Паломничество по Святой Земле в конце XX века

Материал из Азбука паломники
Версия от 19:04, 28 мая 2020; Natalia (обсуждение | вклад) (Новая страница: «<big>Нина Торопцева, Альманах "Альфа и Омега"</big> 23 ИЮЛЯ, 2012 '''''День третий. 12 сентября. Четв...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Нина Торопцева, Альманах "Альфа и Омега"

23 ИЮЛЯ, 2012

День третий. 12 сентября. Четверг.

В полночь началась Литургия на Гробе Господнем. Владыка Евгений служил с греческим епископом. Когда мы шли вслед за Святым Евангелием вокруг кувуклии, то мысленно будто шли за Христом на Его проповедь. Матушки Горненской обители удивительно пели, как поют только в монастырях: с верой, надеждой, любовью. Мы все причащались… После Литургии греческий епископ пригласил владыку Евгения и нас в ризницу, где хранится частичка Животворящего Креста Господня в золотом ковчежце. Мы его касались!.. А вдоль стен ризницы стояли стеллажи с мощами святых угодников Божиих. Успела прочитать: святые праведные Захарий и Елисавета. Молите Бога о нас.

В четвертом часу ночи возвращались мы по пустынному Иерусалиму в Миссию. А в девять часов утра архимандрит Никита привез нас на вершину горы Елеон. Гора Елеонская, или Масличная. Господь часто посещал эти места и любил там уединяться в ночное время для молитвы, о чем свидетельствует евангелист Лука: И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его (Лк 22:39). Елеон имеет три вершины: южная называется Горою соблазна оттого, что там во время заблуждений Соломона совершались языческие жертвоприношения, северная вершина Елеона носит название Малой Галилеи оттого, что во время Спасителя на ней было малое подворье галилеян, там они останавливались, приходя в Иерусалим на праздники, третья вершина — восточная и самая высокая — это Гора Вознесения.

Гора Елеонская драгоценна для нас, христиан: с нее Господь наш Иисус Христос с пречистою Своею плотию вознесся во славе на небо и сел одесную Бога Отца. И вывел их (то есть учеников) вон (то есть из Иерусалима) из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50–51).

После Вознесения Господня ученикам явились два ангела и сказали, что Господь так же придет на землю, как они видят Его возносящимся на небо.

Историк Кварезлий свидетельствует, что в самых древних рукописях Деяний Апостольских гора Елеонская названа горою “трех светов”, так как она освещалась лучами восходящего и заходящего солнца, ночью — огнями Соломонова храма: изыдет Господь <…> и станут нозе Его в день он на горе Елеонстей, яже есть прямо Иерусалиму на восток (Зах 14:3–4). Когда мы там стояли на смотровой площадке (это на высоте 351 м над уровнем моря), глядя на панораму Святого Града (а именно эту панораму можно видеть на всех открытках и заставках Иерусалима) под безоблачным голубым небом, под лучами палестинского солнца, отражающимися от золота купола мечети Омара, то все двадцать веков, прошедших от событий земной жизни Христа, воспринимались как одно мгновение.

Писатель IV века блаженный Иероним упоминает, что в древние времена гора Елеонская была наполнена отшельниками, которые селились в ее пещерах и расщелинах. В IV веке на середине вершины Вознесения, на том самом месте, с которого вознесся Господь, воздвигнут был святой царицей Еленой великолепный храм, следы которого видны и поныне. Судя по остаткам фундамента, храм был круглым, в диаметре около 50 шагов, самый верх купола сведен не был, как об этом пишет блаженный Иероним, так как утвердилось в те времена мнение, что никогда нельзя свести купола на том месте, где вознесся Спаситель мира. Теперь на месте бывшего храма, на самом месте Вознесения стоит турецкая молельня: восьмиугольное здание из белого мрамора. Среди этой молельни на полу в обрамлении лежит священный камень, с которого Господь вознесся, оставив на нем след Своих Божественных стоп. В настоящее время сохранился там след лишь одной стопы. Камень со следом второй стопы Спасителя перенесен мусульманами в мечеть Омара.

К стенам, которыми обнесено место Вознесения Христа, прислонено несколько открытых каменных престолов, на которых христиане разных исповеданий ежегодно в день Вознесения и в Лазареву субботу совершают богослужение во временно устраиваемых церквах.

На место Вознесения Господня мы поставили свечи, преклонив колени, пели тропарь Вознесения, кондак, величание, стихиры. Слова молитвы лились из сердца ввысь в открытые окошки. На решетке одного из окон сидел серенький воробей. Стопа Спасителя мира направлена в сторону севера; как говорят, Христос возносился лицом к России.

Близко от вершины Вознесения находится женский монастырь, принадлежащий Русской Православной Церкви Заграницей. На территории этого монастыря находится колокольня, называемая “русской свечой” (ее мы видели с горы Сион). Высота этой колокольни около 60 метров. С нее, как говорят, открывается вид от Яффы и Средиземного моря до Иордана и Мертвого моря. Но привратник не пустил нас на территорию монастыря, сказав, что нет начальника. В этом монастыре находится большой храм Вознесения Христова, построенный начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонином. Освящен храм 7 июня 1886 года.

На Елеонской горе Господь заповедал Своим ученикам пасти стадо Его, сказав им: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28:19–20). Сейчас почти вся гора застроена домами, магазинами и среди суеты этого мира мы стали спускаться, посещая другие памятные места святой горы. С южной стороны Горы Вознесения находится пещера преподобной Пелагеи Антиохийской, где она провела десять лет в суровых подвигах.

На территории резиденции Патриарха Иерусалимского Диодора (это совсем рядом с вершиной Вознесения) сопровождающая нас матушка Георгия показала нам то место, где Пресвятая Богородица получила благовестие от Архангела Гавриила, вручившего Ей пальмовую ветвь и возвестившего, что по воле Божией через три дня последует Ее преславное переселение на небо (это называется вторым Благовещением). После этой вести Матерь Божия поспешила на гору Сион в дом Иоанна Богослова, где и произошло Ее славное Успение. Сейчас на месте второго Благовещения находится небольшая часовня, а возле ее стены снаружи мы увидели надгробие на могиле иеромонаха Серафима, который в 1920 году привез в Иерусалим мощи святых преподобномученицы Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Рядом с иеромонахом Серафимом похоронена монахиня Сергия, иконописец; ее иконы находятся в этой часовне.

