Валаамский Спасо-Преображенский монастырь

Идёт загрузка карты…
Валаамский монастырь

Этот монастырь в блогах →

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь — ставропигиальный (т.е. такой, что пребывает под наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси) мужской монастырь, который находится в Карелии, на островах Валаамского архипелага.

См. также: Собрание видов местностей острова Валаама, рисованных Художником П.И. Балашовым, изд. 1853 года.

Яндекс.Погода

История

Основание монастыря

Когда возник Валаамский монастырь? Однозначно дать ответ на этот вопрос сложно – одни данные в разных источниках противоречат другим. О чем можно точно судить, так это о серьезности последствий нашествий врагов. Когда обитель переживала опустошение – тут не просто прекращалось служение, а уничтожались церковные памятники, святыни обители и пр. Такая же участь постигла и жития преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Однако говорят о двух основных примерных датах основания монастыря:

XII-XIV ст. Этой концепции (основанной на рукописи XVI ст. «Сказание о Валаамском монастыре», Н.А. Охотиной-Линд) больше доверили ряд церковных и современных историков. Пока что никто другой не смог подтвердить данные рукописи, как и то, что обитель основал не преп. Сергий Валаамский (традиционно так считают), а преп. Ефрем Перекомский.

X-XI ст. Корни этой версии берут начало из редакций жития преп. Авраамия Ростовского и упоминаний в летописи о переносе с Валаама мощей прпп. Сергия и Германа в Новгород в 1163 г. Словом, благодаря последним архивным изысканиям, найдены были и иные такие же упоминания (их 8). Этой версии (согласно которой обитель основана в эпоху Крещения Руси) придерживаются церковная и монастырская традиции.

Становление обители

По истории Валаамской обители этого периода информации мало. Известно, что XI ст. принесло ей тяжкие испытания – на беззащитных монахов и мирное население напали шведы, которых изрядно перед этим потрепали русские.

Согласно новгородским летописям, мощи преподобных Сергия и Германа были обнаружены и перенесены в Новгород в 1163-1164гг., когда было нашествие шведов. С того момента, после местного прославления основателей Валаамской обители, и началось церковное почитание преподобных в Новгородской епархии. На Валам мощи вернулись в 1182 г., когда уже не было опасности. Святыня пребывает и по сей день в могиле, иссеченной в скале.

Валаам до первого нашествия называли обителью Пресвятой Троицы. Видимо, враги уничтожили деревянный Троицкий Валаамский монастырь. После возвращения Карелии, когда в 1348 г. в Дерпте был подписан мир, Валаам отдыхал от шведского ига.

В 1371 г. здешние монахи спасли короля Швеции Магнуса II Смека, которого выбросили на берег ладожские воды, когда он хотел снова пойти на православные земли. Старцы усмотрели в этой беде Промысел для венценосного шведа, призвавший того в лоно Православной Церкви, как и Савла в свое время. Магнус, стал схимником, скончался спустя 3 дня после пострига.

Валаамский монастырь в конце XVIII века

Монастырь получал от русских самодержцев различные льготы. Так, грамотой, пожалованной велик.князем Василием III Иоанновичем даровал игумену Иоакиму с братией, от ряда пошли и повинностей освобождались крестьяне, которые жили в тех местах. В монастырских угодиях и на Валааме не били зверей, не рубили лес. Эта грамота была подтверждена при игумене Варлааме, в 1534 г., царем и велик.князем Иоанном IV Васильевичем. Ну и так далее.

В XVI ст. шведы снова пошли на Россию, и Валаам не избег этой участи. Враги напали на обитель 20 февраля 1578 г., умучив за исповедание православной веры 18 старцев и 16 послушников.

Через 3 г. эпидемия чумы унесла жизни 87 валаамских старцев и 47 послушников. Затем и новое нападение шведов опустошило обитель. Кто-то из братии с настоятелем в скитах в лесах укрывались, а кто-то - в Антониевом Дымском монастыре, где соблюдали устав Валаамского монастыря.

Новгородские земли вернулись 18 мая 1595 г., когда шведы заключили мир с Россией. А позднее царь Феодор Иоаннович повелел с помощью средств из царской казны возобновить монастырь и владение вотчиной, рыбной ловлей и пр. Это было начало расцвета обители.

В XVI веке иноческая жизнь была сильной – тут появилось 12 скитов, руководимых их игуменом. Процветание обители позволило назвать ее честной и великой Лаврою.

