Храм Флора и Лавра (Углич)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Храм Флора и Лавра города Углич находится на берегу Волги возле теплоходного причала. В конце XVI века в тех местах стояла церковь Собора Богородицы, а также Флора и Лавра.

в 1762 году ее заменили каменным храмом, построенным на средства прихожан, в котором были престолы Воскресения Христова и Собора Богородицы. Приделу Флора и Лавра места не нашлось, но память о нем всегда была жива, хранилась храмовая икона.

История[править | править код]

находится на берегу Волги возле теплоходного причала. В конце XVI века в тех местах стояла церковь Собора Богородицы и Флора и Лавра.

Церковь Флора и Лавра находится на берегу Волги возле теплоходного причала. В конце XVI века в тех местах стояла церковь Собора Богородицы и Флора и Лавра. Но она, несомненно, существовала и раньше, так как числилась при княжеских конюшнях, в удельное время вынесенных из кремля из-за недостатка места. Святые Флор и Лавр - покровители лошадей, из этого понятно, почему данная церковь была при конюшнях. Улица, проходившая здесь, называлась Конюшенной. Именно по ней коней приводили к княжескому дворцу. Улица вела к восточным воротам кремля, которые назывались Флоровскими. Храм уцелел после бед и потрясений Смутного времени, и в Писцовых книгах 1663 года значится все та же церковь при конюшнях. Она была деревянная с трапезною, шатровая, об одной главе.

В 1762 году ее заменили каменным храмом, построенным на средства прихожан, в котором были престолы Воскресения Христова и Собора Богородицы. Приделу Флора и Лавра места не нашлось, но память о нем всегда была жива, хранилась храмовая икона.

До революции она упоминалась под названием либо Воскресенской, либо Воскресенско-Флоровской, и лишь в XX веке сменила имя и стала называться церковью Флора и Лавра. Построена церковь в лучших традициях устоявшейся угличской храмовой архитектуры: высокая, в три «света» (то есть с тремя горизонтальными рядами окон), с небольшими куполами на тонких барабанах. Окна обрамлены вытянутыми кверху наличниками в стиле барокко. В храме было два этажа.

В советское время церковь лишилась колокольни и была обезглавлена. В ней по очереди располагались различные учреждения, которые своими переустройствами здания только увеличивали урон.

С 2005 года началось восстановление храма. 9 октября 2008 года на четверике храма засияли медью пять новых куполов. В этот же год начались богослужения в нижнем храме, которые и продолжаются регулярно по сей день.

Житие святых мучеников Флора и Лавра

Святые мученики Флор и Лавр были братьями не только по плоти, но и по духу, так как оба единодушно веровали во Христа и угождали Ему добрыми делами. По занятию они были каменщиками. Учителями их были благочестивые мужи Прокл и Максим, от которых вместе с ремеслом они научились и богоугодной жизни по правилам христианской веры. За веру во Христа сперва преданы были смерти их учителя, а потом, спустя некоторое время, вслед за учителями своими и они унаследовали мученические венцы, приняв страдальческую смерть от правителя Иллирии1 Ликиона. Поводом к страданию их был следующий случай.

Некий правитель соседней страны обратился к правителю Иллирии с просьбою прислать ему искусных каменщиков для построения великолепного каменного храма языческим богам. Так как самыми искусными в стране знатоками этого дела были святые Флор и Лавр, то Ликион и отправил их к этому правителю. Сооружая согласно воле последнего храм, святые братья раздавали бедным плату, получаемую ими за свой труд, и при этом учили бедных святой вере во Христа. Сами они всегда проводили время в посте, молитве и трудах: ночью молились, а днем производили свои работы; пищу принимали в малом количестве, за то обильно кормили голодный и бедных. Действуя таким образом, они обратили к христианской вере не только призреваемых ими бедняков, но и одного языческого жреца с его сыном. Случилось это так.

