Сызранский Вознесенский мужской монастырь

Версия от 14:40, 28 октября 2015; Р.Б.Геннадий (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Вознесенский монастырь''' — действующий мужской православный монастырь Самарской и С…»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)

Вознесенский монастырь — действующий мужской православный монастырь Самарской и Сызранской епархии Русской православной церкви, располагающийся в городе Сызрани Самарской области России.

Первоначально был создан в 1684 году по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей, но уже спустя три года монастырь был перенесён в соседний город, вновь воссоздан в Сызрани в 1691 году. Владея крупнейшей мельницей губернии являлся одним из богатейших монастырей Симбирской епархии. Святыней монастыря был образ Феодоровской иконы Божией Матери, полагавшийся чудотворным. При советской власти, в 1923 году, монастырь был закрыт, в дальнейшем монастырский комплекс использовался под концлагерь, склады и гаражи, но в целом относительно хорошо сохранился. В 1992 году монастырь был восстановлен, в настоящее время действует, на территории продолжаются реставрационные работы.

История

Основание

В 1683 году царским указом на Волге была основана крепость Сызрань, в гарнизон которой были переведены солдаты и сержанты из Симбирска, Казани, Тетюш[1], Чебоксар[2]. Спустя год, в 1684 году, старец Кирилл и солдаты «новорождённой крепости Сызран» обратились к властям с прошением об открытии для горожан и солдат, пожелавших принять монашество[3]: «…Многие из солдат „стары и дряхлы“, собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения…»[1]

Их просьбы была удовлетворена и 2 (12) мая 1685 года[4][1][5] (иногда встречается дата 22 декабря 1684 года[3]) царями Иоанном и Петром Алексеевичами была подписана грамота, адресованная Симбирскому стольнику и воеводе М. А. Головину и дьяку А. Яцкому, о строительстве на стрелке, образуемой реками Сызран и Крымза, мужского монастыря[3] во имя Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила[1]. Для строительства обители был отведён участок земли размерами 200 на 200 саженей[6][3], а на её содержание в 1867 году было отведено около 3500 десятин земли по реке Сызран и окрестности[7].

Однако в том же 1687 году по просьбе старца Кирилла монастырь был переведён в основанный годом ранее в восьми верстах ниже по течению Волги городок Кашпир, монастырь стал именоваться Кашпирским. Отведённый монастырю земельный участок также отошёл к Кашпирскому монастырю. На прежнем месте, в Сызрани, была построена часовня, там осталось жить несколько членов братии во главе со старцем Филаретом[3][8].

Второе создание

Несколько лет спустя оставшиеся монахи и сызранские горожане вновь обратились с прошением об открытии монастыря в Сызрани, и о возвращении от Кашпирского монастыря Сызранскому пожалованной тому земли. В 1691 году патриарх Адриан разрешил воссоздание монастыря[1]. Началось строительство, в том числе возведение однопрестольной деревянной Вознесенской церкви, на которую была пожалована небольшая сумма из царской казны[9][1].

Из-за недостатка средств строительство шло медленно, и было окончено только в 1694 году[3]. Кроме храма и колокольни было построено 4 деревянных кельи для монахов, которых тогда насчитывалось 7 человек[10][11]. Вскоре монастырю были переданы во владение земли, возвращённые от Кашпирского монастыря[8], однако не полностью, а лишь 825 десятин 2135 сажен[коммент. 1]. Остальная же земля отошла к городам Сызрани и Кашпир[13].

В 1694 году казанский митрополит Маркелл обратился к царям с просьбой приписать Сызранский Вознесенский монастырь в его, митрополита, вотчинные владения[14]. 11 (21) января 1695 года[15] его прошение было удовлетворено, монастырь был приписан к Казанскому архиерейскому дому[3]. При передаче монастыря со всеми владениями в ведение митрополита была составлена подробная опись всего монастырского имущества. Тогда в монастыре имелось шесть деревянных келий да деревянная «мельница на реке Сызран три амбара, в них пять поставов жерновых каменьев да толчевых ступ, в которых толкут просяные и иные хлебные крупы, семь ступ с песты». Каким образом новосозданный монастырь, братия которого находилась в нужде, оказался владельцем большого и сложного гидротехнического сооружения, исследователям истории обители пока не известно[16].