На территории резиденции мы, подкрепившись рожками с дерева блудного сына, остановились возле места, на котором Христос говорил Своим ученикам о разорении храма Иерусалимского, о лжепророках, которые многих прельстят, и о последующих бедствиях народных (Мк 13:3–37).

Продолжая спускаться, на середине горы мы увидели развалины мечети, окруженной масличными деревьями. Это место знаменательно тем, что Господь в день Своего торжественного въезда в Иерусалим, сопровождаемый множеством народа, восклицавшим: “Осанна сыну Давидову”, смотрел с этого места на город и, зная о его будущем, плакал о нем и говорил: ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк 19:43–44). Это страшное предсказание исполнилось с поразительной точностью.

А мы, спускаясь с горы, пришли на место, называемое Отче наш. Паломник XII века игумен Даниил свидетельствует, что здесь во время его посещения была церковь, под алтарем которой находилась большая пещера, в которой Спаситель учил апостолов молитве Отче наш. Сейчас это что-то вроде огороженного сада, на стенах которого висят доски с текстом Господней молитвы на 47 языках народов мира. Нашли мы справа в углу и текст на славянском языке.

В 1870 году паломникам показывали на Елеонской горе белый камень, на котором, по преданию, иногда отдыхала Божия Матерь. Она нередко посещала Елеон и любила эту гору, где все напоминало Ей о Божественном Сыне. Отсюда Она смотрела, как иудеи побили камнями святого первомученика Стефана и Своей молитвой и присутствием воодушевляла его к терпению. Где сейчас этот камень?

Мы же увидели другой камень, на котором, по преданию, стоял апостол Фома, когда Богоматерь, явившись на воздухе, даровала ему Свой пояс и он, упав на камень, оставил на нем следы. Мы касались этого камня как раз накануне праздника, установленного в память этого события! Рядом с камнем стояло здание, принадлежащее монастырю Русской Православной Церкви Заграницей. Из таблички на здании мы узнали, что этому дому сегодня исполнилось сто лет. Монастырь расположен на западном склоне Елеонской горы. В 80-х годах прошлого столетия здесь был построен великолепный пятиглавый русский храм в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. Храм этот и сейчас называют жемчужиной Иерусалима. Построен он великими князьями Сергеем и Павлом Александровичами в память о почившей их матери императрице Марии Александровне. Храм был торжественно освящен 1 октября 1888 г. Патриархом Никодимом в присутствии великих князей Сергея и Павла Александровичей и великой княгини Елизаветы Федоровны. Теперь мощи святой мученицы Елизаветы покоятся в этом храме, совершив путь из далекого Алапаевска через Иркутск, Пекин, Шанхай и Суэц. 15 января 1920 года тела обеих святых мучениц, Елизаветы и сестры ее во Христе инокини Варвары, неразлучных до конца страдалиц, были торжественно встречены в Иерусалиме английскими властями, греческим и русским духовенством, местными жителями. Через день состоялось их погребение, совершенное предстоятелем Сионской церкви Блаженнейшим Патриархом Дамианом.

Стены храма расписаны В. В. Верещагиным, известным русским живописцем-баталистом, на темы явления Иисуса Христа Марии Магдалине: слева — встреча Марии Магдалины с Христом до ее исцеления, справа — встреча ее с Христом после Его Воскресения, над царскими вратами — Мария Магдалина вручает римскому императору Тиверию красное яичко. Несмотря на противоречия и сложности в отношениях между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей, нас в храме тепло встретили монахини этого монастыря; правда, игуменья была занята и не нашла времени, чтобы получить благословение архиепископа Евгения. Потом нас проводили на монастырское кладбище, где мы нашли могилу Симанской, дальней родственницы Патриарха Алексия I. Владыка Евгений совершил панихиду.

Выйдя из ворот монастыря, мы попали в Гефсиманию.

Гефсимания — это подошва горы Елеонской. Здесь растут масличные деревья. Негустая, но заметная рощица таких деревьев, оставшихся до наших дней, расположена вверху по откосу горы на юго-восток. Это тот Евангельский вертоград, тот сад Гефсиманский, где Господь, приходя в Иерусалим на праздник Пасхи, любил уединяться со Своими учениками и для молитвы, и для отдыха. Сюда пришел Христос с учениками и в ночь перед Своими страданиями, здесь скорбел и молился до кровавого пота. На месте моления Христа в древности была церковь. Сейчас здесь стоит католический храм, украшенный великолепно выполненным витражом на тему “Моление о чаше”. А внизу перед алтарем лежит большой камень с жилками красноватого или кровавого цвета, как бы в память совершенного тут подвига, во время которого капли пота Спасителя были как капли крови. Здесь же Иуда предал целованием Сына Божия. До настоящего времени сохранилось несколько маслин — остаток вертограда, современника страданий Христа. Небольшой этот вертоград обнесен каменной стеной, в которой показывают нагорный выступ, на котором спали отягченные сном святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн во время предсмертного молитвенного подвига Спасителя мира. А там, где оставались прочие Апостолы, находится пещера, принадлежащая теперь католикам.

По преданию, территория от Гефсиманских ворот, включая Гефсиманский вертоград, принадлежала святым Иоакиму и Анне, родителям Божией Матери, и Христос приходил в этот сад как бы к дедушке с бабушкой. Сохранились развалины церкви Богоотец Иоакима и Анны, бывшей на месте их дома. В этом доме, по тому же преданию, родилась их преблагословенная Дочь. Сейчас здесь находится католический храм.

У самого же подножия горы Елеонской укрывается погребальная пещера Богоматери. Вход украшен готическим фронтоном. Спускаемся в эту пещеру на пятнадцать ступенек. Справа в углублении находятся два престола, устроенные над гробницей родителей святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, а напротив слева, в углублении же, престол над гробницей святого праведного Иосифа Обручника. Помолясь перед мощами праведников и приложившись к ним, по тридцати трем широким ступенькам идем еще ниже и с трепетом и благоговением попадаем в храм Пресвятой Богородицы, где находится Ее святой Гроб. Когда-то здесь были великолепная церковь и монастырь в честь Успения Богоматери. Сейчас место принадлежит православным грекам, а слева от лестницы внизу находится престол армян.

Картина открылась дивная: по всему своду обширной галереи висят гирлянды лампад золотых и серебряных, повешенных во все стороны. Посредине галереи — каменная пещера в виде небольшой часовни, и сквозь небольшое отверстие из нее виден свет от горящих лампад — это Гробница Пресвятой Богородицы, высеченная в природной скале, как и Гроб Спасителя. Гроб Божией Матери покрыт белой мраморной плитой с синими жилками. На нем, как и на Гробе Господнем, совершается Божественная Литургия. Святой Гроб служит престолом.

