Муром

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
55.579174; 42.052411
Россия, Владимирская область, Муром
Муром,Владимирская область
Россия


Троицкий монастырь

Общее описание[править | править код]

Муром

Объективно

Районный центр Владимирской области в 280 км к востоку от Москвы, в 137 км к юго-востоку от Владимира. На р. Оке. Население – 146 тыс. человек.

Субъективно

Муром оставляет сложное впечатление. Древнейший город, в котором самая старая постройка – лишь XVI в. Город «святогонов», в котором четыре действующих монастыря. Город святых, которых почитает вся Русь, почти ничего достоверно не зная о них. Город, богатый святынями, но бедный паломниками.

Вместе с древнейшими постройками утеряны и летописи Мурома. Поэтому, передаваемая из уст в уста, древнейшая история города и его святых приобрела сказочные детали, в ней много неясностей и загадок. Возможно, эти былинные сказания ярче передают дух древней Руси, характеры и величие героев, чем объективные, но отрывочные и сухие сведения из прижизненных летописей.

Главные достопримечательности Мурома можно обойти пешком, поэтому посетить всё можно и за один день, а чтобы уделить каждому месту достойное внимание, необходимы два дня.

История города[править | править код]

Древний, как Русь

«Повесть временных лет» устанавливает один год рождения – 862-й – для пяти древнейших русских городов: «...И по тем городам... перьвии насельници в Новегороде словене, в Полотьсте кривичи, в Ростове меря, в Беле-озере весь, в Муроме мурома...» Мурому считают финно-угорским племенем, близким к мордве. Это племя было полностью ассимилировано славянами к X-XII вв.

Крещение Мурома

После убиения князя Глеба братом Святополком в 1015 г. городом управляли наместники киевских и черниговских князей. В Муроме они не жили, и предоставленные сами себе муромцы оставались язычниками.

В 1097 г. на съезде князей в Любече Муром был передан в удел сыну Святослава Черниговского Ярославу. Возможно, Ярослав Святославович и был тем святым князем, которого церковный писатель XVI в. называет Константином Святославовичем. Вероятно, Ярослав постригся в монашество или в схиму с именем Константина.

Константин Святославович прибыл на княжение в языческий Муром с женой Ириной, сыновьями Михаилом и Феодором, епископом Василием и иконой Божией Матери, впоследствии названной «Муромской». Чтобы войти в город с миром, князь послал к муромцам своего сына Михаила. Как это было, опять-таки рассказывают по-разному. Мы не знаем, услышали ли язычники из уст Михаила проповедь христианства; но несомненно, что проповедью христианства было самопожертвование молодого князя. Князь Константин уподобился в этом Богу-отцу, пославшему Сына примирителем; Михаил был убит ради спасения других людей.

Только перед силой княжеской дружины муромцы отворили ворота города. Над могилой сына Константин построил храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Но язычество сопротивлялось. Однажды муромцы окружили двор князя с намерением убить его. Константин, помолясь, вышел к ним с Муромской иконой Божией Матери, и, по преданию, свершилось чудо: язычники смирились и упали на колени, прося крестить их. Этот двор находился на Старом Вышнем городище, где сейчас стоят Свято-Троицкий и Благовещенский монастыри. Первый епископ Мурома Василий крестил муромцев в водах Оки.

За годы правления Константина Муромское княжество укрепилось не только как восточный оборонительный форпост Руси, но и как важный центр торговли с южными и восточными народами. Князь Константин преставился в один год со своим сыном Феодором. Они были похоронены в Благовещенской церкви, на том же месте лежат их святые мощи и теперь – в Благовещенском соборе Благовещенского мужского монастыря.