XVII столетие

Монастырь был уничтожен при игумене Макарии. От руки шведов, не желая расстаться с монастырем, погибли и братия, и настоятель. Враги стоили на месте сожженной обители дома, думая тут всегда господствовать. Братия, зная о нападении шведов, с Валаама увезли на хранение в монастыри Новгорода многие святыни, перебираясь сюда иногда. Но многие ушли в Ладогу, и тут в 1618 г. дан был им в управление Ладожский Васильевский монастырь.

Сжигая храмы, убивая или ссылая священнослужителей, шведы уничтожили и ростки православия, насажденного валаамскими иноками на финском берегу Ладожского озера. Шведскому королю Густаву Адольфу, согласно Столбовскому договору, заключенному с Россией, уступались Кексгольм, Карелия и Ингерманландия. Иноверцам достался и Валаам.

В 1685 г. над могилами прп. Сергия и Германа Валаамских построена была часовня из дерева, которая быстро разрушалась. Когда на ветшающий крест позарился лютеранин-финн, решив его низвергнуть, он жестоко заболел и исцелился только на Валааме, благоговейно почитая преподобных, возобновив и часовенку, и крест. Она простояла до 1717 г., то есть до начала возобновления обители на Валааме.

Расцвет и возобновление

Файл:Мощи и икона преподобных Сергия и Германа Валаамских.JPG
Мощи и икона преподобных Сергия и Германа Валаамских

Возобновлен был монастырь в 1715 г. по указу императора. Его стали строить на отвоеванных землях, еще до подписания мирного договора (Ништадтский договор 1721). Через 2 года из Кириллова монастыря сюда прислали церковную утварь, хлебные припасы и пр. Так и началось возрождение обители.

В начале 1719 г. построен был из дерева храм Преображенский с приделами св. апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова. Через год, приписанный тогда к Кирилло-Белозерской обители, монастырь обрел уже самостоятельность.

Новые испытания постигли обитель на Пасху, 3 апреля 1754 г. – пожар уничтожил все, кроме спасенных некоторых икон и пр., часовни, где поначалу потом служили, и части стены над святыми вратами. Затем императрица Елизавета Петровна пожаловала восемь тысяч рублей по прошению Синода на восстановление.

Обитель была обнесена деревянной оградой. Тут через пару лет появился деревянный теплый храм Успения Пресвятой Богородицы и соборный храм Преображения Господня, а также надвратные часовни Предтеченская, Космодамианская и Ильинская, четвертая построена была перед входом в монастырь.

В храмах, кроме Успенского, было очень холодно. И скоро на его паперти появился придел во имя свт. Николая. А при трапезной была построена теплая церковь во имя Рождества Христова.

5 марта 1786 г., обитель повелением Екатерины II включена была в когорту штатных третьего класса с игуменским настоятельством. Начиная с 1789-го и кончая 1794-м годами, а потом в период с 1809 и до 1814-й годы были освящены ряд церквей. Тут в 1793 г. была учреждена епархиальная больница. Кстати, скоро в обители все церкви были только из камня.

Вот еще несколько важных вех: куплен дом для Валаамского подворья в Петербурге: обитель возведена в первый класс при определенных условиях; в это время обитель застраивается, в том числе скитами, и благоустраивается; в ее стенах проходит съезд духовенства и мирян, посвященный введению нового стиля.

Когда Финляндия укрепляла свои границы...

Финляндия после октябрьской революции 1917 г. стала независимой. Оказавшись на ее территории, монастырь на время был сохранен. А уже через год пришли голод на остров и эпидемия гриппа, унесшие жизни нескольких иноков.

Из-за укрепления Финляндией своих границ и рассматривания военным командованием Валаамского архипелага в роли приграничного форпоста державы на Ладожском озере, тут не прекращались фортификационные работы. По словам монаха Иувиана (Красноперова), монастырского летописца, 12 января 1918 г. в монастыре началось т.н. «порт-артурское сидение», принесшее обители разобщение с Россией и всем миром.

В 1923-м на Валааме в богослужебную практику вводят на новый (григорианский) календарный стиль, навязанный насильно Финляндской Православной Церкви. Раскол в братии привел к исключению за верность старому стилю 42 монашествующих.

Файл:Верхний храм Спасо-Преображенского собора после полуторалетнего пребывания советских войск.jpg
Верхний храм Спасо-Преображенского собора после ухода советских войск в 1941 году

В обители через пару лет находилось около четырех сотен человек (110 - иеромонахов с иеродиаконами). Наемные рабочие разрабатывали лес. Богомолки управлялись в прачечной и на огородах. Скиты закрывались, кроме Предтеченского, Тихвинского и Всесвятского.

Тут регулярно проводили съезды духовенства и мирян. В надвратном храме ап. Петра и Павла с 26-го года иеромонах Исаакий служил на финском языке. В 31-м в Воскресенском скиту открыли детский приют. В эти годы в обитель вернулась традиция книгопечатания.

