Собор Вознесения Господня (Осташков)

Материал из Азбука паломники
Версия от 19:45, 23 сентября 2020; Катерина (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Местоположение|локация=57.152345, 33.107688 |вид=Приходской храм}} Файл:Собор Вознесения Осташк...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
Собор в честь Вознесения Господня (г. Осташков), Храм Осташков

Строительство Собора было начато в 1673 году, все работы по перестройке церкви и по внутренней отделке были окончены в январе месяце 1890 года. Стиль архитектуры смешанный, но очень красивый.

История[править | править код]

Собор Вознесения (Осташков)

4 мая 1673 года Осташковские старицы обратились к царю Алексею Михайловичу с прошением о дозволении устрить девичий монастырь, и в нем - церковь в честь Знамения Божией Матери с приделом во имя Святого пророка Илии. 12 июня 1673 года была получена грамота от Государя с соизволением на построение женского монастыря. Вместе с Государевой грамотой была получена благословенная святительская грамота на построение церкви в будущем монастыре. Грамота эта, за смертью прежнего патриарха Питирима и за неимением еще на его месте нового, дана была того же 12 июня от управлявшего тогда патриаршими делами преосвященнейшего Павла, митрополита Сарского и Подонского.

Собор Вознесения (Осташков)

Через три месяца по получении грамот, 25 сентября 1673 года, Осташковским воеводой Иваном Ивановичем Евреевым была отведена земля под строительство монастыря и церкви.

Долго-ли строилась эта церковь, когда строение её кончилось, когда она и кем освящена, — по недостатку в монастыре сохранившихся от того времени рукописей и по неимению указаний на этот предмет — ни в старинных, ни в позднейших письменных документах монастыря, остается неизвстным. Можно предположить, что, для ускорения дела, церковь была построена на первое время из какой нибудь готовой деревянной церкви, или даже часовни, с надстройкой над ней верха и пристройкой алтаря и паперти, как это нередко делалось в прежние времена.

Спустя не более 12 лет от основания монастыря, по благословенной грамоте патриарха Иоакима от 5 марта, 1686 года, взамен прежней деревянной церкви в честь Знамения Божией Матери с придлом Св. Пророка Илии, тесной и приходившей в ветхость, построена новая деревянная же более вместительная и благолепная церковь в честь Вознесения Господня с приделом в честь Знамения Божией Матери.

По причине снятия в 1729 году лежавшего на всем государстве съ 1714 года запрета строить где бы то ни было, кроме Санкт-Петербурга, каменные здания, отчасти по причине обнадеживания от разных усердных вкладчиков помощи, в душе игумении Евфимии родилась в 1730 году мысль начать в монастыре строение каменной церкви вместо прежней деревянной. Предприятие это было, правда, очень смелое; но при помощи Божией и при пособиях усердных вкладчиков и разных доброхотных дателей, приделы этого вновь проектированного каменного храма в 1734 году были отстроены и в конце того же 1734 года освящены игуменом Ниловой Пустыни Аврамием. Приделы эти были один в честь Знамения Божией Матери, другой в честь Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи. Разрешение на построение их дано от Синодального Казенного Приказа 11 февраля, 1731 года, а прошение о разршении строить подано было в оный же Приказ годом раньше, именно 4 февраля, 1730 года. Между пособиями на построение этих приделов самым главным была пожалованная от Императрицы Анны Иоанновны сумма 300 рублей. Эта сумма была пожалована от Императрицы 1 сентября, 1734 года уже на достройку этих приделов. Теперь следовало приступить к постройке главного храма Вознесения Господня, и на эту постройку было испрошено также разршение в Синодальном Казенном Приказе в помянутом выше 1734 году; но обстоятельства после 1734 года опять изменились на худшее; и уже с 1742 года, при благополучном царствовании Императрицы Елисаветы Петровны дело строения пошло успешнее. При пособиях благотворителей, из коих главными были в это время во первых сама Императрица, потом жена фельдмаршала Апраксина, Аграфена Леонтьевна и генеральша Пелагея Андреевна Соймонова и на подаяния разных доброхотнодателей, храм Вознесения Господня к 1748 году был совершенно отстроен, и указом Тверской Духовной Консистории от 8 марта, 1748 года предписано было освятить его Ниловой Пустыни - игумену Михаилу. Впрочем, освящение храма почему-то замедлилось и освятил его преосвященный Митрофан, архиепископ Тверской 2 июля, 1748 г. Новопостроенный храм, в 1750 году, украшен был новым резным вызолоченным иконостасом, с новыми искусного писания иконами. В 1748 году над западным входом в церховь построена новая каменная колокольня.

Собор Вознесения (Осташков)

Новопостроенная церковь была об одной главе. И церковь и приделы были крыты тесом, полы были деревянные. Колокольня была с шатровым верхом; колоколов на ней было шесть. Около церкви и приделов были устроены в четырех местах паперти, или крыльца со стенами на столбах. При приделах были ризничная и казенная палатки, хлебная и келарная. Иконостас главного храма был в 4 статьи, или яруса, т.е. с праздниками, Апостолами, Пророками и Праотцами. Местных икон было в нем 4: на правой стороне от царских дверей иконы Вознесения Господня и Воскресения Христова, с изображенным тут же внизу и сошествием в ад; — на левой стороне иконы Знамения Божией Матери и Покров. В приделах иконостасы состояли из двух статей: праздников и Апостолов.