По преданию, около 1290 г. старице Варсонофии в ночном видении явилась Божия Матерь со святым князем Константином и его сыновьями и сказала: «Иди и скажи жителям Мурома, что в церкви Благовещения почивают нетленно мощи святых благоверных князей Константина и чад его, которые подают исцеления». После того как видение повторилось, старица пошла к епископу. Исцеления от мощей святых князей совершаются и теперь. Память благоверных князей Константина, Михаила и Феодора празднуется 21 мая (3 июня).

О двойнике святого Константина – князе Ярославе Святославиче – историческая наука говорит, что он умер в 1129 г. и после него Муромом по очереди управляли три его сына – Юрий, Святослав и Ростислав. В 1154 г. Юрий Долгорукий силой взял власть над Муромом и отдал его своему сыну Андрею Боголюбскому. Но Ростислав Ярославич вернулся с половцами, разбил дружину Андрея и снова водворился в Муроме.

Запустение и возобновление города

Первой из больших городов Руси удар Батыя в 1237 г. приняла на себя Рязань. Под Рязанью погиб и тогдашний муромский князь Юрий Давыдович. Соседний Муром Батый разорил дважды – в 1237 и 1239 гг. О втором нашествии летописец написал: «Обеспамятствовавшие жители не могли нигде найти безопасность: матери плакали о детях, на их глазах растоптанных конями татарскими; живые завидовали спокойствию мертвых».

Всего же только с 1237 по 1293 г. Муром был разорён шесть раз. Последний – в 1293 г. – из-за междоусобиц город разорил великий князь Андрей, сын Александра Невского. Оставшиеся в живых поселились к северу от развалин города.

Восстановил город князь Юрий Ярославич, получивший город в удел в 1351 г.

Между Москвой и Казанью

В 1392 г. сын Димитрия Донского Василий присоединил Муромское княжество к Московскому. Муром стал одним из восточных рубежей Москвы. С 1440-х гг. начались набеги казанских татар на Муром и походы москвичей на татар. За век с небольшим – до взятия Казани – муромская дружина участвовала во множестве оборонительных сражений, освобождении Нижнего Новгорода и двух походах на Казань. При взятии Казани муромская дружина сыграла решаюшую роль. Карамзин писал: «Казанцы еще не уступили своих трофеев, но явились муромцы, дети боярские, стародавним племенем и доблестью: ударили, сломили неприятеля, втиснули в ров. Победа решилась...»

Лихолетье. Праведная Иулиания Муромская

В 1570 г. эпидемия опустошила Муром. За ней последовал голод, спасаясь от которого остатки жителей разбежались по деревням.

Восстанавливался город медленно. Спустя четыре года в Муроме проживало лишь 149 человек. А ещё через несколько лет голод снова поставил Муромскую землю на грань выживания. В этих испытаниях проявились добрые качества вдовы помещика из села Лазаревское Иулиании.

В шесть лет Иулиания осталась сиротой, и её взяла к себе в Муром бабушка. По преданию, уже тогда девочка отличалась скромностью, тихостью, любовью к молитве, хотя Божиим заповедям её никто из людей не учил. В 16 лет она вышла замуж за владельца близлежащего села Лазаревское Юрия Осоргина и переехала в его дом. У них родились десять сыновей и три дочери. Но семейные хлопоты не отвлекли Иулианию от духовных занятий. После ухода мужа на царскую службу она все ночи проводила без сна, на молитве.

Четыре сына и две дочери Иулиании умерли во младенчестве. Когда же двух взрослых сыновей убили, она хотела уйти в монастырь. Но муж словами прп. Космы убедил её до конца нести семейный крест; они стали жить с мужем как брат с сестрой.

Когда при Борисе Годунове на муромскую землю снова пришёл голод, мужа Иулиании уже девять лет не было в живых. Праведница продала скот, всё движимое имущество и кормила свою челядь и всех, кто просил у неё. Когда хлеб кончился, Иулиания дала свободу тем слугам, которые захотели уйти, а с оставшимися переселилась в с. Вочнево в Нижегородской земле. Там они собирали лебеду, кору с вязов и готовили из этого хлеб, который по молитве святой был вкусным и питательным. Нищие, которых кормила Иулиания, говорили: «Так в сладость не наедались, как сладок хлеб у этой доброй вдовы».

