Донской мужской монастырь (Москва)
Донско́й монасты́рь — «аристократическая» обитель, пользовавшаяся с момента своего основания особым вниманием царствующей фамилии. С течением времени она встала в одном ряду с самыми знаменитыми московскими монастырями и сделалась местом не только богомолий знатнейших русских семейств, но и их последнего упокоения..
История[править | править код]
Основание[править | править код]
В 1591 году в Москве, избавленной чудесным заступлением Божией Матери от нашествия крымского хана, стало одним монастырем больше. В ожерелье древних московских обителей, при необходимости обращавшихся в неприступные крепости, появилась еще одна — в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы. Именно перед этой иконой молился царь Феодор Иоаннович о спасении стольного града от «нахождения иноплеменных варвар».
В первые десятилетия своего существования он оставался весьма беден, хотя уже в 1593 году имел каменный соборный храм, выстроенный повелением царя на том месте, где находилась во время татарского нашествия походная Сергиевская церковь. Храм был «пречудно украшен всякими изрядными лепотами», в нем поместили искусно выполненный список с Донской иконы Божией Матери, но на этом благоустройство нового монастыря застопорилось.
Смутное время[править | править код]
«Вскоре по смерти царя Федора Иоанновича, — пишет историк И. Е. Забелин (1820—1908), автор замечательного «Исторического описания Московского ставропигиального Донского монастыря», — наступило Смутное время нашей истории, время самозванцев и междоцарствия, бедственное для всего государства и особенно бедственное для Москвы, которая тогда была почти вся сожжена и разорена поляками, так что современники очень справедливо обзывали это время Московскою Роз-рухою. Нет сомнения, что и новоучрежденный монастырь подвергся общей участи разорения и опустошения. Так как он был собственно государевым строением, то в это безгосударственное время некому было о нем помнить; он был забыт и оставлен на попечение своей скудной братии».
Лишь с утверждением на престоле династии Романовых возобновились государевы заботы о Донском монастыре. В 1622 году, как следует из «Дворцовых разрядов», царь Михаил Феодорович «пожаловал к своему государеву богомолью в монастырь к Пречистой Богородице Донской» служебные печатные Минеи. (Забелин справедливо указывает, что подобный вклад — лишнее свидетельство тому, сколь сильно пострадала обитель во время Смуты, лишившись даже необходимых книг.)
При династии Романовых[править | править код]
На протяжении XVII столетия Донской монастырь постепенно возрастал в своем значении. В 1646 и 1647 годах царь Алексей Михайлович молился в нем во время нападения крымских татар на южные окраины государства, в 1654 году он же слушал здесь напутственный молебен перед войной с Речью Посполитой, а с 1649 года уже установился ежегодный крестный ход в Донскую обитель. Со всем тем, положение монастыря оставалось непростым. В 1650 году (или около того) его приписали к Андреевскому монастырю, и самостоятельность он вернул себе только в 1678 году. Каменных строений, кроме возведенного еще при Феодоре Иоанновиче храма, в нем не было.
Наиболее плодотворной в «благоустроительной истории» Донской обители оказалась последняя четверть XVII века. В это время к старому соборному храму пристроили колокольню, возвели новый собор, начали строить каменные стены и башни. В 1683 году монастырь получил статус архимандритии, а уже к 1700 году он числился среди наиболее богатых монастырей России, владея обширными землями и полутора тысячами крестьянских дворов. Опережали его в этом отношении только Чудов и Симонов монастыри с тремя и двумя с половиной тысячами дворов соответственно.
Российская Империя[править | править код]
Значительной части своих вотчин Донская обитель лишилась в 1764 году, однако, будучи (с 1745 года) ставропигиальной, пережила секуляризационную реформу сравнительно спокойно. Внутренняя жизнь ее в это время, увы, отличалась куда меньшим благополучием, чем внешняя. Присылаемые в монастырь для исправления «проштрафившиеся» представители духовенства весьма часто продолжали вести себя предосудительно и в монастырских стенах, тем самым разлагающе воздействуя на братию. Эта ситуация была преодолена только в XIX столетии.
