Александров

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску

Общее описание[править | править код]

Объективно

Районный центр Владимирской области в 120 км к северо-востоку от Москвы и на таком же расстоянии от Владимира. На р. Серая. Население – 68 тыс. человек.

Город является крупным поставщиком радиотехники. Радиозавод (ЗАО «Стандарт») известен по телевизорам марки «Рекорд», ЗАО «Элекс» также выпускает бытовые радиоприборы. Работают комбинат искусственных кож и другие предприятия.

Субъективно

г. Александров

Ходить где-либо, кроме окрестностей Свято-Успенского монастыря в городе Александров, оснований, вроде бы, нет. А в его окрестностях картина деревенская, включающая большой заросший пруд с утками.

История города[править | править код]

Версаль Иоанна Грозного

«Слобода» – это принадлежащее великому князю и освобождённое от податей село. Великая Александровская слобода была известна ещё в XII в. Теперь это с. Старая Слобода. А интересующая нас Новая Александровская слобода, появившаяся в 5 км от Великой, впервые упоминается в завещании Димитрия Донского в 1389 г.

У Василия III Иоанновича Новая Александровская слобода была любимым местом охоты и загородных пиров, для чего в 1508-1513 гг. русские и итальянские зодчие построили роскошный дворцовый ансамбль с Троицким собором. А его сын Иоанн IV Грозный здесь не только охотился, но и подолгу жил, ввиду чего слобода приобрела некоторые черты стольного города.

То, что Иоанн Грозный совершил в 1564 г., русские историки XVIII-XIX вв. изображают комедией, коварным спектаклем тирана. Но, не зная, что творилось в душе властителя, можно допустить, что Иоанн верил в то, что говорил и делал. В конце 1564 г., когда Русь находилась под угрозой от Польши и её союзника, крымского хана, царь собрал высших духовных лиц и бояр и объявил о своём намерении отказаться от власти, объяснив это тем, что заговорщики угрожают его жизни. Через несколько дней с драгоценностями Кремля, боярами, дворянами и войском выехал неизвестно куда. Москва была в удивлении. Царь между тем прибыл в Александрову слободу.

Отсюда царь направил в Москву грамоты, в которых обвинял знатных и духовных людей в различных злоупотреблениях. Безвластие оказалось для столицы страшнее тиранства. Народ был поставлен на грань бунта: «Пусть царь укажет нам своих изменников – мы сами истребим их». Наконец, отвечая на мольбы народа и духовенства, царь соизволил вернуться на престол, но не без условий. Через два месяца после отъезда неузнаваемый – мрачный, с погасшим взором – царь явился в Москву и объявил о введении опричнины. Начались казни «изменников». На Руси стало две правды, две свободы – одна для царских опричников, другая – для всех остальных.

Царь подолгу жил в Александровой слободе. Здесь принимал послов. Здесь выбирал невесту. Здесь пытал невинных и виноватых. Здесь собиралась опричная Дума, судил царский суд. Здесь, согласно легенде, Никитка Холоп пытался летать перед царём на деревянных крыльях. Отсюда Грозный ходил войной на мирный Новгород; сюда привозил «трофеи» – новгородский 500-пудовый вечевой колокол «Благовестник», ворота из храмов Новгорода и Твери.

«В этой берлоге царь устроил дикую пародию монастыря, подобрал три сотни самых отъявленных опричников-головорезов, которые составили братию, сам же царь принял звание игумена. Этих штатных разбойников царь обрядил в скуфейки и рясы, сочинил для них монастырский устав, сам с царевичами лазил на колокольню звонить к заутрене, в церкви читал и пел на клиросе и клал такие земные поклоны, что со лба его не сходили кровоподтеки. После обедни братия обжиралась и опивалась, а царь одиноко обедал сам и принимался за чтение поучений отцов церкви о посте и воздержании, дремал или шёл в застенок присутствовать при пытках подозреваемых» – так представлял жизнь слободы историк Н. М. Карамзин.

Загородный двор государя обстраивали и украшали лучшие мастера. Саксонец Ерлезунда восхищённо описывал Успенский собор: «Камни его расписаны разными красками так, что один чёрный, другой белый и посеребрённый, третий жёлтый и позолоченный; на каждом нарисован крест». Здесь были собраны лучшие певцы и музыканты. Здесь открылась одна из первых типографий; ученик Ивана Фёдорова Андроник Невежа выпустил в 1577 г. «Псалтырь Слободскую». Возможно, что именно здесь затерялись следы богатейшей библиотеки Иоанна Грозного.

Причиной того, что Иоанн в 1582 г. покинул слободу навсегда, стала смерть старшего сына царя, Иоанна. По одним сведениям, Иоанн умер от болезни, по более известной версии – погиб от удара отцовского посоха.