В один день, когда святые братья тесали камень, к ним подошел сын жреца, молодой юноша, и, ставши близко, смотрел на их работу. Вдруг от камня отскочил осколок, ударил юношу в глаз и выбил его. От боли юноша закричал; на его крик прибежал отец его, языческий жрец. Видя, что лицо сына окровавлено и глаз выпал, он разорвал от горя на себе одежды, стал бранить святых работников и бросился было на них, чтобы их побить, но его удержали бывшие тут же другие рабочие. Удостоверяя невинность святых братьев, они говорили, что виноват в своем несчастии сам юноша, потому что он близко подошел к ним в то время, когда они тесали камень и смотрел на их работу, не принимая мер предосторожности. Святые угодники Божии Флор и Лавр, стараясь успокоить жреца, обещали скоро исцелить глаз его сыну и сделать его настолько же зрячим, как и прежде.

После сего они взяли юношу на ночь к себе в дом и стали учить его познанию единого истинного Бога, Иисуса Христа, причем говорили ему:

– Если будешь всем сердцем веровать в Того Бога, о Котором мы возвещаем тебе, то глаз той скоро будет здоров.

– Если глаз мой станет таким же, как был прежде, – ответил юноша, – то я уверую в вашего Бога и буду чтить Его. Без сомнения больше надлежит веровать в Того Бога, Который исцеляет больных и возвращает зрение слепым, нежели в тех богов, которые не только больных не исцеляют, но и здоровых делают больными.

При этом юноша рассказал святым о таком происшествии.

– Есть, – сказал он, – среди наших жрецов один жрец, по имени Ерм. Когда за несколько лет пред этим хотели поставить его в жреческое звание, то привели к идолу Зевса, чтобы возложить руку идола на его голову. такой существует у нас обряд при поставлении в жречество. Он состоит в том, что руку идола, приделанную к плечам и движущуюся в суставе, жрецы при помощи серебряной цепи поднимают кверху, а потом спускают на голову поставляемого. Когда эту руку спускали на голову Ерма, то серебряная цепь случайно выскользнула из рук держащих ее, и рука идола, упав на лицо Ерма, ободрала его ногтями вплоть до костей, так что до сего дня издалека видны зубы его. И ни один бог не оказал ему помощи, напротив ему делается всё хуже.

Когда юноша рассказал об этом происшествии, святые Флор и Лавр со слезами начали молиться Богу о том, чтобы Он исцелил юношу и просветил не только его телесный глаз, но и душевные его очи. После усердной молитвы они осенили больной глаз юноши крестным знамением и глаз немедленно зажил, сделался совершенно здоровым и так же хорошо видел, как и прежде. Вследствие такого чуда уверовал во Христа не только исцеленный юноша, но и отец его, языческий жрец. Имя этому жрецу было Мемертин, и он с этого времени из служителя демонов стал рабом Господа нашего Иисуса Христа вместе с сыном своим.

После сего святые работники Флор и Лавр, получая в своей работе помощь от ангела Божия, в короткое время окончили постройкой сооружаемый храм, но не оставили его для жилища идолов, а освятили его для прославления пресвятого имени Иисуса Христа. Они поставили в нем к востоку честной крест и, собрав до трехсот человек бедняков, братьев своих по вере, совершили всенощную молитву, прославляя Христа Бога. Во время молитвы сошел свыше свет неизреченной небесной славы и наполнил храм дивным сиянием. По окончании всенощной молитвы все бывшие в храме, отправились к стоявшему неподалеку зданию, в котором находились приготовленные для нового храма идолы и, обвязав шеи этих идолов своими поясами, стали влачить их по земле, бить и ломать и, таким образом, раздробили их на мелкие части.

Узнав обо всём этом, областеначальник велел схватить Флора и Лавра и всех тех, кто были с ними, и в числе последних Мамертина и сына его. Всех, бывших со святыми, он приговорил к сожжению, а их самих, предав жестокому избиению, велел связать и отослал к правителю Иллирии Ликиону. Ликион обстоятельно расспросил их обо всём и, узнав, что они – христиане и остаются непоколебимыми в своей вере, велел бросить их в глубокий колодец и засыпать землею.

Спустя много лет были обретены из святые и многоцелебные мощи и с честью перенесены в Константинополь во славу Христа, Бога нашего

Житие преподобного Александра Свирского

Святой был рождён в 1448 году в семье набожных людей Стефана и Вассы. При крещении родители дали имя ребёнку Амос. Подросшего сына родители определили в школу. Учиться было трудно, и юный отрок молил Бога о помощи. Во время молитвы голос обещал ему, что всё, о чём он просит, исполнится. И действительно – учиться стало легко, и скоро Амос был лучшим учеником в классе. Святой был послушным и кротким ребёнком, которому неинтересны были шумные ребяческие забавы. Одевался он просто и рано стал соблюдать посты, укрепляя тем свою юную душу.