В конце 1613 г. праведная Иулиания занемогла и через неделю скончалась. В минуту смерти все окружающие видели на её голове золотой венец, а дом наполнился благоуханием. По завещанию Иулиании её похоронили в Лазаревском, рядом с мужем. В том же 1614 г., когда рыли могилу для их сына, обрели её мощи нетленными и мироточащими; от них многие получили исцеление. Память праведной Иулиании Лазаревской празднуется в день её смерти – 2 (15) января.

До 1989 г. мощи святой хранились в музее. Сейчас они покоятся в муромской Николо-Набережной церкви.

Первое жизнеописание Иулиании составил её сын Калистрат Осоргин. В 1999 г. в Муром приезжали потомки святой – семья православного священника из Франции; привезли образ праведной Иулиании.

Смутное время

Едва успел город встать на ноги, надвинулось Смутное время. В 1616 г. Муром был разорён польской бандой Лисовского. Посадские люди, которые кормили горожан, «разбежались безвестно от бедности, от великих податей государевых, мнози побиты литовскими людьми». Когда в 1619 г. был избран новый царь, игумен Благовещенского монастыря написал ему: «Приходили к нам литовские люди и монастырь разорили, в церквах Божиих престолы ободрали и стихари и поясы и посох, царское богоданное и всякое церковное строение расхитили, братию посекли, игумена с пономарем взяли в плен и кельи пожгли и пономоря в половину пожгли. И от того литовского разорения в монастыре на церквах кровли сгнили…»

Царь Михаил Феодорович пожаловал монастырю несколько озёр, на оброк с которых обитель смогла постепенно восстановить разрушенное.

Город кожевенников, кузнецов и купцов

В XVI в. город был обнесён деревянной стеной длиной около 1200 м. Из муромских ремесленников наиболее славились кожевенники. Почти в каждом доме был колодец, в котором дубили бычьи кожи.

Сильны были и кузнецы. В 1637 г. муромские кузнецы выковали по домам около 1000 мушкетных стволов и 600 копий. Славились муромские замки, дверные ручки и другая домашняя утварь из железа. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся две работы известного муромского оружейника Никиты Давыдова – булатный шлем царя Михаила Феодоровича (1621) и пластинчатый доспех (нагрудник) царя Алексея Михайловича (1663). Сохранился также изготовленный мастером шестизарядный пистолет. За 50 лет работы в московской Оружейной палате Никита Давыдов воспитал много учеников.

Как и во всех русских городах, стоящих на больших реках, самыми богатыми людьми Мурома были купцы. От купцов остались каменные особняки, храмы и роскошные надгробия возле этих храмов.

Железнодорожный вокзал

В 1880 г. через Муром прошла ветка железной дороги Москва – Нижний Новгород. А в 1912 г. было открыто элегантное здание вокзала, построенное по проекту А. В. Щусева.

Святые[править | править код]

Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония

Благоверные князь Петр и княгиня Феврония

В историю жизни Петра и Февронии народная память внесла явно сказочные детали. Возможно, народ не мог иначе выразить красоту любви этих праведников. Записанное в XVI в. сказание о жизни Петра и Февронии начинается с того, что крылатый змей стал любовником жены муромского князя Павла, в котором историки по времени жизни узнают князя Владимира, скончавшегося в 1203 г. Желая освободиться от змея и его колдовства, жена князя выведала у змея, что тому суждено умереть «от Петрова плеча и Агрикова меча». Однажды незнакомый мальчик указал брату Павла Петру, где спрятан Агриков меч. Пётр зарубил змея, но от брызнувшей на него крови покрылся язвами, от которых никак не мог излечиться. Дальнейшая часть жития вполне правдоподобна.