Слобода запустела, в Смутное время её разграбили враги.

Городом слобода стала лишь в 1778 г. В Александрове было 190 лавок, 8 кожевенных и солодовых заводов, 43 кузницы. Около 200 из 430 домов принадлежали купцам. В 1788 г. был утверждён план регулярной застройки города. Главной его улицей стала московская дорога.

В 1846 г. была построена крупнейшая Троице-Александровская бумаготкацкая мануфактура. Строительство железной дороги, связавшей Александров с Москвой, способствовало возникновению множества кожевенных, красильных, ткацких фабрик.

Святыни[править | править код]

Монастыри[править | править код]

Свято-Успенский женский монастырь[править | править код]

B 1651 г. царь Алексей Михайлович по просьбе прп. Лукиана пожаловал то, что осталось от государева двора, для устройства женского монастыря. Первыми монахинями стали вдовы, постриженные Лукианом. Вымыли заброшенный Успенский собор, почистили иконы. Лукиан опекал монастырь в Александрове до своей смерти в 1654 г.

Следующий настоятель Богородице-Рождественской Лукиановой пустыни Корнилий продолжил дело своего предшественника. Став духовником Успенского монастыря в Александрове, он деликатно, сохраняя мир, преобразовал его в общежительный. По указанию Алексея Михайловича обветшавшие царские хоромы разобрали, из материала построили кухню и трапезную. При Корнилии с помощью царских слуг была обновлена Успенская церковь, заново построена Сретенская, началось строительство каменной ограды и надвратной церкви Феодора Стратилата. Нередко работали в две смены – днём государевы мастера, а ночью – Корнилий с сёстрами. Царский «прораб» Иван Васильевич Герасимов поражался усердию монахинь, говоря настоятелю: «Отче святый, у меня днём сто человек столько не сделают, сколько ты нощию со старицами».

Но более всего старец заботился о благоговейной красоте богослужений. Вынужденный руководить сразу двумя монастырями, Корнилий подолгу жил в Успенской обители, имел в ней отдельную келью у ворот. Корнилий отошёл к Богу в 1681 г., исполнив пророчество прп. Лукиана о будущей силе обители. В монастыре жило уже около 200 сестёр. Память прп. Корнилия празднуется 11 (24) августа.

В 1689 г. Пётр Алексеевич укрывался в монастыре Александрова от стрелецкого бунта, охватившего Москву. В 1698 г., раскрыв новый стрелецкий заговор, целью которого было возвести на престол царевну Софью, Пётр I сослал в монастырь царевну Марфу, дочь царя Алексея Михайловича от брака с Марией Милославской. Постриженная с именем Маргариты, бывшая царевна прожила в обители восемь лет в болезни и молитвах. Она умерла в 1707 г. и была похоронена под Сретенской церковью. Рядом с ней по собственному желанию была похоронена её младшая сестра Феодосия Алексеевна.

В 1727 г. число насельниц обители приблизилось к 400. Царевна Елизавета Петровна любила посещать Успенский монастырь. В 1730 г. по совету Бирона царица Анна Иоанновна запретила Елизавете Петровне покидать монастырь; царевна ежедневно присутствовала на службах и часто пела на клиросе. В период царствия Елизаветы Петровны (1741-1761) монастырь не оставался без её заботы.

Перед революцией в монастыре было 218 сестёр. Действовали церковно-приходская школа, странноприимный дом.

С 1918 г. началось постепенное вытеснение монахинь из помещений. В 1923 г. монастырь был ликвидирован. В келье прп. Корнилия устроили общественный туалет. Останки сестёр Петра I были украдены из гробов, их судьба неизвестна.

Современное состояние

Монастырь Александрова возобновлён в 1991 г. В нём около 35 сестёр. Но в части зданий по прежнему располагается музей Александрова , где церковная утварь и иконы составляют основу экспозиций.

Обители вернули Троицкий собор (1513), надвратную церковь Феодора Стратилата (1682), церковь Сретения Господня (XVII в.), часть келейного корпуса и дом настоятельницы.

Троицкий собор в Александрове радует полнотой и целостностью своего внутреннего убранства; здесь нет значительных новшеств, которые могли бы исказить картину, сложившуюся в XVI в. Храм богато украшен каменной резьбой, росписями.

Внутри установлены двое врат XIV в., вывезенных Иоанном Грозным из Твери и Новгорода (тверские врата, украшенные гравировкой, – в западном портале, врата новгородского Софийского собора, украшенные золотой наводкой, – в южном портале). В соборе находятся мощи прп. Корнилия Александровского. Со времени положения их здесь записано много исцелений. Восстановлена келья преподобного, которую могут посетить паломники.

Прочая информация[править | править код]