С южной стороны гробовой пещеры отведено особое место для молитвы мусульман, которые чтут Пресвятую Богородицу. В день празднования Успения Владычицы мира до революции совершалось соборное торжественное богослужение: плащаница с изображенным на ней ликом Пресвятой Девы переносилась сюда из Гефсиманского подворья через Сион, следуя тем путем, которым несено было в Гефсиманию для погребения тело Богоматери; над плащаницей совершалось пение семнадцатой кафизмы на греческом и арабском языках.

Выйдя из погребальной пещеры Божией Матери, мы увидели спуск в долину Иосафатову, направо и налево расположено кладбище мусульман. Здесь же неподалеку развалины бывшего дома Ирода и дома Симона фарисея, где грешница умастила ноги Спасителя (Лк 7:36–50). И мы продолжали идти. Остались сзади гора Елеонская, иссохшее русло потока Кедронского. Слева — храм святого первомученика Стефана. Он построен на месте, где его побили камнями, и здесь же стоял юноша Савл (апостол Павел), который стерег одежды убийц святого Стефана. Храм принадлежит католикам, он был в тот момент закрыт.

Мы вошли через Стефановы ворота в старый Иерусалим; через них святого Стефана выводили из Иерусалима на место убийства. За воротами находится упоминаемая в Евангелии Овчая купель. Очевидно, она так называлась потому, что в ней обмывали овец и других животных перед тем, как принести их в жертву. Водоем этот был вырыт по повелению царя Соломона. Храм Соломона расположен близко. Сюда в известное время сходил Ангел Господень и возмущал воду, а кто первый по возмущении воды входил в купель, тот получал совершенное исцеление от всех болезней, какими бы недугами одержим он ни был. Сейчас, чтобы попасть в купель, надо спуститься метров на двадцать по ступеням. Здесь особенно ясно виден так называемый “культурный слой”. Вода в купели тоже носит на себе следы цивилизации: кроме мусора, на поверхности плавал слой нефтепродуктов с их характерным запахом и цветом.

Поднявшись из Овчей купели, мы подошли к местам страданий Господа нашего Иисуса Христа. Слева от ворот Гефсиманских находится место бичевания. Сейчас это место принадлежит католикам. Они обновили построенную в древности еще святой царицею Еленой церковь. С улицы входим на небольшой вымощенный двор. Внутри церковь продолговатая и невысокая, со сводами. Под открытым алтарем на мраморном помосте видно место, обведенное черным кругом; это — место бичевания, место, обагренное Божественной Кровью Искупителя мира. Само здание состоит из двух частей; над входом в одну часть в длину всей стены надпись на латыни из Евангелия: Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его (Ин 19:1). Над входом в другую часть церковного здания такая же надпись из Евангелия: И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин 19:2). Внутри этого здания нам показали комнату, в которой Спаситель был предан поруганию воинов и черни.

Пройдя мимо места бичевания вверх по этой же улице около ста пятидесяти шагов, видим перекинутую через улицу арку, которая соединяла дворец Пилата с другим зданием. По преданию, эта арка находится на том самом месте, на которое Пилат вывел Божественного Страдальца, облитого кровью, в багрянице поругания и терновом венце и, показав народу, сказал: се, Человек (Ин 19:5).

В древние времена на этой арке существовала надпись “се, Человек” и другая: “Возьми, возьми, распни Его”. Теперь этих надписей нет. Налево под аркой показывают углубление в стене: здесь стояла Божия Матерь, ожидая окончания суда Пилата. Суд происходил в доме Пилата, который сейчас принадлежит туркам. Как говорит святое Евангелие: на лифостротоне, то есть на высоком мраморном крыльце у входа в преторию, воссел Пилат судить Судию живых и мертвых. Теперь нет и следов лифостротона, время уничтожило все временное.

По лабиринту подземных переходов внутри здания мы прошли в ту комнату, где происходил суд над Верховным Судией. От того страшного времени сохранились каменные плиты, на которых видны до сих пор начертания игр воинов, стерегущих Христа и ругающихся над Ним. На стене — современная мозаика: на золотом фоне Христос несет Крест…

Из глубины подземелья, из глубины веков мы поднялись к той же арке. Отсюда начинается улица Via dolorosa — Крестный Путь Христа. Отойдя от арки сто шагов, на повороте улицы налево останавливаемся у мраморной колонны — места первого падения Господа, изнемогшего от истязаний и тяжести Креста. В этом месте из дома Пилата выходил переулок. Предание повествует, что Богоматерь, видя неправедное осуждение Невиновного, хотела просить милости у Пилата, но бесчеловечные воины грубо оттолкнули Ее, и Она, желая еще увидеть Сына Своего, устремилась по этому переулку. Кто изобразит чувства Матери при виде окровавленного и истерзанного Божественного Сына Ее? На этом месте раньше существовала церковь, построенная святой царицей Еленой. Вот улица поворачивает вправо и идет мимо расписанного узорами дома евангельского богача. Здесь была встреча с Симоном Киринеянином, который далее понес Крест Спасителя мира (Лк 23:26). Место это обозначено углубленным в стене камнем другого цвета.

Идем в печали, переживая былые страшные события. Дом блаженной Вероники. Как говорит предание, она сподобилась отереть полотенцем окровавленный лик Спасителя. На месте второго падения Спасителя находится колонна и на ней огромный камень. Достигаем Судных ворот. От них видны лишь остатки — порог. Во время земной жизни Спасителя город с западной стороны оканчивался этими воротами, а Голгофа была за городскими стенами. Здесь читали приговор осужденным. Так было и со Спасителем мира. На память этого события у стены ближайшего дома (сейчас это французское посольство) стоит колонна, к которой и был прибит приговор.

Пройдя несколько шагов от Судных ворот, матушка Георгия, нас сопровождающая, показала древнюю капитель, означающую то место, где Спаситель сказал, обращаясь к следовавшим за Ним с плачем женам иерусалимским, чтобы они не о Нем, а о себе плакали (Лк 23:28–31).

Дальше идти Крестным Путем нельзя — он застроен домами. В настоящее время в подворье Александра Невского ведутся раскопки, и совсем недавно там обнаружили порог, через который переходил Иисус Христос по пути на Голгофу. Мы туда пройти не смогли. Обошли дома; не доходя до храма Воскресения Христова шагов за пятнадцать, увидели третью колонну, обозначающую место третьего падения Спасителя мира. Тут Страстной Путь и кончается…

В полночь мы пришли на Голгофу. Владыка Евгений, архимандрит Никита, греческий епископ, наши батюшки служили на Голгофе Литургию…

День четвертый. 13 сентября. Пятница.

