербским королем Стефаном Урошем II Милутюным, так что в нынешнем ее виде считается наследственным даром этого правителя из династии Неманичей. Строительством и благоустройством храма занимались Призренские епископы Дамиан и Савва. До нас дошли имена зодчих Николы и Астрапа, сохранившиеся на стенах собора.

Фрески созданы примерно между 1307 и 1313 годами. Их стиль близок к константинопольскому. Расписывали храм греческие мастера Михаил Астрапа и Евтихий из Фессалоник.

Церковь Богородицы Левишки – один из первых примеров храмов, расписанных в нарративном стиле. При помощи фресок зрителю представлены взаимосвязанные событие в виде последовательности образов. Ансамбль росписи известен и тем, что в притворе находится собрание сербских исторических портретов. Здесь изображены правители и святые из династии Неманичей.

Во время турецкого владычества над Призреном церковь Богородица Левишка, которая на тот момент являлась кафедральным собором, была преобразован в мечеть, ее фрески были повреждены и покрыты штукатуркой.

После Первой Балканской войны церковь снова стала православной.

Реставрационные работы проводились в 1950–1952 гг.

Фресковая живопись, как и сама церковь, сильно пострадали во время погрома в марте 2004 года. Тогда албанцы разгромили в Призрене практически все сербские исторические и культурные памятники, включая кафедральный собор, епископский двор, комплекс Призренской семинарии с примыкающим к нему старинным кварталом. В самом храме набросали и подожгли автомобильные покрышки. Вся роспись покрылась слоем копоти. Известный образ «Богородицы Милующей» был частично отбит при помощи металлического инструмента.

Современное состояние[править | править код]

Сейчас в храме периодически совершаются богослужения, в первую очередь благодаря учащимся и преподавателям Призренской семинарии, возобновившей работу в практически очищенном от сербов городе.

В 2006 году церковь была зачислена в перечень объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО. В 2006 году она была зачислена в список всемирного наследия, находящегося под угрозой, по причине возможных атак албанских боевиков. Находится под защитой KFOR.

Реставрация поврежденных фресок началась в 2014 году, но храм до сих пор не восстановлен.

Совершить виртуальную экскурсию по храму и посмотреть архитектуру и роспись церкви

Святыни[править | править код]

[[Файл:Церковь_Богородица_Левишка_(Призрен)_Богородица_Левишка_8.jpg|мини|справа||alt=Богородица Левишка]

  • Икона Божией Матери «Милостивая» с Христом Кормителем

Жемчужиной храмовой росписи церкви является икона XIII века – «Милостивая»[1], на которой запечатлена Богоматерь с Богомладенцем с корзинкой в руках полной хлебов. Из корзинки Богомладенец берёт хлеба и раздаёт страждущим. Данная фреска-икона почитается верующими как чудотворная.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: Sahat Kulla 21 20000 Призрен, Косово

Телефон: +383 49 776460

Электронная почта: djstefanovic@gmail.com

Страница в Фейсбук

Ссылки[править | править код]


  1. «Милостивая» (русск. «Умиление», греч. «Елеуса» – Ласкающая, Милующая) – название икон, на которых Младенец Христос прильнул к лику Богородицы и нежно обнимает Ее. Подобные изображения Божией Матери и Христа известны с VII века, но окончательно иконография этого образа сформировалась лишь в конце XI – начале XII веков.