Храм Успения Пресвятой Богородицы (Старые Кузьменки)
Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Старые Кузьменки принадлежит к типу «палатного» церковного зодчества, увенчан декоративным пятиглавием, построен в 1694 году. Трапезная с Троицким и Никольским приделами и шатровая колокольня построены в псевдорусском стиле вместо старых в 1860 году.
История[править | править код]
Село Кузьминское на речке Городенке, с храмом во имя Успения Богородицы — вотчина серпуховского Высоцкого монастыря — впервые упоминается в 1555 году. Тогда село было местным центром и существовало, как видно, уже немалое время, так как при нем значатся деревни и починки (между прочими, сохранившиеся поныне Тверетиново и Окулово).Успенский храм, видимо и тогда был «древяной клетцки», как он описан в документе 1627 года. В 1620 году в приходе села Кузьминского состояли деревни Рыжикова, Петровская и Глубокая.
В 1694 году, 17 сентября, выдан был антиминс во вновь построенную, существующую и сегодня каменную Успенскую церковь. Вероятно в последующие времена, к ней были приставлены колокольня и трапезная. Кирпичные стены последних, в отличие от собственно храма, не имели железных связей, что повлекло за собой крайнюю ветхость постройки к середине XIX века.
С 1705 году на большой московской дороге из села выделяется деревня Кузминская — позднее Кузьмёнские выселки или Новые Кузьмёнки. Там, в 1849-1855 годах старокузьмёнские прихожане при участии крестьян деревни Верхние Велеми (соседнего прихода погоста Ивановой горы) пожелали строить часовню для сбора средств на ремонт ветхостей их церкви. Однако они не получили разрешения епархиальных властей, рассудивших, что цель данного строительства недостаточно благочестива. Указом Консистории от 25 июня 1857 года в Успенском храме было приостановлено богослужение. Месяц спустя кузьмёнские прихожане добиваются отмены этого указа и начинают ремонт своего храма. К 1862 году в селе были заново сооружены церковные трапезная и колокольня, а также построены приделы — южный во имя Живоначальной Троицы и северный — святителя Николая.
Успенский храм принадлежит к типу «палатного» церковного зодчества, распространённому в Серпуховской земле начиная с 1670 года, когда был построен Троицкий-на-посаде храм города Серпухова, и вплоть до 1756-1758 годов (время постройки Троицкого храма в селе Лужки). Храм в плане почти квадратный, бесстолпный, но с внутренней предалтарной стеной, под четырёхскатным сводчатым покрытием. При этом формы старо-кузьмёнского храма далеко не идеальны, но сама дисгармония пропорций этого здания с грузной алтарной абсидой и мелким, чисто декоративным пятиглавым завершением, трогает живой непосредственностью наивного искусства. С таким же сердечным простодушием исполнено наружное украшение стен — наличники окон, филёнчатый карниз и кокошники.
В середине 1920-х годах в доме местного настоятеля протоиерея Михаила Пятикрестовского, проживал Преосвященный Арсений (Жадановский) – в 1914-1923 годах епископ Серпуховской, викарий Московской епархии, последний наместник Чудова Монастыря в Московском Кремле. В годы наместничества епископа Арсения Чудов монастырь стал одним из центров духовного просвещения Москвы и всей России. Владыка выпускал духовно-просветительную литературу для народа под названием «Лепта обители Святителя Алексия», а с 1912 года издавал богословский ежемесячник «Голос Церкви».
В ХХ веке Успенскому храму в Старых Кузьмёнках выпала судьба стать единственной в серпуховской округе сельской церковью, так и не закрытой советскими властями.
В 1931-33 года епископ Арсений трижды подвергался арестам. Жил в дачном посёлке Котельники под Москвой, совершал тайные богослужения, работал над воспоминаниями о подвижниках православия, с которыми был лично знаком, и над своей автобиографией. 14 апреля 1937 года епископ Арсений был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе 28 мая признал, что совершал тайные богослужения. 26 сентября 1937 г. епископ Арсений был осуждён тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по обвинению в «руководстве и организации контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников», приговорён к расстрелу и на следующий день расстрелян.