При достижении Амосом совершеннолетия родители решили его женить. Но к тому времени юноша утвердился в своём желании служить Господу. Когда Амос узнал о Валаамской обители, он решил уйти туда. Отправился он в святое место пешком, не зная даже дороги. Перебравшись через реку Свирь, он остановился на ночлег на берегу озера и стал молиться. И снова, как в детстве, голос велел ему идти на Валаам, а затем, через несколько лет, возвратиться сюда и основать здесь монастырь. После этих слов, на месте, которое Господь выбрал для своей обители, появился яркий свет. Утром Амос встретил человека, который сообщил, что держит путь на Валаам. Они пошли вместе и вскоре добрались до монастыря. Тогда Амос захотел поблагодарить своего попутчика, но увидел, что его нигде нет. Он догадался, что это был Ангел.

Семь лет он был послушником в монастыре. Всё это время он с кротостью нёс послушание: много и смиренно трудился и молился. В 1474 году Амоса постригли в монахи с именем Александр. Он переселился на отдалённый пустынный остров. Там он находился в полном одиночестве долгих семь лет, укрываясь от непогоды в пещере.

В 1508 году святой стал свидетелем явления Господа. Во время моления появился яркий свет. В келье перед молящимся предстали вдруг Трое в белоснежных одеждах. Лица их были словно солнце. Александр упал перед Богом на колени. Но Господь поднял его и велел построить храм и монастырь во имя Святой Троицы. Так смиренный отшельник, надеющийся только на Бога, избегающий людей и прославления с их стороны, считающий себя недостойным, был удостоен великой Милости Божьей.

Спустя век после кончины преподобного, при перестройке церкви Преображения, были обретены его нетленные мощи. Его тело осталось невредимым — святой выглядел как спящий. Существуют свидетельства о том, что мощи святого теплые и сохраняют температуру такую же, как у живого человека.

В храме под иконой расположен ковчежец с песком того места, где преподобному Александру Свирскому произошло явление Святой Троицы. А также тапочка, освященная у его ног.

Из жития Иоанна Крестителя (Предтечи)

О пророке Иоанне Крестителе Сам Господь говорил, что: «из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя».

Усекновение главы Иоанна Предтечи произошло во время пира в честь дня рождения Ирода, на котором присутствовали вельможи, старейшины и тысяченачальники. Дочь Иродиады Саломия (Саломея) танцевала перед гостями, расположив тем самым к себе Ирода, который поклялся дать ей все, что она ни попросит – хотя бы даже и половину своего царства. По наговору своей матери Иродиады, у которой появилась возможность отомстить святому Иоанну и навсегда избавиться от упреков и обличений, Саломея попросил дать ей голову Иоанна Крестителя и принести ее на блюде. Ирод смутился, так как боялся гнева Божия за убийство пророка, а также народного гнева, поскольку Предтеча был любим жителями Галилеи. При этом из Евангелий известно, что Ирод во многом слушал святого Иоанна и поступал по его словам – но, как пишет свт. Иоанн Златоуст, правитель «царствовал над удовольствиями, вернее, был рабом удовольствий». Златоуст полагает, что, скорее всего, клятвой Ирод прикрылся, как благовидным предлогом – на самом же деле, истинной причиной его поступка была боязнь потерять Иродиаду.

И он сдерживает свою клятву, данную в присутствии высоких гостей: он отдает соответствующий приказ – и происходит Усекновение главы Иоанна Предтечи. Существует предание, согласно которому уста мертвой главы пророка по-прежнему продолжали обличать правителя.

Святыни[править | править код]

  • Икона усекновения главы Иоанна Предтечи
  • Икона преподобного Александра Свирского

Престольные праздники[править | править код]

Мученики Флор и Лавр Иллирийские - 31 августа

Как добраться[править | править код]

Адрес: Россия, Ярославская область,город Углич, улица Островского, 1а

Телефон: +7(980) 651-24-76

Электронная почта: pigors@mail.ru

Паломнику[править | править код]

Актуальное расписание богослужений можно посмотреть на странице храма в соцсети.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Храм Флора и Лавра (Углич)