Дальнейшая история монастыря изучена слабо, регулярные исторические сведения о нём появляются лишь с начала 1830-х годов[2]. Сохранились сведения о монастырском имуществе в 1739 году. К этому времени в монастыре была одна каменная двухпрестольная и две деревянные церкви, одно- и двухпрестольная; 8 келий размерами 2-4,5×30 саженей, три хлебных амбара, монастырская территория была огорожена деревянным забором, за которым размещался скотный двор. Пашни имелось лишь 9 десятин. Никакими окладными и неокладными доходами монастырь не располагал, насельники существовали лишь на подаяния. Проживало в монастыре 14 человек, из них 9 монашествующих[17][18]. В монастыре был особножительный устав[3].

В 1740 году упоминается о владении монастырём уже двумя архиерейскими мельницами с пятью амбарами и четырьмя помольными избами[13]. В 1763 году — тремя мельницами, расположенными в полуверсте одна от другой. При каждой было два амбара и шесть постав. Мельницы приносили архиерейскому дому 350—650 рублей ассигнациями дохода[13]. Из-за бывших ранее сложностей с определением собственника монастырские земли на другом берегу реки Сызран уже были заселены местным жителями, но так как земля в итоге была признана монастырской, то монастырь получал с неё "посаженный сбор" по 3 копейки за квадратную сажень[19]. В самой монастырской усадьбе всё оставалось примерно как и в 1739 году[20].

После указа Екатерины II «О разделении церковных имений…» монастырь был сохранён как сверхштатный, не имеющий содержания, но все его владения были секуляризованы[19]. Монастырь, лишившийся всех своих владений, пришёл в упадок, в 1784 году в нём проживало всего 2 монаха[21] В таком состоянии он пребывал до 1798 года, когда вышел указ Павла I о снабжении монастырей мельницами, рыбными ловлями и пахотной землёй. В рамках исполнения этого указа в 1800 году монастырю было отведено 30 десятин пахоты, мельница на реке Сызрань в 60 верстах от города, рыбные ловли на озере Широкое[19]. Также ежегодно до 1830 года из казны монастырю перечислялось на содержание по 300 рублей «милостинных денег»[22]. В 1803 году в монастыре было четыре кельи. В 1804—1805 годах был построен двухэтажный каменный корпус для настоятеля и братии размерами 13×6 сажень, была заменена деревянная ограда монастыря[20].

В 1811 году рыбные ловли были заменены на 200 рублей ассигнациями в год[19], а в 1814 году завершилось дело, начатое ещё в 1803 году, о возврате монастырю владений, принадлежавших ему до 1764 года. Постановлением Сената Вознесенскому монастырю были возвращены прежние земли и мельница. Однако, так как земли уже вошли в состав города и частично были застроены, то монастырю был отведён иной земельный надел, сохранявшийся за ним до закрытия монастыря[22], площадью в 807 десятин 2314 квадратных сажени, из которых на удобную землю приходилась 711 десятина (около 543 десятин дубового, местами берёзового и осинового леса, примерно 150 десятин пахотной земли, сдававшейся под пахоту и бахчи, 7 десятин сенных покосов)[22], а также частью реки Сызран[23]. В том же году на средства симбирского купца Ивана Зверева в монастыре появилась внутренняя каменная ограда окружностью в 162 сажени[20].

После образования в 1832 году Симбирской епархии, Вознесенский монастырь был приписан теперь уже к Симбирскому архиерейскому дому, а его братия пополнилась на 19 человек[23] за счёт перевода в Сызрань сверхштатной братии Симбирского Покровского мужского монастыря, преобразованного в архиерейский дом[24].

С 1833 года монастырь содержал Сызранское духовное училище, для чего был приобретён двухэтажный каменный дом[25].

