Михайло-Афонский монастырь (пещеры)
Адыгея
Общее описание[править | править код]
Особенно необыкновенным местом обители являются рукотворные пещеры.
Об их происхождении существует несколько точек зрения.
Согласно одной из них, в 80-е годы XIX века несколько старцев во искупление своих прегрешений, вырыли в плотных песчаниках подземные ходы, обустроили кельи и подземный храм, где читалась неусыпаемая Псалтирь. Об этом и говорит внешний вид подземного храма, завершаясь куполообразным потолком и алтарной нишей в восточном направлении. Купол символизирует небесный свод – престол Божий, православные храмы направлены алтарем на восток, откуда восходит Солнце, ведь Сам Господь Иисус Христос для нас истинное Солнце Правды, от Которого воссиял вечный Божественный Свет. А необычайно красивый внешний вид купола, вырубленного в известняковой скале, состоящей из разноцветных чередующихся прослоек, словно напоминает наслоение времен и столетий и как бы соединяет временное человеческое с вечным Божественным творением.
В обустроенных кельях подвизались отшельники. В послании к Евреям святой апостол Павел свидетельствует: «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (гл. 11, с. 38).
Сменялись столетия, но горы как чудное творение Создателя, всегда были желанным прибежищем для тех, чья душа жаждала уединенной молитвы. Укрывшись в пещерах, они могли ощущать себя живущими в святой огромной келии, которая вмещала и лес, и быстрые реки, и вершины гор, и где всякое создание Божие непрестанно славило своего Творца. Чтобы наедине всецело посвятить себя Богу, наслаждаясь благами общения с Ним.
Нам, живущим в современном мире, вкусив блага цивилизации, невозможно порой даже представить, как мог подобный нам смертный человек выдержать такие испытания. Тогда нужно вспомнить слова св. Софрония, патриарха Иерусалимского, жившего в VII в., который описал житие пр. Марии египетской, которую св. Церковь воспевает как образец истинного покаяния: «Если же найдутся такие люди, которые не поверят, то к им да будет милостив Господь, потому что они, размышляя о немощи человеческого естества, считают невозможными те чудесные дела, которые совершаются со святыми людьми».
По другой версии, пещеры возникли гораздо раньше в VIII-X вв. и связаны с периодом Византийской иконоборческой ереси. В то время сторонников иконопочитания выселяли за пределы империи и они переселялись в Крым, на Таманский полуостров и Северный Кавказ.
Поэтому не удивительно, что благодатная земля Адыгеи, уже неоднократно просвещенная светом Евангелия, явилась притягательной для греческого населения. Под самим монастырским плато в средние века был основан византийский мужской монастырь. Спелеостологи относят период их возникновения к IX-X вв. Эти пещеры и подземные галереи находятся на глубине 50 метров от поверхности плато. Раньше их протяженность составляла около 3 км только под платом монастыря, а далее тянулись ходы в 12 различных направлениях. По ним можно было не выходя на поверхность дойти до ныне занимаемых станиц: Абадзехской, Севастопольской, Новосвободной и других.
Когда предгорья были завоеваны полчищами степняков-монголов в 30-е годы XIII в., тогда прервались связи с единоверцами и лишили греческих поселенцев целесообразности просиживания во враждебной среде, и постепенно монастырь обезлюдел. Некоторые из этих древних подвижников до сих пор не потревоженными лежат в заложенных камнями пещерах соседних хребтов. Так говорит предание.
До наших дней в пещерах сохранилась лишь часть келий, один из залов и коридоры общей протяженностью около 300 метров[1].