Вторая мировая

Отношения между СССР и Финляндией испортились в 1939 г. В монастыре прекратили звонить в колокола. В 1939 г. Красная Армия начала военные действия на этом направлении. Валаамский архипелаг тоже подвергался бомбардировкам. Братию начали эвакуировать в конце года.

После подписания мирного договора между сторонами Карелия и монастыри, включая Валаамский, отошли к СССР. С территории в Финляндию жители должны были перебраться за несколько дней.

Началась жизнь в бывшей усадьбе Папинниеми, приобретенной братией в Хяйнавеси, потом она стала называться Новым Валаамом. Но через время на остров вернулись финские войска, которые покинули его в 44-м году.

После войны

Файл:Верхний храм Спасо-Преображенского собора в советские годы.jpg
Верхний храм Спасо-Преображенского собора в советские годы

В 49-м на острове появился совхоз. С 1952 до 1984го тут был дом-интеpнат для инвалидов войны и престарелых, директор которого жег деревянные часовни, чтобы отопить свинарник и коровник.

Протечки и конденсат портили живопись в Спасо-Преображенском соборе. В нижнем храме был овощной склад. А в алтаре Успенского храма работал магазин. Турбазу поселили в Воскpесенском скиту. Каменные скиты и деревянные разбирались на топливо и пр. В эти годы сожгли деревянную церковь Ильинского скита на о. Лембос. Не стало и Назариевской пустыни, порядка двух сотен деревянных часовен на островах, строений Коневского скита, храма, перевезенного на центральную усадьбу и оскверненного, как и ряд монастырей, находившихся под попечением Валаамской обители.

С 1965 г. власти сделали несколько попыток дать Валааму второе дыхание. Спустя 14 лет природный заказник, организованный ими, стал числиться как историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Здесь планировали устроить тураттракцион с канатной дорогой, аэродром, в соборе планировался зал органной музыки и пр.

Современное состояние

Скиты (но не Воскpесенский и Гефсиманский), которые были рядом со Спасо-Преображенским собором и сам собор с внутренним каре по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия Совмин Карелии решил передать в 1989 г. в пользование» Ленинградской епархии. Приехав на остров, первые насельники в лице иеромонахов Варсонофия, Геронтия, Фотия, иеродиакона Серафима, послушников Леонида и Вадима в 1989 г. поселились в бывшем изоляторе дома инвалидов.

В нижнем храме в честь преп. Сергия и Германа стали идти службы. В это же время в монастыре началась реставрация. Главный престол нижнего собора был освящен в конце мая 1990 г. В это же время Верховный Совет Карелии решил, что пора вернуть обители все храмовые и административно-хозяйственные строения. И тогда же монастырю присвоен был статус ставропигиального.

Здесь возобновились камнерезное производство, книгоиздательство, кузнечное дело, свечное и пр. Стали восстанавливаться старые и строиться новые скиты. А в 2008 г. патриарх Алексий II освятил и отслужил в храмовом комплексе Свято-Владимирского скита первую литургию.

Через год в празднования 20-летия возрождения монашеской жизни на Валааме его Святейшество патриарх Кирилл открыл с главой Республики Карелия в цокольном помещении храмового комплекса Свято-Владимирского скита музей, посвященный патриарху Алексию II.

Устав монастыря

В Валаамском ставропигиальном монастыре восстановлено указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II игуменство, предусмотренное старинным Уставом обители, который утверждён к использованию тоже указом Патриарха. Устав, составленный по типу и строгости Афонских обителей, предполагает, что настоятель не предпринимает «ничего без совета братии». Вот почему и собирается регулярно для совета Духовный Собор старшей братии.

Распорядок дня

Богослужебный суточный круг начинает в 17:00 вечерня с малым повечерием. После - монашеское правило, 3 канона, акафист Божией Матери, чин прощения. Затем братия трапезничает, а в 21:00 начинается чтение келейного правила.

5.00 - утреня, предваряемая полунощницей. Затем в храме Валаамской иконы Божией Матери начинается ранняя Божественная литургия. После утреннего чая (в кельях) и передышки все идут на послушания.

13:00 - обед в братской трапезной, во время которого читаются святоотеческие творения.

13.30 – молебен у раки основателей монастыря, преп. Сергия и Германа.

В среду служится молебен у чтимого списка образа Божией Матери «Всецарица».

Воскресенье после вечерни служат молебен с чтением акафиста основателям обители.

21:00 — расход из храма.

22:00 - отход ко сну.