Память положения честного пояса Пресвятой Богородицы.

Всего несколько часов назад мы были в Гефсиманском саду на том самом месте, где произошло это событие… А сейчас полночь. Литургия на Голгофе. Только здесь, на Голгофе, я поняла смысл этого слова. Его не передать человеческим языком… Из глубины сердец монахинь Горненского монастыря льется пение. Даже в Пюхтицах, в Дивееве я не слышала ничего подобного. Какими мелкими и ничтожными кажутся здесь наши жизненные интересы и заботы. Перед страшным величием страданий Христа все пустое. Литургия проходит как одно мгновение. Смысл слов Господи, помилуй так значителен, что не может быть передан набором других слов. В глубоком земном поклоне перед Крестом Господа тело будто растворяется в окружающей атмосфере и сливается с вечностью…

После завтрака на автобусе вместе с семинаристами из Санкт-Петербурга мы продолжили наше путешествие по Святой Земле. Выезжаем из Иерусалима. Гора злого совещания. По преданию, здесь находился загородный дом первосвященника Каиафы, где старейшины иудейские совещались о предании в их руки Иисуса Христа. Здесь же было дерево, на котором Иуда повесился после своего предательства.

Дальше едем по равнине. Дорога застроена домами из белого кирпича, железобетона и камня. В каждом доме на окнах железные решетки неповторяющегося рисунка, железные двери — время тревожное. Впереди высоты святого пророка Ильи. Плоскость, находящаяся перед этими высотами, называется долиной Рефаимскою, что в переводе с еврейского означает “юдоль гигантов”. Это место определено в книге Иисуса Навина. Здесь была битва Саула с филистимлянами, когда Давид поразил Голиафа. Видны древние развалины. Одну из башен называют домом Симеона Богоприимца. Около дороги показали отросток дерева, под которым, по преданию, отдыхала Пресвятая Дева по пути из Вифлеема в Иерусалим, оно в большом уважении у арабов. Это Седалище, или, по-гречески, кафизма.

Около высоты святого пророка Ильи справа от дороги находится колодец, называемый колодцем трех волхвов. По преданию, звезда, приведшая волхвов в Иерусалим, здесь снова им засияла, когда они поили верблюдов, и привела их в Вифлеем. Проехали монастырь святого пророка Ильи. По одной из версий, он там жил, по другой монастырь не имеет прямого отношения к жизни пророка. Монастырь основан в начале VI века известным Патриархом Иерусалимским Илиею. С тех пор он несколько раз разрушался, какой-то период был пустым, даже в руках мусульман, которые разместили здесь свою мечеть. В XV веке его восстановили грузины и лишь в XIX веке воссоздали греки. В некогда богатой церкви находится гробница Вифлеемского митрополита Илии.

А мы проезжаем селение Бет-Джала. В этом селении стоит белое здание, покрывающее собою гробницу Рахили, жены патриарха Иакова[1]. В книге Бытия сказано, что умерла Рахиль и погребли ее на пути в Вифлеем. И поставил Иаков столб на гробе ее. Происходило это за 1800 лет до Рождества Христова.

Была пятница — день, почитаемый мусульманами. Толпы их шли после молитвы и, чтобы не нарушать их праздника, мы поехали дальше.

Арабское селение Рама. Оно расположено близко от той деревни Рамы, где было избиение младенцев Иродом, надеявшимся в числе этих младенцев умертвить и Богомладенца Иисуса. Об этом в Священном Писании упоминается в разрывающих сердце словах: глас в Раме слышан, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф 2:18).

Слева от дороги возвышается гора Давидова, здесь был его дом.

Через десять минут езды мы в Вифлееме. Сначала мы видим высокие стены монастыря, под которыми останавливается наш автобус и размещается между другими, также доставившими паломников конца XX века. Над этим местом когда-то остановилась звезда, приведшая волхвов для поклонения родившемуся Владыке Вселенной (см. Мф 2:1–11).

Вифлеемский храм, строительство которого начато царицею Еленой, а закончено при Иустиниане, внешне не производит впечатления величия. С восточной стороны площади через узкий вход, похожий больше на калитку, попадаем в длинную галерею, уставленную четырьмя рядами колоссальных колонн из порфирового мрамора. Узкий вход сделан специально как защита от возможного нападения и осквернения святого места въездом на лошади или верблюде. Нам рассказали, что когда сарацины, желая уничтожить это место, вошли в храм, то из одной колонны вылетел рой пчел и напал на вероломных людей. Студенты показали нам отверстия в колонне, откуда пчелы вылетели. Когда семинаристы засовывали туда пальцы, те складывались в жест благословения священника. Площадка, с которой мы вошли в низкую дверь, в древних христианских храмах называлась атриум. Закрытая часть храма с колоннами — базилика от входной двери отделяется притвором, или нартексом. Сюда удалялись оглашенные, когда начиналась Литургия верных.

Храм этот принадлежит грекам. Он один из самых больших в Палестине и древнейших, дошедших до наших дней без изменения. Дополнения, сделанные императором Иустинианом, а еще позже в XII веке византийскими императорами, касались больше внутренних украшений. Главный алтарь устроен над самым вертепом Рождества Христова. С обеих сторон алтаря по пятнадцати мраморным ступеням есть спуск в подземную церковь, или в “вертеп Рождества”. Он представляет собой природную скалу, обложенную мрамором. Длина вертепа составляет около 13 метров, ширина и высота — около трех метров. Таинственный мрак этого святилища располагает к сердечному умилению. Место Рождества Спасителя обозначено большой серебряной позолоченной звездой, вокруг которой — надпись на латыни: “Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос. 1717 г.”. Священное место это находится в полукруглой нише. Мраморная доска над звездой служит престолом, на котором совершается Божественная Литургия. Помост вертепа, имеющий также вид полукруга, увешан богатыми лампадами, принадлежащими грекам, армянам, католикам.

Нельзя ни с чем сравнить те ощущения, которые переживали мы, находясь в этой небольшой пещере, когда вместе со студентами пели тропарь, кондак, величание, стихиры, ирмосы на Рождество Христово.