Но прежде чем проститься с XVIII веком, следует вспомнить о трагических событиях Чумного бунта, в центре которых оказался Донской монастырь. Бунт вспыхнул 15 сентября 1771 года, во время эпидемии чумы. Москвичи, прибегая к веками испытанному средству — заступничеству Божией Матери, — молились перед Ее чудотворной Боголюбской иконой, помещенной на Варварских воротах Китай-города. Желая прекратить «опасные сходбища» и еще большее распространение заразы, архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) вознамерился убрать икону с ворот. Толпа, наэлектризованная слухами о том, что «грабят Боголюбскую Богоматерь», двинулась в Чудов монастырь, где находилась архиерейская резиденция. Амвросий скрылся от погромщиков в Донском монастыре, но и на другой день волнения не утихли. Утром бунтовщики ворвались в храм, где архиепископ молился за обедней, вывели его за стены обители, «вменяя за грех осквернить монастырь», и зверски растерзали. Ужас московских властей и духовенства перед взбунтовавшейся чернью был таков, что никто не решился сразу забрать тело убитого архиерея, и лишь через сутки «Синодальной Конторы члены, чрез полицейскую команду, заблагорассудили оное поднять».
Наступил XIX век. Начало его ознаменовалось «грозой двенадцатого года». Наравне с другими московскими обителями Донская подверглась разграблению от французов, но, по удаленности своей от центральных частей города, была избавлена от пожара. Вообще, грабеж коснулся в основном ризницы (к сожалению, «эвакуировать» в Вологду удалось только немногие, самые драгоценные, вещи) и архива, а здания «сохранились без всяких повреждений» — за исключением братских келий, полы и перегородки в которых французы повыломали на дрова.
Налаживанию монастырской жизни после ухода неприятеля были посвящены 1813—20 годы. Оскверненные храмы заново освятили, Донскую икону Божией Матери украсили серебряным окладом (взамен похищенного), и существование обители вошло в привычное русло.
В 1835 году при Донском монастыре, в здании Духовно-цензурного комитета, переведенного несколькими годами ранее в Троице-Сергиеву Лавру, открылось духовное училище. Существовало оно вплоть до 1917 года, но этим не исчерпывался вклад обители в духовное просвещение. В годы настоятельства архимандрита Феофана (Александрова), по инициативе которого, собственно, и состоялось открытие училища, москвичи особенно полюбили бывать в Донском монастыре — ради проповедей отца архимандрита. А управлявший обителью в 1884—85 годах епископ Иаков (Кроткое) проводил здесь бого¬словские и исторические чтения.
С 1898 года в Донском монастыре проживал на покое епископ Вологод¬ский и Тотемский Антоний (Флоренсов). Человек высокой образованности, сочетавший в себе духовную опытность с глубокими познаниями в философии, математике, истории, античной культуре, он имел множество духовных чад и собеседников среди тогдашней московской (и не только) интеллигенции. У него бывали С. М. Соловьев, В. Ф. Эрн, А. А. Блок и другие. О. Павел Флоренский пользовался духовным руководством преосвященного Антония вплоть до кончины последнего. Вообще, по отзыву митрополита Мануила (Лемешевского), он «в Москве считался местночтимым как великий праведник и подвижник. Имя его было занесено во многие сотни и тысячи поминаний верующих Москвы».
Хоронили владыку Антония в 1918 году, уже в новых исторических условиях. На погребении его в Донском монастыре присутствовали, по воспоминаниям современников, тысячи людей, пришедших проститься с архипастырем. При большем стечении народа в последующие годы происходило лишь погребение святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в 1922—25 годах жившего в Донской обители. Монастырь и прилегающие улицы были полностью заполнены людьми. Согласно данным агентов ОГПУ, мимо гроба Патриарха прошло около миллиона человек (то есть половина тогдашнего населения Москвы).