Некая девица Феврония в рязанской деревне Ласково взялась вылечить Петра, если он женится на ней. Вначале Пётр не поверил девице, но, загадав ей загадку, был удивлён мудрым ответом. Пётр помазал мазью Февронии свои язвы в бане и выздоровел. Но не женился на деве, а вернулся в Муром. После чего болезнь вернулась к нему.

Тогда Пётр покаялся и взял Февронию в жёны. Когда Павел умер, Пётр стал муромским князем. Бояре потребовали у Петра изгнать жену-простолюдинку. Верный Пётр предпочёл оставить Муром вместе с Февронией.

Из Мурома княжеская чета ушла по Оке. В одной лодке с Февронией находился человек, который смотрел на княгиню с блудными помыслами. Княгиня велела мужчине зачерпнуть и выпить воды сначала с одной стороны лодки, потом с другой. И спросила:

– Одинакова вода или одна слаще другой? – Одинаковая, госпожа, вода. – Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?

Так, будучи целомудренна сама, прозорливая Феврония давала и другим уроки целомудрия.

В Муроме началась борьба за власть. Никто из бояр её не добился, зато многие нашли смерть. Тогда бояре умолили Петра и Февронию вернуться на княжение.

Долгая жизнь Петра и Февронии была украшена щедрым милосердием. Пётр был всем муромцам отцом, а Феврония – ласковой матерью. Незадолго до смерти Пётр принял монашеский постриг с именем Давида, а Феврония – с именем Евфросинии. Евфросиния поселилась в Крестовоздвиженском монастыре, который был поставлен на берегу Оки вблизи места первого крещения муромцев. Монастырь был полностью разрушен, сейчас на месте кельи св. Февронии-Евфросинии, по ул. Экземплярского, бывшей Воздвиженской, стоит памятный крест.

Как и просили Бога, Пётр и Феврония умерли в один день – 25 июня (8 июля) 1228 г. Этот день стал днём их церковного поминовения. Тела князя и княгини народ поставил в разных церквах, так как считалось, что иноку и инокине нельзя лежать рядом. Но наутро тела святой четы нашли в храме Рождества Богородицы в одном гробе с тонкой перегородкой, который они приготовили для себя при жизни.

В 1992 г. мощи Петра и Февронии из музея были переданы в Свято-Троицкий женский монастырь. По молитвам у святых мощей снова совершаются чудеса, среди который много благодеяний супружеским парам – рождаются дети, в семьи возвращаются мир и любовь.

Святитель Василий Рязанский

Впервые черниговские князья получили во владение Муром в 1054 г. Примерно тогда же на муромских землях возник город Рязань, который быстро усиливался. В результате междоусобиц между сыновьями Александра Невского Муромо-Рязанское княжество распалось.

Около 1285 г. муромским епископом стал Василий. О его жизни в Муроме мало известно. Однажды по Мурому распространился слух, что в доме епископа видели молодую женщину. Заверениям Василия в своей невиновности муромцы не поверили и велели ему оставить город. Святитель всю ночь молился в храме Бориса и Глеба, наутро пришёл на берег Оки, расстелил по воде свою мантию, ступил на неё с Муромской иконой Божией Матери в руках и был принесён «духом бурным» в Рязань, где прославился святостью.

Так Муром разом утратил чудотворную Муромскую икону Божией Матери, святого епископа и первенство над Рязанью. Потому что вместе с Василием в Рязань переместилась епископская кафедра, с учреждением которой Рязань укрепилась как самостоятельное княжество. Вдобавок муромцы укрепили свою репутацию «святогонов». Это произошло около 1288 г.

Праведная Иулиания

Праведная Иулиания Муромская

В 1570 г. эпидемия опустошила Муром. За ней последовал голод, спасаясь от которого остатки жителей разбежались по деревням.