В нескольких шагах от места Рождества Христова справа есть другая пещера, расположенная тремя ступенями ниже — там были ясли, в которых покоился повитый Богомладенец Иисус. Здесь же было и поклонение пастырей и волхвов. Предание говорит, что эти волхвы впоследствии были крещены святым апостолом Фомою и проповедовали в своих странах имя Христово. На месте яслей и поклонения волхвов устроены католические престолы. Святые ясли, в которых покоился Христос, унесены католиками в Рим. К вертепу Рождества прилегают другие пещеры: Святого Иосифа Обручника, где ему явился Ангел во сне и повелел бежать с Младенцем Иисусом в Египет. Се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (Мф 2:13). Там теперь католический престол во имя этого Святого. Далее престол во имя святых младенцев-мучеников, убитых Иродом. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2:16). За железной решеткой мы видели их святые останки.

Если подняться вверх направо, то можно попасть в католическую церковь святой Екатерины, а влево — по узкому коридору мимо гробницы Евсевия, аббата Крещенского, ученика блаженного Иеронима (скончался в 420 г.) и его святых учениц Павлы и дочери ее Евстохии. Рядом находится пещера, в которой Иероним в V веке переводил Ветхий Завет на латинский язык сначала с греческого, а потом с еврейского.

В священном вертепе над местом Рождества Христова совершается греческая Литургия, а потом армянская. По сторонам главного алтаря находятся еще два престола: один посвящен обрезанию Господню, а другой — трем волхвам.

Стены базилики когда-то блистали превосходными мозаичными изображениями христианских праздников и отдельных святых, но большинство этих изображений в настоящее время утрачено. Более или менее удовлетворительно сохранились в трансепте мозаики: Божия Матерь с Ангелом, Иоанн Предтеча, Иоанн Златоуст, вход Господень в Иерусалим и осязание святого апостола Фомы. В нефах уцелело шесть Ангелов. По сохранившейся надписи мозаика эта относится ко времени между 1162–1173 годами и сделана по заданию императора Мануила Комнина неким художником Ефремом. Еще меньше сохранились фрески, которыми были украшены колонны и стены нефов базилики. С трудом можно различить на колоннах несколько полустертых ликов Преподобных отцов.

Помост раньше был мраморным, но мусульмане забрали мрамор для мечети Омара и дворца калифов в Каире.

Справа между двумя рядами колонн стоит древняя восьмиугольная христианская купель из мрамора. В древнее время она была сосудохранительницей. Вифлеем в большом уважении у магометан. Рядом с храмом Рождества Христова расположена их мечеть, башня которой не уступает по высоте башне Евсевия. Эта колокольня устроена на средства русских паломников, звон ее “во вся тяжкая” возвещает богомольцам, что к богослужению шествует сам Патриарх Священного Града. Мы поднимались на колокольню и любовались открывшейся панорамой земли вифлеемской. На востоке простирается “долина пастырей”, усаженная масличными, финиковыми и другими плодовыми деревьями. На ней когда-то паслись стада патриарха Иакова и здесь пастыри видели и слышали явление и славословие Ангелов, возвестивших о Рождестве Спасителя мира. На этом месте (Бет-Сахур ‘селение пастушков’) когда-то стоял большой надземный христианский храм. Сейчас от него видны лишь остатки колонн, капителей, места для престола и засоренная глубокая емкость для воды. Православный же храм представляет собой темную пещеру, в которую ведет 21 ступенька. Только сохранившиеся на полу остатки древней мозаики свидетельствуют о том, что когда-то это было почитаемое место и видело оно некогда лучшие времена и обращало на себя больше внимания Иерусалимской Патриархии и православных паломников. В западной части этой пещеры указывают и место явления Ангелов вифлеемским пастухам.

Вифлеем — родина царя Давида и апостола Матфея. Предание говорит, что там, где родился Иисус Христос, был дом Иессея, отца Давида. В переводе Вифлеем означает “дом хлеба”, так как здесь явился хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин 6:51).

Вифлеем населялся от потомства Салимона; его называли Ефрафа, то есть Плодоносный.

На праздник Рождества Христова приезжает в Вифлеем Патриарх с собором духовенства. У монастыря святого пророка Ильи их встречают жители Вифлеема и с крестным ходом они торжественно идут в Вифлеем, где и совершается богослужение. А мы поехали дальше, в Хеврон, который расположен от Вифлеема на расстоянии двенадцати километров.

Хеврон — один из древнейших городов Обетованной Земли, он расположен на юг от Иерусалима. Дорога к Хеврону идет через дикие, хотя и невысокие горы. Местные жители называют его Эль-Халиль, то есть Любимец Бога. Живут здесь турки, арабы, евреи. Город этот долго был местом жительства патриарха Авраама и его потомков. Когда израильтяне прибыли в землю Ханаанскую, Хеврон был завоеван Халевом у исполинов. Давид, владея одним коленом Иудиным в продолжение семи с половиной лет, сделал Хеврон своей столицей. До сих пор сохранились две стены, их называют остатками дома Авраама. По преданию, на месте дома Авраама, где был погребен и он, и его жена Сарра, и внук Иаков, царь Константин построил церковь; сохранившиеся стены и принадлежат, вероятнее всего, этой церкви. Предание это согласуется с библейским сказанием о том, что погребальная пещера Авраама была в поле, а не в Хевроне, который уже тогда существовал (Быт 25:9–10). Очевидно, под развалинами храма, построенного Константином, находится пещера Махпела, которую Авраам купил для погребения Сарры. В Хевроне есть большая обращенная из церкви мечеть; под этой мечетью находится пещера, которую мусульмане ошибочно называют Махпелой. В этой пещере погребены потомки Сима, члены рода Авраамова: Исаак, Ревекка, Лия, Исав и дети его. По преданию, здесь Господь сотворил Адама. Здесь погребен Авель. Мы не попали в эту мечеть, так как была пятница и мусульмане собрались там для молитвы.

Рядом с Хевроном в долине, называемой Мамврийскою по имени Мамвры, родоначальника обитавшего там племени, находится знаменитый дуб Мамврийский, драгоценная святыня, которая находится во владении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Эта земля была приобретена еще в 1890 году архимандритом Антонином. Мусульмане были так огорчены этим, что от злобы хотели сжечь дуб. Погубить его им не удалось, но с тех пор он очень повредился и часть его засохла. Он был единственным дубом во всей стране и назывался дубом высоким (Быт 12:6). Это дерево промыслом Божиим хранимо с древних времен. Здесь в первый раз явился Аврааму Сам Бог в таинственном видении и сказал: Семени твоему дам землю сию. В ознаменование этого явления Авраам создал жертвенник Богу небесному возле этого дуба. Он был первым жертвенником истинному Богу во всей Палестине. Аврааму было 75 лет, когда он в первый раз остановился перед дубом. Известно, что дубы палестинские растут очень медленно, наверное, ему тогда было несколько сот лет. А может быть, он первым зазеленел на опустошенной потопом земле. Этому дубу около пяти тысяч лет!