Святые

Указаны в алфавитном порядке:

Преподобные Сергий и Герман Валаамские, основатели Валаамского монастыря

Святыни

  • мощи прпп. Сергия и Германа Валаамских (в нижнем храме собора)
  • мощи прп. Антипы Валаамского
  • «Валаамская» икона Божией Матери (в нижнем храме собора)
  • икона Божией Матери «Всецарица» (в нижнем храме собора)
  • икона прпп. Сергия и Германа Валаамских (в нижнем храме собора, над ракой преподобных)
  • чтимые могилы схимон. Агапия Слепого и Иоанна Молчальника, иеросхимон. Никона, схиигум. Феодора и др. подвижников (на Братском кладбище)
  • чтимая могила игум. Дамаскина (на Игуменском кладбище)
  • чтимая могила иеросхимон. Клеопы (Всехсвятский скит)
  • чтимые могилы иеромон. Исаии и схимон. Никиты (Иоанно-Предтеченский скит)

Престольные праздники

Герман и Сергий Валаамские, преподобные - 11 июля, 24 сентября

Храмы, скиты и подворья Валаамского монастыря

Храмы

  • Спасо-Преображенский собор

Скиты

Скиты Валаамского архипелага:

Скит Всех Святых (белый скит, большой скит) — самый первый и самый большой скит, в 1789—1796 годах были построены каменный храм и шесть келейных корпусов для братии. Женщинам посещение скита разрешено только раз в году — в первое воскресенье после дня Святой Троицы.

Никольский скит — включает церковь Николая Чудотворца (построена в 1853 году) и церковь Иоанна Дамаскина (построена в 1856 году). Архитектор А. М. Горностаев.

Скит Иоанна Предтечи на Предтеченском острове — устав в Предтеченском скиту отличается особой строгостью, посещение скита посторонними не разрешается.

Коневский скит — освящён в 1870 году, разобран в 50-х годах XX века, восстановлен в 2004 году и освящён во имя Коневской иконы Божией Матери.

Аврааамиевский скит (скит Авраамия Ростовского) — расположен на Емельяновском (Авраамиевском) острове. В советское время был разрушен, в 2014 году начато его восстановление.

Файл:Никольский скит (Валаам).JPG
Никольский скит

Воскресенский скит (Новоиерусалимский скит, красный скит) — расположен на горе Сион, где по преданию св. апостол Андрей Первозванный воздвиг каменный крест.

Гефсиманский скит (жёлтый скит) — освящён в 1911 году, включает церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вознесенскую часовню на горе Елеон, домик для братии, часовню «Моление о чаше».

Смоленский скит — устроен в 1917 году по проекту великого князя Петра Николаевича, восстановлен в 2005 году.

Свято-Владимирский скит — построен в 2007 году.

Скит Александра Невского — заложен в 2014 году.

Александро-Свирский скит (скит Александра Свирского, Свято-островский скит) на острове Святой, где в XV веке около семи лет жил в пещере преподобный Александр Свирский. Восстановлен в 2001 году после пожара 1999 года.

Ильинский скит на острове Лембос — в 1867 году была возведена деревянная часовня во имя пророка Илии с колокольней и кельями, уничтожена в 50-е годы XX века, заново отстроена в 2006 году.

Скит апостола Андрея Первозванного на острове Сухой (Оборонный) — заложен в 2014 году, строится.

Скит Германа Аляскинского на острове Байонный — основан в 2010 году.

Казанский скит на восточном побережье острова — заложен в 2015 году, строится.

Скиты на других, более удалённых островах Ладожского озера:

  • Германовский скит с церковью Александра Невского на острове Сюскюянсаари (остров св. Германа, на северо-северо-востоке от Валаама), в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии;
  • Сергиевский скит на острове Путсаари;
  • Тихвинский скит на острове Воссинансаари — в наши дни не существует, все постройки скита в советское время были разобраны.

Подворья

Фото

Видео

Как добраться

Проезд «своим ходом»: Остров расположен на Ладожском озере, куда добираются по воде (из Сортавалы или Приозерска: до Сортавалы ехать автобусом из Санкт-Петербурга, а до Приозерска - электричкой от Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге, от приозеркого вокзала до причала - такси.

Адрес: 186756, Республика Карелия, Сортавальский район, о. Валаам

Официальный сайт

Паломническая служба Валаамского монастыря

Приемом паломников и туристов на о. Валаам занимается Паломническая служба Валаамского монастыря «ВАЛААМСКIЙ ПАЛОМНИКЪ»:

Тел.: +7 (812) 902 86 11

E-mail: vp@valaam.ru

Страница на сайте Валаамского монастыря

Ссылки