В Советское время[править | править код]
В 1929 году все храмы Донской обители были закрыты, на ее территории разместился Антирелигиозный музей. В 1934 году он был упразднен, а его место занял Музей архитектуры Академии архитектуры СССР. Кроме того, в монастырских зданиях (даже в башнях ограды) квартировали вплоть до 1970-х годов жильцы — ситуация, типичная для многих городских монастырей.
После войны, в связи с некоторым ослаблением давления государства на Церковь, Московской Патриархии передали в качестве приходской церкви Малый собор монастыря. В начале 1980-х планировалась возвращение Патриархии всего монастырского комплекса под резиденцию Патриарха, но в связи со смертью Л. И. Брежнева в 1982 году исполнение соответствующего постановления было приостанов¬лено, а в мае следующего года Церкви передали Даниловский монастырь. Донская обитель оставалась «в советском плену» до 1991 года.
Современное состояние[править | править код]
В 1990 году решением исполкома Моссовета Церкви были переданы семь храмов Донского монастыря. Монашеская жизнь возрождается в обители с 1991 года, первым ее наместником стал архимандрит Агафодор (Маркевич). До самого последнего времени монастырь, к сожалению, оставал¬ся довольно «закрытым». Ситуация изменилась лишь недавно, когда в конце 2009 года в должности наместника монастыря был утвержден епископ Павлово-Посадский Кирилл (Покровский). Владыка Кирилл: «Немало уже сделано за неполные двадцать лет, с тех пор, как в 1991 году Донской монастырь был возвращен Церкви. Однако время идет, и перед нами встают новые проблемы. Для их решения мы разработали комплексную программу развития монастыря. Создан Попечительский совет, который возглавил сам Святейший Патриарх Кирилл — священноархимандрит обители...
Сегодня состояние каждого монастырского здания: храмов, келий, корпусов — требует обследования и приложения рабочих рук. Хотелось бы отметить, что при проведении подобных работ мы обращаемся к помощи профессионалов. Привлечение к работе неквалифицированных рабочих, несмотря на кажущееся преимущество в цене, себя совершенно не оправдывает. Мы стараемся сделать Донской монастырь более открытым для паломников и туристов. С этой целью в феврале 2010 года была создана паломническая служба обители, которая проводит экскурсии по прежде недоступным широкой публике местам монастыря: храмам, стенам, усыпальницам. Для посещения открыт и знаменитый некрополь. Любительская съемка на территории обители осуществляется бесплатно....
Конечно, сейчас братия монастыря немногочисленна: вместе со мной здесь подвизается всего 12 человек. Для устройства собственно монашеской жизни в Донской обители немало еще предстоит сделать. А жизнь эта очень насыщенна: кроме богослужений, братии монастыря приходится нести множество иных послушаний.
Монастырь, находящийся в городе, призван к миссионерскому труду. Мы обязаны и словом, и делом свидетельствовать об истине Православия.
Весной 2010 года в монастыре заработал православный лекторий, занятия в котором вели известные богословы, преподаватели Московской православной духовной академии. По мере возможности я сам также стараюсь вести еженедельные духовные беседы с прихожанами...
В марте 2010 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви я был назначен председателем новообразованного Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Сам же Комитет разместился в стенах Донского монастыря, которому, по благословению Его Святейшества, предстоит стать духовным центром российского казачества...
По решению Совета атаманов войсковых казачьих обществ Российской Федерации и моему благословению казаки всех реестровых казачьих войсковых обществ по очереди несут паломническое служение в стенах Донского монастыря: десять казаков от каждого войска по месяцу живут и трудятся в обители, поддерживают правопорядок, занимаются благоустройством, знакомятся с практикой богослужения, общаются с духовником, причащаются Святых Христовых Таин».