Под этим дубом родились, жили и умерли потомки Исаака и Иакова. Здесь была колыбель еврейского народа, теперь многомиллионного и рассеянного по всем странам мира. И Богоотец Давид во время семилетнего царствования в Хевроне часто приходил на место мирной жизни своих праотцев и под тенью этого дерева спокойно отдыхал, забывая свои неприятности и огорчения и утешаясь своими Боговдохновенными псалмами, большую часть которых он здесь и написал.

Некогда исполинских размеров, сейчас дуб бережно сохраняется единственным хранителем этого места архимандритом Георгием. Зеленой осталась лишь одна ветка. Листочки маленькие, а желуди круглые, совсем не похожи на желуди европейских дубов. Вид этой священной древности внушает чувство благоговения. Под дубом мамврийским была куща патриарха Авраама, в которой он сподобился принять Трех странников (Быт 18). Здесь Господь возвестил Аврааму о рождении у него сына Исаака и о будущей славе его народа. В 1906 году русские построили рядом с дубом храм в честь святых Праотцев. Теперь здесь остался один русский человек, отец Георгий. В 1941 году он попал в плен, прошел все мытарства (его слова) и очутился по милости Божией у дуба. Он приготовил себе в маленькой часовне место для вечного упокоения рядом со своим другом, с которым расстался на земле совсем недавно. Владыка Евгений отслужил вместе с семинаристами панихиду. А с какой любовью отец Георгий нас всех принял! Наверное, никогда еще после революции здесь не было сразу столько русских, не звучало такое мощное русское пение… Жить здесь в настоящее время опасно. Война кругом.

День пятый. 14 сентября. Суббота.

Когда мы были на Кипре, то в храме святого Лазаря прикладывались к частице его мощей, к гробнице. В этом храме праведный Лазарь служил епископом в течение тридцати лет после своего воскресения Господом в Вифании. И вот мы едем в Вифанию. Сейчас Вифания расположена в черте города Иерусалима, в арабском районе, именуемом Эль-Лазарие. Во время, описываемое в Евангелии, все это место было великолепным садом, снабжавшим Иерусалим различными плодами. Тогда росло здесь много пальмовых деревьев (от них сейчас не осталось и следа), поэтому и место называлось Вифания, что в переводе с еврейского значит “дом фиников”.

Иисус Христос часто уходил из шумного Иерусалима для уединенной молитвы на гору Елеонскую, в Вифанию, где жили Его друзья — Лазарь с сестрами Марией и Марфой. С ними Христос часто беседовал.

Дорога из Иерусалима в Вифанию (расстояние между ними составляет три километра) идет мимо Гефсиманского сада, а у подножия Елеона поднимается на Гору соблазна и по скату горы следует до Вифании. По пути было селение Виффагия, упоминаемое в Евангелии (Мф 21:1), расположенное по соседству с селением Силоамским и некогда принадлежавшее левитам. На лугах Виффагии паслись овцы, предназначенные для жертвоприношения. С этого места предвечный Агнец Божий совершил Свой царский вход в Иерусалим при криках народа: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф 21:9).

На середине пути в Вифанию нам показали место, где находился дом Симона прокаженного.

На месте, где был дом Лазаря, святой царицей Еленой была построена церковь и в настоящее время здесь храм греческого женского монастыря. В монастыре десять монахинь. У могилы новопреставленного архимандрита Феодосия (свою гробницу возле стены храма он приготовил сам) владыка Евгений отслужил панихиду. Матушки угостили нас горячим молоком, и вот мы возле главной святыни Вифании — гроба праведного Лазаря. Он расположен на правой стороне Иерихонской дороги. По обычаю иудеев, гробы высекали в скалах, а так как Лазарь был человек богатый, то для него высечена была особая пещера. По 25 ступенькам спускаемся в подземелье, в углу которого из камней сделан престол, здесь служат Литургию. Из этого подземелья через узкое отверстие по ступеням сходим в небольшую пещеру; там слева и находится гроб, где был погребен Лазарь. Владыка Евгений прочитал Евангелие (Ин 11:1–44), мы пропели тропарь, стихиру. Постояли в безмолвии…

На том месте, где Спаситель, приближаясь к Вифлеему, был встречен сначала Марфою, а потом Мариею (прежде чем подошел к гробу Лазаря), паломникам прошлого века показывали большой круглый камень, называемый камнем беседы. Где он теперь?

Кроме воскрешения Лазаря, Вифания памятна в Евангельской истории еще вечерею, устроенной для Господа перед Его страданиями: за шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним (Ин 12:1–2).

Поклонившись гробу праведного Лазаря, мы по Иерихонской дороге отправились дальше. Дорога проходит мимо развалин монастыря, построенного в память милосердного самарянина (Хси Хасрура), оказавшего истинную любовь к ближнему (Лк 10:30–35). Минуя это место, выезжаем на равнину. Здесь природа изменяется, часть равнины занята пахотной землей, часть пастбищем. Передвигающиеся стада коз и овец оживляют пейзаж. Но вот снова подъем — и с крутизны видна панорама величественной Иорданской пустыни девственной красоты. Слева от дороги — горы Иудейские, между которыми отличается исполинская Гора искушений, или Сорокадневная, прославленная 40‑днев­ным подвигом поста и молитвы Спасителя (мы будем там через несколько часов). По извивающейся серой змейкой асфальтовой дороге едем дальше. Вот развалины древнего Иерихона; теперь здесь арабское селение Риха. Дорога проложена по длинной и неровной пустыне, а за пустыней виден в дымке хребет высоких гор Аравийских. Где-то там есть гора, с которой Моисей бросил последний взгляд на Землю Обетованную. Пространство же на восток и юг от Иерихона к Иордану названо в Библии пустыней Иерихонской. Здесь был захвачен в плен скрывающийся от Навуходоносора царь Седекия. На этом месте, называемом Галгол, израильтяне воздвигли жертвенник в память чудесного прохождения через Иордан. Паломник XII века игумен Даниил видел на этом месте церковь во имя Архистратига Михаила, явившегося здесь Иисусу Навину перед взятием Иерихона. В этой церкви, пишет русский паломник, находились те 12 камней, которые были взяты со дна Иордана двенадцатью коленами Израиля. Нам рассказывала матушка Георгия, что недалеко от Галгола находятся развалины монастыря Святого Иоанна Крестителя. Предание говорит, что монастырь этот построен напротив того места Иордана, где крестился Господь. Предполагают, что израильтяне, предводимые Иисусом Навином, перешли через Иордан в Землю Обетованную в том самом месте, где впоследствии совершилось Крещение Спасителя мира. Возле Иордана пророк Божий Илья был взят огненной колесницей на небо, а пророк Елисей одеждой разделил Иордан и прошел по его дну, как по суше.