Восстанавливался город медленно. Спустя четыре года в Муроме проживало лишь 149 человек. А ещё через несколько лет голод снова поставил Муромскую землю на грань выживания. В этих испытаниях проявились добрые качества вдовы помещика из села Лазаревское Иулиании.

В шесть лет Иулиания осталась сиротой, и её взяла к себе в Муром бабушка. По преданию, уже тогда девочка отличалась скромностью, тихостью, любовью к молитве, хотя Божиим заповедям её никто из людей не учил. В 16 лет она вышла замуж за владельца близлежащего села Лазаревское Юрия Осоргина и переехала в его дом. У них родились десять сыновей и три дочери. Но семейные хлопоты не отвлекли Иулианию от духовных занятий. После ухода мужа на царскую службу она все ночи проводила без сна, на молитве.

Четыре сына и две дочери Иулиании умерли во младенчестве. Когда же двух взрослых сыновей убили, она хотела уйти в монастырь. Но муж словами прп. Космы убедил её до конца нести семейный крест; они стали жить с мужем как брат с сестрой.

Когда при Борисе Годунове на муромскую землю снова пришёл голод, мужа Иулиании уже девять лет не было в живых. Праведница продала скот, всё движимое имущество и кормила свою челядь и всех, кто просил у неё. Когда хлеб кончился, Иулиания дала свободу тем слугам, которые захотели уйти, а с оставшимися переселилась в с. Вочнево в Нижегородской земле. Там они собирали лебеду, кору с вязов и готовили из этого хлеб, который по молитве святой был вкусным и питательным. Нищие, которых кормила Иулиания, говорили: «Так в сладость не наедались, как сладок хлеб у этой доброй вдовы».

В конце 1613 г. праведная Иулиания занемогла и через неделю скончалась. В минуту смерти все окружающие видели на её голове золотой венец, а дом наполнился благоуханием. По завещанию Иулиании её похоронили в Лазаревском, рядом с мужем. В том же 1614 г., когда рыли могилу для их сына, обрели её мощи нетленными и мироточащими; от них многие получили исцеление. Память праведной Иулиании Лазаревской празднуется в день её смерти – 2 (15) января.

До 1989 г. мощи святой хранились в музее. Сейчас они покоятся в муромской Николо-Набережной церкви.

Первое жизнеописание Иулиании составил её сын Калистрат Осоргин. В 1999 г. в Муром приезжали потомки святой – семья православного священника из Франции; привезли образ праведной Иулиании.

Монастыри[править | править код]

Свято-Троицкий женский монастырь (Муром)[править | править код]

Первоначально здесь стоял деревянный храм Бориса и Глеба, построенный благоверным князем Константином. В нём молился перед изгнанием святитель Василий. Храм был центром Борисоглебского монастыря Мурома. Со временем был разорён, на его месте поставили деревянную Троицкую церковь. В 1643 г. попечением купца Богдана Цветного, торговавшего красильными товарами, Троицкий храм был отстроен в камне. В 1648 г. Богдан Цветной выкупил окружавшие храм земли и пожертвовал на строительство девичьего монастыря. В том же году была освящена надвратная церковь Казанской иконы Божией Матери.

В 1890-х гг. на реставрацию этих церквей пожертвовал 400 рублей святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Монастырь Мурома украшал город не только благолепием храмов, но и духовными дарами монахинь. В нём были прозорливые старицы, которые указывали людям спасительный путь в болезнях и других скорбных обстоятельствах.

В 1918 г. в Свято-Троицком монастыре был арестован епископ Муромский Митрофан, живший здесь после закрытия Спасского монастыря; из трёх келейных корпусов изгнали монахинь и заселили туда мирян. Вовсе монастырь закрыли в 1921 г. Со временем колокольню разрушили, Троицкий собор превратили в склад, а территорию монастыря поселившиеся здесь люди превратили в помойку. Среди новых «насельников» было много людей с уголовным прошлым; муромцы стали избегать ходить здесь затемно.