В 1836[25] году монастырь возглавил переведённый из Алатырского Троицкого монастыря архимандрит Герман. При нём велось масштабное монастырское строительство, так в 1845 году вся монастырская территория была обнесена каменной стеной высотой в полторы сажени, окружностью в 411 сажень. В линии внешней ограды с внешней стороны было построен каменный корпус 8×5,5 сажени для помещения Сызранского духовного правления. В 1847 году был построен каменный братский корпус размерами 9×6 саженей, крытый железом[20]. Также была построена каменная двухэтажная богадельня с переходом в Феодоровскую церковь[1]

С 1848 года монастырь управлялся Симбирским епископом через назначаемого им наместника[26]. Первым стал наместник Августин[23]. За время его управления в монастыре большинство деревянных построек были заменены на каменные[27]. Автором проекта многих из них стал архитектор Сызранской удельной конторы Иван Адольфович Бенземан, выпускник Санкт-Петербургской академии художеств. В 1851 году он спроектировал, а в 1852 году построил каменный холодный Вознесенский храм. Он же проектировал и строил многие другие монастырские строения[28].

В 1850 году был построен каменный двухэтажный братский корпус, в следующем году — каменный двухэтажный трапезный корпус, с кельями для наместника на втором этаже. Корпус соединялся с братским корпусом крытой каменной галереей. В том же году был построен настоятельский архиерейский дом и комнатами для прислуги. В 1857 году появилась каменная настоятельская кухня, в 1859 — квасоварня, в 1863 году к трапезной был пристроен одноэтажный каменный корпус для пекарни и проживания чернорабочих, а к квасоварне каменная баня с предбанником. Также были построены два больших амбара для зерна и муки[29], мукомольный амбар, крупчатый, просотолчейный, коротолчейный амбары, три флигеля при мельнице для приказчиков, помольцев и кузнеца. Монастырю также был пожертвован большой деревянный, на каменном фундаменте, дом в Сызрани с двором и службами[30].

При Августине же монастырь был из третьеклассного возведён в степень первоклассного. В представлении Святейшего Синода обер-прокурору указывалось, что часть братии почти постоянно в отлучке, сопровождая чудотворную икону по домам сызранцев и в окрестные селения для домашних молебнов, на монастырском кладбище для поминовения часто совершаются обедни и панихиды, для всего этого положенной по штату третьеклассного монастыря численности монахов недостаточно, при том, что благодаря построенным новым братским корпусам в монастыре может проживать и большее число насельников. Императорским указом от 12 (24) ноября 1855 года монастырь стал первоклассным по штату, но без соответствующей прибавки выплат из казны на содержание[23][31].

В 1857 году к настоятельскому корпусу была пристроена небольшая домовая церковь, освящённая в 1859 году[32]. В 1867 году началось строительство колокольни. Предполагалось сделать её пятиярусной, в 25 сажень высоты, с надвратным храмом[32]. Но в 2 часа ночи 15 (27) сентября 1869 года, когда до креста оставалось построить лишь три сажени, колокольня рухнула, совершенно разрушив братский келейный корпус 1804-1805 года постройки. Новая колокольня была построена всего в два яруса и в 12 саженей высотой, на ней разместились 8 колоколов, из который самый большой был в 135 пудов весом[33].

В 1879 году на монастырской территории было открыто кладбище, где за особую плату устраивали семейные склепы знатных горожан[34]. Так на монастырском кладбище были похоронены князь Михаил Владимирович Урусов и его дочь княжна Анастасия Урусова, сызранский городской голова Алексей Иванович Леднев и другие миряне[2]. Также на монастырском кладбище упокоились первая настоятельница Сызранского Сретенского женского монастыря игуменья Мария, священнослужители городских храмов, наместники Августин и Антоний[2].

В 1885 году наместником монастыря стал иеромонах Антоний (Никольский). В 1891 году ему был пожалован сан игумена, а в 1895 году — архимандрита[1]. При нём на монастырские средства в 1895 году было построено для духовного училища в Сызрани двухэтажное каменное здание с общежитием для учащихся и домовой церковью[25].

Монастырь при советской власти

2 января 1920 года Сызранский уездный исполком постановил под создаваемый концентрационный лагерь принудительных работ использовать территорию Вознесенского мужского монастыря[35][36]. Религиозная община монастыря обратилась с ходатайством «о незакрытии монастыря, в связи с открытием в помещениях такового концентрационного лагеря»[37][36]. 27 февраля 1920 года исполком постановил «Оставить в распоряжении общины монастыря обе церкви и часть одного корпуса для помещения монахов и церковнослужителей, предложив общине отгородить забором оставленные в её распоряжении церкви и часть здания»[38][36]. Впрочем, концлагерь размещался в монастыре недолго, 22 февраля 1922 года вышло постановление Симбирского губернского исполкома о ликвидации концлагеря[36].