Нам, к сожалению, не пришлось побывать в том месте на Иордане, где крестился Иисус Христос. По преданию, считается, что наиболее вероятное место Крещения Господня — в получасе ходьбы от монастыря святого Иоанна Предтечи. Река Иордан здесь делает изгиб, который замедляет ее быстрое течение, и имеет берег, удобный для спуска. В Миссии сказали, что там сейчас расположилось что-то военное и для паломников место закрыто. А вот раньше присутствие на Иордане и именно в праздник Богоявления считалось важнейшим и почти обязательным для каждого истинного паломника. По воспоминаниям профессора А. А. Дмитриевского, путешествовавшего в 1906 году, путь из Иерусалима к Иордану был трудным из-за сложности дороги (шли пешком или ехали на лошадях и ослах) и из-за опасности нападений заиорданских полудиких бедуинов. В 1896 году к приезду германского императора Вильгельма II турецкое правительство построило к Иордану шоссейную дорогу. На берегу реки устраивали походный храм. Вид реки Иордан, несущей мутные волны в неподвижное Мертвое море, в это время года удивителен. Берега покрыты тамариском, плакучими ивами, олеандровым кустарником. Для глаз северян, русских паломников, зрелище непривычное, так как в России в это время трескучие морозы, все покрыто белоснежным саваном и сковано крепким льдом. В походном храме совершалась Литургия святителя Василия Великого, после чего архиерей в митре и омофоре с клириками крестным ходом отправлялись на приготовленный на Иордане деревянный помост для совершения установленного Церковью великого водоосвящения. При пении тропаря: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи… архиерей погружал святой крест в серебряный сосуд (куда заранее наливали воду из Иордана), а затем бросал его в реку Иордан, отливая туда и часть воды из сосуда. В это время желающие погружались троекратно в волны священной реки, большинство же паломников откладывало этот обряд до полного водоосвящения, когда, по преданию, и произошло Крещение Господне от Иоанна.

В 12 часов ночи в походной церкви начиналась Богоявленская утреня. Около двух часов ночи наступал торжественный момент этой великой ночи. После великого славословия митрополит и все духовенство шли к реке и погружали крест в воды Иордана. Вся река в это время переполнялась паломниками в белых смертных сорочках, которые специально для этого приготовлялись. Среди мрака южной теплой ночи вся эта картина, освещенная колеблющимся светом ярко пылающих свечей, была поразительна!.. Температура воды в Иордане в это время не ниже 10°С. Вода иорданская и особенно Богоявленская увозилась паломниками как драгоценная святыня наравне со Святым огнем и бережно хранилась всю жизнь…

Мы едем дальше. Вот остатки храма, построенного в честь Рождества Божией Матери, так как здесь в пещере глубокого ущелья молился святой праведный Иоаким. На одной из гор оставляем машины и идем пешком в ущелье, где расположен греческий монастырь преподобного Георгия Хозевита. Ежегодно 21 января, в день памяти преподобного Георгия Хозевита, всенощная совершается здесь всю ночь. Георгий Хозевит родился в VII веке на острове Кипр. После смерти родителей он отправился в Палестину на поклонение святым местам. Здесь он поступил в иноческую Хозевитскую общину (основанную еще в V веке), находившуюся между Иерусалимом и Иорданом, настоятелем которой стал впоследствии. Преподобный Георгий подавал монахам образец пощения, бдения и телесных подвигов. Пожив на земле, словно бесплотный, он мирно скончался.

Вокруг желтая мертвая пустыня — и вдруг за одним из крутых поворотов все изменяется: мы видим ущелье, по дну которого течет небольшая речка Эль-Кельт, или Хорафа. Сейчас это скорее ручеек, но в тишине ущелья слышно его журчание, удивительное после зноя пустыни с ее жаркой тишиной. По берегам растут кустарники с серо-зелеными маленькими листочками — ими питалась Мария Египетская. Наши батюшки и мы тоже попробовали: на вкус соленые. На левой стороне ущелья, как ласточкино гнездо, расположен монастырь. В храме, помолившись и пропев тропарь и кондак преподобному Георгию Хозевиту, мы увидели и узнали много интересного. Трудные условия пустыни, удаленность от населенных пунктов — все это наложило отпечаток на уклад жизни в монастыре. Мы будто попали в VIIвек, когда здесь жил преподобный Георгий. Здесь и теперь живут отшельники — в конце XX века! В стенах ущелья находится много пещер, где они и подвизаются. Хлеб и воду им поднимают в плетеных корзинах (нес­колько корзин и сейчас висят на блоках). Если еда не берется в течение нескольких дней, пещеру закрывают камнем и начертывают крест. Сколько крестов видно на стенах ущелья!..

В одной из пещер этого монастыря жил пророк Илья, скрываясь от нечестивой Иезавели (3 Цар 17:3). Нас провели в эту пещеру. Здесь же мы увидели и икону преподобного Серафима Саровского чудотворца, изображенного стоящим на камне. В Святой Земле преподобный Серафим очень почитаем.

В другой пещере мы с благоговением касались мощей 40 тысяч мучеников, пострадавших в древности.

А рядом — мощи одного из неканонизованных монахов этого монастыря, почти нашего современника, нетленные мощи!..