Адрес: 602200, Владимирская обл., г. Муром, пл. Крестьянина, 3а.

Телефон: (49234) 3-13-99, 3-13-74.

Время работы: Богослужения. Литургия по будням – в 6.30, по праздникам и воскресным дням – в 7.00. Вечернее богослужение – в 16.00.

Подробнее...

Воскресенский женский монастырь (Муром)[править | править код]

Монастырь Мурома находится лишь в 10 минутах ходу от Троицкого и Благовещенского монастырей, но в нём совсем другая жизнь.

Об истории известно мало. Монастырь всегда был девичьим. В 1616 г. поляки Лисовского убили здесь священника Иоанна. В 1764 г. монастырь был упразднён, его церкви стали кладбищенскими. В 1929 г. кладбище уничтожили, а в 1950 г. и вовсе устроили над могилами футбольное поле. В Воскресенском храме был спортзал с рингом.

Возобновлён монастырь Мурома в 1998 г., в нём около 10 сестёр. Службы проходят в Воскресенском храме (1658). В церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм (1658) живут сёстры. Ниже монастыря находится святой источник Петра и Февронии.

Адрес: 602200, Владимирская обл., г. Муром, Июльский пер., 1а. (Продолжением улицы Ленина является мост через овраг, перейдя который нужно после стадиона повернуть направо.)

Время работы: Богослужения. По будням литургия – в 7.00, по праздникам и воскресным дням часы – в 7.30. Вечернее богослужение – в 16.00.

Подробнее...

Благовещенский мужской монастырь (Муром)[править | править код]

Подробнее...

Спасо-Преображенский монастырь (Муром)[править | править код]

Подробнее...

Храмы[править | править код]

Перед революцией в Муроме было 15 приходских храмов (не считая монастырских). Осталось 7, из которых действуют 4.

Николо-Набережная церковь

Николо-Набережная церковь (Муром)[править | править код]

Была построена в 1700-1717 гг. на месте деревянной церкви Илии Пророка. Это место – на холме над Окой, в Мережной слободе, где жили рыбаки. Храм ухоженный, ведь в нём покоятся мощи почитаемой всей Россией праведной Иулиании Лазаревской. Внизу под храмом находится святой источник свт. Николая.

Церковь Космы и Дамиана[править | править код]

По преданию, была построена на месте, где 10 дней в 1552 г. стоял шатёр Иоанна Грозного, откуда царь наблюдал за переправой через Оку войск, идущих на Казань. Скорее всего, архитектором храма был Постник Яковлев, построивший храм Василия Блаженного в Москве. Верх церкви обрушился в 1868 г., с тех пор она не восстанавливалась.

Что бы найти Космодемьянскую церковь достаточно один раз увидеть схему Мурома, церковь находится на набережной Оки, в квартале от Спасского монастыря.

Проезд из Москвы[править | править код]

С Казанского вокзала Москвы в г.Муром – около 20 поездов в сутки. Время в пути – в среднем 4,5 ч. Удобных – утренних – нет, только ночные и дневные.

С Центрального автовокзала Москвы в г.Муром 2-3 рейса в день. В пути – 5-6 ч. Или до Владимира, оттуда 7 рейсов в день, 3 ч пути.

На машине по М7, после Владимира – Р72 (через Судогду). 318 км, 4 ч 50 мин пути.

Прочая информация[править | править код]

Куда дальше из Мурома[править | править код]

Вокзалы Мурома

Автостанция (напротив гостиницы Мурома «Русь»): (49234) 3-24-65.

Ж/д вокзал: (49234) 9-23-00.

Владимир

7 автобусных рейсов в день, 3 ч в пути.

Нижний Новгород

3 автобусных рейса в день, 4 ч в пути.

На машине по Р125 156 км, 2 ч пути.

Гороховец

3 автобусных рейса в день (на Нижний).

На машине по Р76 до М7, затем 8 км по М7 в сторону Нижнего.