В апреле 1923 года на основании декрета об отделении церкви от государства Сызранский уездный исполком принял постановление о роспуске монастыря. Всё монастырское имущество было передано женской общине, переселённой из Сызранского Сретенского женского монастыря[34]. Акт о роспуске монастыря был подписан настоятелем, архимандритом Александром (в миру Сергеем Флегонтовичем Вахатовым)[1]

В июне 1923 года при Вознесенском храме монастыря было образовано религиозное общество православных граждан, которые заключили с советской властью договор и получили в пользование часть монастырского имущества[34].

В 1926 году в качестве приложения к местной газете «Красный Октябрь» вышла книга краеведа Н. О. Рыжкова «Чудотворная икона Сызранского монастыря», предназначенная для антирелигиозной пропаганды. В ней автор широко использовал документы и факты из изъятого монастырского архива, тем самым сохранив их для истории, так как сам архив к настоящему времени сохранился лишь частично[39].

Постановлением Средне-Волжского крайисполкома от 17 декабря 1928 года была закрыта Вознесенская церковь[1]. В апреле 1933 года договор с верующими был расторгнут, был закрыт и последний, Феодоровский храм. Служебные помещения монастыря использовались под склады, жилые были переданы работникам гидростроя для жилья[34]. Храм Феодоровской иконы Божией Матери использовался как водонапорная башня, позднее как гараж и склад. Вознесенский храм превратился сначала в клуб, позднее тоже в склад. Монастырское кладбище было разорено, застроено производственными корпусами, по нему прошла автодорога[40].

Современный монастырь

27 марта 1992 года вышло постановление администрации Самарской области о восстановлении Вознесенского мужского монастыря[34].

В 1994 году бывшая монастырская территория была передана во владение Самарской епархии[34]. Монастырский архитектурный комплекс, хотя и пострадал, но меньше, чем прочие монастыри региона. Из четырёх башен, расположенных на монастырской стене, сохранилась лишь одна. От самой стены, построенной ещё в 1850-х годах сохранился лишь небольшой фрагмент. В целом монастырский комплекс нуждался в значительной реставрации. В ходе работ были найдены различные захоронения монастырского кладбища, уничтоженного в 1930-х годах. Были обнаружены и останки архиепископа Анатолия, по решению патриархии перевезённые в Ульяновск, архимандрита Германа, а также множество иных, которые монахи восстановленного монастыря перезахоранивают в общей могиле[41].

24 июня 1996 года епископ Самарский и Сызранский Сергий заново освятил Вознесенский храм, начались богослужения[34]. В начале XXI века в монастыре проживало 20 послушников во главе с иеромонахом Марком (Алексеевым)[42], в 2002 году утверждённым в должности настоятеля, а в 2004 году возведённом в сан игумена[1]. При монастыре в настоящее время действует православная библиотека, работают швейная и иконописная мастерские[1].

В 2007 году на источнике, где по преданию некогда была найдена Феодоровская икона Божией матери, было открыто монастырское подворье, на котором трудятся насельники монастыря. В 2009 году здесь был построен храм[43].

В сохранившемся Феодоровском храме и монастырской трапезной продолжаются реставрационные работы[1].

Храмы монастыря

Первый монастырский храм был построен в 1695 году. Это была холодная деревянная церковь во имя Вознесения Господня. В 1718 упоминается о наличии у храма придела во имя Рождества Пресвятой Богородицы. При храме имелась деревянная колокольня с четырьмя небольшими медными колоколами. В 1738 году храм был упразднён, так как в монастыре был построен новый каменный храм[23].