В конце ХVIII столетия главный храм монастыря имел пять глав, колокольня украшалась высоким шпилем. Церковь, приделы и колокольня покрыты были железом; главы на церкви и приделах, также и верх и шпиль колокольни, обиты были белой жестью; на колокольне было уже 8 колоколов; большой был в 103 пуда.

За сим приступлено было к возобновлению главного храма в честь Вознесения Господня. В 1870 году составлен чертеж иконостаса для храма Вознесения Господня и в апреле 1871 года испрошено и получено разрешение устроить по оному чертежу помянутый иконостас. Резьбу и позолоту этого иконостаса производил осташковский резчик Терентий Евгеньевич Глазухин, а иконы верхних ярусов писал Николай Иванович Бабин. По контракту иконостас должно было закончить и поставить на место к 20 июля, 1872 года.

В 1887 году начата перестройка по новому плану в обширнейших размерах теплой монастырской церкви с престолами — на правой стороне в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, на левой — в честь Знамения Божией Матери и над западным входом её колокольни. Перестройка началась и производилась так: теплая церковь монастыря, которую предполагалось перестроить, действительно представляла значительные неудобства по своему старому и не соответствовавшему современным потребностям устройству и, со времени пожара 1868 года, не имела надлежащей прочности. Неудобства заключались в малых размерах длины, ширины и вышины церкви, от чего в зимнее время в большие праздники, при многочисленном стечении народа, происходила необыкновенная теснота, жар и духота; кроме того в ней не было хоров, как в церквах других хорошо устроенных женских монастырёй, для стояния во время богослужения монахиням отдельно от народа. Предположено было теплую церковь и колокольню разобрать и на месте их построить новую церковь с двумя престолами в прежнее наименование в обширнейших против прежнего размерах и с хорами на западной стороне для стояния во время Богослужения монахиням и новую колокольню; перестройку предполагалось производить хозяйственным способом. В январь 1887 года заготовлено было прошение к Высокопреосвященнейшему Савве о разрешении начать перестройку. Разрешение на перестройку последовало 12 февраля того же года.

Постройка церкви, с наступлением весны 1888 года, опять пошла своим чередом: сделаны были к 30-му июня карнизы и своды, к осени покрыта железом крыша, зимой устроена духовая печь, построена колокольня.

И вот работы по перестройке церкви и по внутренней отделке её, в январе месяце 1890 года окончились и 2 февраля этого года, по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Саввы, совершено освящение правого придела церкви во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи настоятелем Ниловой Пустыни о. архимандритом Арсением с игуменом Осташковского Житенного монастыря Алексием и несколькими лицами Осташковского духовенства, при громадном стечении народа городского и уездного.

На 25 мая 1890 года назначено было освящение левого придела перестроенной церкви во имя Знамения Божией Матери, которое должен был совершить сам Высокопреосвященный Савва.

Стиль архитектуры новопостроенной теплой монастырской церкви смешанный, но очень красивый. Церковь и внутри и снаружи имеет очень благолепный вид: внутри много красоты придают ей опирающиеся на средних столбах, украшенных по углам колоннами, стрельчатые своды; снаружи очень хороший вид имеют средние с южной и северной сторон выступы с красивыми карнизами. Решетки в окнах и двери столярные очень нарядных рисунков. Колокольня тоже красивой архитектуры оканчивается пирамидальным шпилем, обитым белой жестью в шашку. Внутри церкви на западной стороне и по ту и по другую сторону западного входа устроены помещения для ризницы и библиотеки, а над ними хоры для стояния монахиням во время Богослужения отдельно от народа.

Собор Вознесения (Осташков)

В 1890 году закончена постройка теплой церкви и колокольни, проведено освящение. Переделан холодный собор по новому плану. Испрошено разрешение и заготовлены материалы на пристройку при холодном соборе двух новых приделов, с правой стороны в честь Перенесения Нерукотворного Образа Господня, с левой во имя "Всех Святых".

К 1893 году закончена внутренняя отделка новых приделов при холодном храме и проведено их освящение.

После революции 1917 года Знаменская обитель разделила участь многих монастырей России. Ее закрыли в 1928 году. Здесь образовался «рабочий городок», позже открылась швейная фабрика. В зимней части храма находился зерносклад, святые мощи преп. Нила Столобенского находились здесь в поругании и попрании, а затем перемещены в летнюю часть храма, где разместилась экспозиция краеведческого музея. За период военного времени изменений в храме не было. По ходатайству верующих, 30 марта 1947 года власти открыли зимнюю часть храма для совершения богослужений и передали туда се. мощи преподобного Нила. А после передачи верующим всего храма, его отремонтировали и заново расписали с высоким художественным мастерством осташковские, тверские и московские иконописцы. Для мощей преподобного Нила была устроена вызолоченная рака и сень, в которой они находились до 9 июля 1995 года. В июле 1995 г. были торжественно перенесены Священным Синодом во главе с Патриархом Алексием во вновь открывшийся монастырь Нилова пустынь. А в Знаменском соборе оставили частицы св. мощей Преподобного.

С открытия храма в 1947 году служба Божия в нем не прекращается и до сего времени.