Потрясенные увиденным и пережитым, покидали мы уединенное ущелье, медленно поднимаясь в гору и возвращаясь снова в XX век…

Едем по асфальтовой дороге, проложенной в пустыне дальше. И вот мы у 40-дневной горы, Горы искушения. На этой горе Иисус Христос провел 40 дней и 40 ночей в посте и был искушаем от диавола (Мф 4:1–10; Лк 4:1–13). Матушка Мария остается с машиной внизу, а мы, вытянувшись по цепочке, начинаем подъем. 50 градусов по Цельсию, солнце, полдень. Скаты горы покрыты множеством пещер, ныне никем не занятых. В одной из пещер долго подвизался преподобный Савва Освященный. Во время Великого поста многие иноки из его лавры и других соседних обителей переселялись на эту гору для духовных подвигов. На середине горы находится греческий монастырь, в котором в настоящее время живут двое: грек-архимандрит и инокиня Екатерина, русская, бывшая ленинградка, 20 лет назад по милости Божией приехавшая сюда (и это во времена “железного занавеса”!). Сейчас она с акцентом говорит по-русски. Какое у нее лицо! Их осталось в монастыре двое. Как там опасно!

Помолившись в этом очень тихом храме, где громкий звук неуместен, мы продолжили свой путь на вершину горы. После подъема слова: и, поднявшись на гору, помолился приобретают особое содержание и глубину восприятия. Когда мы оказались на вершине, то некоторые из нас в буквальном смысле слова свалились в тень под стены недостроенного монастыря. Да, на вершине этой горы в 1910 году русские начали строительство монастыря. О грандиозности задуманного можно судить по сохранившимся почти за 80 лет стенам, кельям и крестообразному фундаменту храма, который расположен в центре вершины горы. Строительство было прекращено в 1914 году и, очевидно, никогда уже не возобновится.

А мы подкрепились акридами; так называют здесь маленькие желтые яблочки, которые растут на небольших кустарниках с бледно-зелеными маленькими листочками. Очевидно, ими-то и питался Иоанн Предтеча (хотя в переводе с греческого ακρίδα — кузнечик). Такие яблочки мы часто видели на Святой Земле в Горненском монастыре (матушки варят из них варенье) и на Елеонской горе.

Немного отдохнув, с крыши недостроенных келий мы увидели ни с чем не сравнимую панораму. Высота птичьего полета, а может быть, и выше. Воздух прозрачен. Такое ощущение, что окружающая атмосфера состоит не из молекул (привычное для нас ощущение в обычной жизни у нас на родине), а из более тонкой структуры. А внизу — Иордан; как голубая лента стремится он к Мертвому морю. Берега Иордана зеленые, и зеленый цвет преобладает вдали. Там некогда раздавался глас вопиющего в пустыне… (Мк 1:3).

Быстро спустившись, мы продолжили путешествие. После слепящей глаза пустыни, за окнами машины зазеленели банановые и финиковые рощи. Гроздья фиников для сохранности заботливо убраны в сетки. А изобилие бананов поражало. Вот и смоковница Закхея, на которую он влез, чтобы увидеть Иисуса Христа (Лк 19:4). К смоковнице нам не удалось подойти близко — железную решетку не открыли. На этом месте расположен греческий монастырь в честь праведного Закхея.

Великолепный храм в отличном состоянии. Иконы византийского письма, но с пометкой на них — 1969 год. Дивные иконы Марии Египетской, Тайной Вечери, преподобного Герасима Иорданского со львом. Едем дальше. Монастырь преподобного Герасима Иорданского. Преподобный Герасим был родом из Липии (Малая Азия). Около 450 года он пришел в Палестину и поселился у Иордана, где и основал этот монастырь. Правила в обители были строгие. Пять дней в неделю иноки проводили в уединении, не ели вареной пищи и не разводили огня. В субботу и воскресенье все собирались в монастырь к Божественной Литургии и причащались Святых Христовых Тайн. После полудня, взяв с собой запас хлеба, кореньев, воды и охапку ветвей финиковой пальмы для плетения корзин, пустынники возвращались в свои уединенные кельи. До самой кончины преподобному Герасиму помогал в трудах лев, который по смерти старца умер на его могиле, поэтому льва изображают на иконах у ног Преподобного. Здание в три этажа; сейчас там нет насельников, а проживает многодетная семья. Мы подъехали в тот момент, когда дети под бабушкиным руководством что-то весело отплясывали под музыку. Нас проводили в пещеру, в которой некогда останавливалось Святое семейство по пути в Египет (или из Египта). Сейчас здесь храм в честь Марии Египетской.

А наш путь дальше, к Мертвому морю. Его синяя плоская поверхность видна издали. Вид Мертвого моря печальный: с востока и запада оно окаймлено беловатыми горами, окрестности его носят на себе печать таинственности и отвержения, вокруг все мертво и уныло. Некогда одна из плодоноснейших стран ойкумены, привлекшая Лота на жительство, представляла нам одно запустение.

Мертвое море (арабское наименование Бахр-Лут) — это бессточное море, в него впадает река Иордан. Площадь поверхности моря 1050 квадратных километров, длина 176 км, ширина почти 14 км. Оно распадается на два водоема, связанных широким проливом. Находится это море в районе одной из самых глубоких депрессий суши, провал земной коры здесь, на впадине Гхор, достигает почти километра. Уровень Мертвого моря на 395 м ниже уровня Средиземного моря. Расселины до сих пор заполнены почвой, подобной пеплу. Повсюду в окрестностях развалины человеческих жилищ. Некогда здесь было 13 населенных пунктов. Знаменитые в свое время города: Содом, Гоморра, Адама и Севоим за беззакония своих жителей поглощены землею и водой.

Раскопки, проводимые с 1930 года и до сего времени по поручению Папского Библейского института в восточной части реки Иордан, которую местные жители называют Тель-Элайт-Хассул, подтверждают, что здесь были города Содом и Гоморра. Установлено, что эти города были построены в пятом тысячелетии до Р. Х. и погибли примерно в XX столетии до Р. Х., в начале бронзового века. Прошли тысячелетия, а место это, пораженное праведным гневом Божиим, осталось вечным памятником и живым укором для будущих поколений. У берегов видны лишь чахлые кустики, мох, а кругом соль, соль…

В море нет ни одного живого существа, а сама вода нестерпимо горькая. Попав в глаза, вызывает сильное раздражение слизистой оболочки. Вода имеет плотность насыщенного раствора соли и потому держит тело на поверхности. Приезжающие сюда на лечение люди мажутся грязью со дна Мертвого моря и плавают, распростершись на поверхности воды.

Пребывание на море навеяло на душу грусть и страх, как будто слышались стоны поглощенных этой пучиной. А нам надо было возвращаться. Больше нигде не останавливаясь, со скоростью более 100 км/час мы проделали обратный путь, и вот уже открываются ворота Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Всенощную владыка Евгений с батюшками служили в Троицком Соборе.

  1. Гробница Рахили уничтожена палестинцами во время столкновений 2000 года. — Ред.