Вознесенский храм 1853 года постройки

Роспись внутри Вознесенского монастыря

Роспись купола и люстра Вознесенского храма

Роспись на потолке Вознесенского храма

Это был тёплый двухпрестольный храм во имя Вознесения Господня с приделом во имя Федоровской иконы Божией Матери. Он был построен на средства дворянина И. В. Борисова[23], который страдал тяжёлой болезнью глаз, но, согласно преданию, полностью излечился после молитв находившемуся в монастыре образу Феодоровской Божией Матери. Тогда Иван Васильевич дал обет выстроить вместо деревянного храма в обители каменный, что и исполнил[1], несмотря на продолжавший действовать запрет Петра I на сооружение каменных зданий за пределами Санкт-Петербурга[27]. Позднее Борисов сам был пострижен в монахи[23]. С алтарём и папертью размеры храма составляли 10,5 на 6 саженей[30]. В 1796 году был устроен четырёхъярусный иконостас столярной работы[46]. В 1811 году в приделе, а в 1812 году в главном храме были проведены значительные ремонтные работы, с расширением окон, заменой полов на новые, а каменных сводов на накатные потолки. Оба раза престолы заново освящал архимандрит Покровского монастыря Евстафий[47]. В 1825 году храм был расписан крепостным художником Никифором Андреевичем Резниковым[1] (по другим данным это произошло ещё в 1796 году[47]). В 1839 году храм был покрыт железом, иконостас частично позолочен. В 1849 году иконостас был заменён на новый, весь позолоченный[46], а роспись как снаружи, так и внутри, была замазана[47]. В 1790 году в правой части трапезы храма, в юго-западном углу, была похоронена Екатерина Дмитриева, сестра писателя и министра Ивана Дмитриева, в левой стороне в северо-восточном углу в 1844 году был похоронен первый симбирский епископ Анатолий, а в 1847 году в ногах у него — настоятель монастыря, архимандрит Герман[46].

В 1853 годах была освящена новая церковь, из-за чего престол храма сменил название, вместо Вознесенского он стал именоваться во имя Феодоровской иконы Божией Матери, а престол в приделе был переименован во имя Архангела Михаила [23]. В настоящее время Феодоровская церковь считается старейшим зданием Сызрани[41].

В 1851—1853 годах был построен и освящён каменный холодный однопрестольный храм во имя Вознесения Господня[23]. Автором проекта стал архитектор сызранской удельной конторы И. А. Бенземан. Храм размерами 16 на 10 сажен, был пятиглавым, с восьмериковыми главами[28], покрытыми белой жестью. На главном куполе находился позолоченный крест, на малых — деревянные кресты, обитые железом. Потолок, стены внутри храма и алтаря был расписаны масляными красками. При храме была построена колокольня. В 1894 году в храме был устроен пятиярусный иконостас из липового дерева столярной работы[23], иконы для которого были написаны в Москве[32].

В 1854 году был построен холодный однопрестольный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Он размещался над святыми вратами монастыря. Но храм просуществовал недолго, в 1867 году он был разобран, на его месте началось пятиярусной колокольни общей высотой 53 метра[41], в которой должен был разместиться храм[23]. Однако в 1869 году недостроенная колокольня рухнула, в связи с этим храм был упразднён[23].

В 1859 году в монастыре был освящена каменная домовая однопрестольная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла[25]. Иконостас в храме был небольшой, столярной работы, украшенный резьбой, иконы в основном новой живописи, были вставлены в рамы, позолоченные на полименте.

В 2009 году уже в воссозданном монастыре был построен храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Он находится на монастырском подворье, рядом с источником, где некогда была явлена икона Феодоровской Божией Матери. Одной из прихожанок в храм была пожертвована старинная икона «Живоносный источник», до революции находившаяся в храме села Радищево[43].

Святыни

В монастыре находилась особо почитаемая икона Феодоровской Божией Матери[40]. Образ, считающийся чудотворным, почитали и старообрядцы, которых было довольно много в Сызрани[41]. В настоящее время она находится в Казанском соборе Сызрани[25].

В современном монастыре также имеются свои святыни. Это икона великомученицы Варвары с частицей мощей; ковчежец с частицами мощей преподобных Антония Великого, Пахомия Великого, святителя Павла I Константинопольского; икона преподобного Серафима Саровского с частицей покрова с мощей[27].

Феодоровская икона Божией Матери

Икона Божией Матери «Феодоровская», по преданию, была написана самим евангелистом Лукой. Названа так по её нахождению в храме Феодора Стратилата в Городце. После нашествия Батыя икона была повторно обретена, по настоящее время хранится в Костроме и почитается как чудотворная.