Храмы[править | править код]
Собор Малый, или Старый, Донской иконы Божией Матери (1591-93)
Собор Большой, или Новый, Донской иконы Божией Матери (1684-98)
Надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1713-14)
Церковь Архангела Михаила (1714, перестр. 1806-09)
Церковь Праведных Захария и Елисаветы (под колокольней) (1730-32)
Церковь прп.Александра Свирского(1796-98)
Церковь свт.Иоанна Златоуста (верхний храм) и церковь вмч. Екатерины (нижний храм) (1888-91)
Церковь прп.Иоанна Лествичника (1898)
Церковь свт.Тихона, Патриарха Всероссийского (с нижним храмом Вячеслава Чешского) (1998)
Церковь вмч.Георгия Победоносца (2000)
Церковь св.кн.Александра Невского (2006)
Часовни[править | править код]
- Часовня-усыпальница Левченко
- Часовня-усыпальница Простяковых
- Неизвестная часовня-усыпальница
- Водосвятная часовня
Святыни[править | править код]
Донская икона Божией Матери
Мощи святителя Тихона, патриарха Всероссийского
Чтимые иконы Божией Матери “Феодоровская” и “Знамение”, с ними соседствует список Донского образа Пресвятой Богородицы, украшенный особой сенью. В часовне-усыпальнице Левченко (начало XX века, архитектор И. Клейн) сохранилась мозаичная икона святителя Николая, а у стен Малого собора – могила мученика Якова Полозова, келейника святителя Тихона.
Престольные праздники[править | править код]
1 сентября, празднование Донской иконы Божией Матери
Фото[править | править код]
-
Донская икона Божией Матери, написанная в XVI веке и установленная в иконостасе Большого собора
-
Донской монастырь в 1882 г.
-
Западная стена Донского монастыря, на заднем плане надвратная колокольня
-
Монастырь, вид сверху
-
Старинный иконостас Большого собора
Видео[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Проезд: на метро до станции «Шаболовская», выход из второго-третьего вагона из центра. После выхода повернуть направо, пешком вдоль по ул.Шаболовка до пересечения с 1-м Донским проездом, затем снова повернуть направо и вдоль монастырской стены – до Главных ворот обители, расположенных со стороны Донской площади.
Ближайшие станции метро - метро «Шаболовская», метро «Октябрьская». Проехать или пройти от ближайших станций метро: 10 минут от метро «Шаболовская», 20 минут от метро «Октябрьская»
Адрес: Россия, 115419, г.Москва, Донская площадь, 1-3
Паломнику[править | править код]
Дни и часы работы
Донской мужской монастырь открыт для посещения ежедневно, с 7.30 до 19.00, в воскресные дни с 06.00 до 20.00. Некрополь открыт для посещения с 10.00 до 16.00 ежедневно.
Правила посещения
Посетителям рекомендуется быть скромно и опрятно одетыми. Недопустимо входить в монастырь в шортах, майках (женщинам — в коротких юбках, брюках, без головных уборов), а также в грязной одежде.
На территории монастыря запрещается:
курить, вести фото и киносъёмку без благословения руководства монастыря, появляться в нетрезвом состоянии, сквернословить. Нарушители порядка подлежат предупреждению или удалению с территории монастыря.
Контактные данные[править | править код]
Дежурный священник
+7 (965) 132-52-50 (дежурный священнослужитель не предоставляет справочную информацию, для получения справок используйте номера телефонов, обозначенных ниже)
Паломнический отдел работает ежедневно С понедельника по пятницу – с 9:00 до 18:00
В субботу и воскресенье – с 11:00 до 16:00
+7(495)150-09-92 (паломнические поездки по России и за рубеж)
+7(495)150-09-93 (паломническая гостиница, экскурсии)
e-mail: palomnik@donskoi.org
Магазин «Церковная лавка» : Тел.: +7 (495) 952 21 94 (с 9:00 до 19:00)
Магазин «Монастырская трапеза» : Тел.: +7 (495) 933 23 77 (с 9:00 до 19:00)
Пресс-служба: эл.почта: press.donskoymonastir@gmail.com
Издательский отдел и дизайнерская мастерская: эл.почта: donskoy-design@yandex.ru
Канцелярия Тел.: +7 (495) 952 14 81 (с 9:00 до 17:00)
Тел./факс: +7 (495) 954 40 24
эл.почта: info@donskoi.org
Ссылки[править | править код]