Примерно в начале XVIII века году под Сызранью был обретён список с этой иконы. По легенде это случилось в 1713 году на источнике около села Кашпир. Местные пастухи стали замечать некое сияние над источником, пропадавшее при приближении людей. В одну ночь сияние было ярче обычного и не погасло. Подойдя ближе пастухи увидели образ Богородицы, стоящий на камне. На следующий день икону перенесли в приходской храм, откуда она ночью чудесным образом перенеслась на прежнее место. После отслуженного молебна крестным ходом икону принесли в Христорождественский собор Сызрани, но через несколько дней вновь образ вернулся на источник. Тогда сызранцы совершили крестный ход с иконой в Вознесенский мужской монастырь, откуда уже икона не исчезала. Тогда же были описаны первые чудеса, произошедшие от образа: умывшись водой из источника, где был обретен образ, исцелилась прокажённая, и на Волге внезапно утихла буря, грозившая погубить много лодок с людьми[48]. Существуют и другие варианты истории об обретении иконы. Так, по некоторым сведениям, икона 17 лет находилась в Кашпире и лишь затем была перенесена в Сызрань[40].

Однако сызранский краевед Рыжков в своей антирелигиозной книге «Чудотворная икона Сызранского монастыря» раскритиковал церковную легенду[44]. По его данным в монастырском архиве было три различных дела с описанием обретения иконы: авторства архимандрита Евстафия (написанное в 1803 году), авторства монаха из мещан Василия Ревякина (написанное в 1860—1780-х годах) и анонимное (созданное около 1850 года). Евстафий источником сведений указывает некого солдата, который пересказывал слова своего столетнего отца, умершего ранее. Анонимная рукопись ссылается на монастырских монахов, которые в 1817 году ходили в Кашпир и расспрашивали там местных старожилов, а Ревякин вовсе не указывает источников информации. По Евстафию икона появилась до 1705 года, а по анонимному автору и вовсе «в половине ХVI в.». Рыжков отмечает, что все монастырские источники сильно путают даты иных исторических событий, датировка которых известна из документов, что делает их ненадёжными, и что ещё в 1853 году на запрос властей об иконе монахи отвечали, «ни о времени явления, ни о перенесении в Сызран иконы никаких письменных фактов не сохранилось»[44].

По мнению Рыжкова, точная датировка события была связана с приближающимся юбилеем — трехсотлетием царствования дома Романовых, чем ближе была дата празднования, тем ближе дата обретения образа сдвигалась к 1713 году[44]. Рыжков также отмечал, что все сведения о подробностях обретения иконы, о её исчезновениях из храма и возвращении на источник впервые были записаны более, чем сто лет спустя после предполагаемого события, при том, что монастырский архив сохранил копии документов ещё конца XVII века[44]. По его мнению, автором «чудесного явления» был некий «костромской иеромонах Иоанникий», осознававший выгоду для монастыря от наличия чудотворного образа. Потому и образ является копией с костромской иконы, и не пожелал он оставаться ни в Кашпире, ни в соборе, а только в монастыре, где и подвизался в то время Иоанникий. Критике подверглись и сведения о чудесах, происходивших от иконы. Отмечалось, что их описания никем не заверены и даже преимущественно не подписаны, большей частью представляя собой либо обычные события, не имеющие ничего чудесного в основе, либо исторически недостоверные, а некоторые описания прямо копируют чудеса, приписываемые оригинальному костромскому образу[44].

Так или иначе, на источнике, на месте явления иконы, был установлен памятный знак. Ежегодно 12 июня к источнику совершался крестный ход с иконой[40]. Образ находился в Феодоровском храме монастыря до его закрытия[41]. Она помещалась в резной вызолоченной раме на треугольном аналое, пожертвованном в 1889 году княгиней Екатериной Васильевной Урусовой[40]. Монахи монастыря собрали сведения о пятнадцати происходящих от образа чудесных явлениях. Чудотворный образ стал весьма почитаем в народе. После закрытия храма икона была сохранена верующими и в 1944 году принесена во вновь открытый Сызранский Казанский собор, где находится по настоящее время[48][25]. Ежегодно 8 июля и 27 марта в Казанском соборе проходят торжественные богослужения в честь чудесного явления Феодоровской иконы[48].

Видео