Свято–Троицкий собор (Моршанск)
Собо́р Тро́ицы Живонача́льной (Тро́ицкий собо́р) — второй кафедральный собор Мичуринской и Моршанской епархии Русской православной церкви, главный православный храм города Моршанска Тамбовской области.
История[править | править код]
История храма началась 5 декабря 1830 года, когда был утвержден проект строительства храма императором Николаем I, который сделал приписку «Выше Исакия не строить». Автор проекта Моршанского Свято-Троицкого собора неизвестен до сих пор, но подобный храм стоит в Петербурге — это Преображенский собор.
Ранее, 13 августа 1826 года, Епископ Тамбовский и Шацкий Афанасий дал благословение на строительство в Моршанске собора. По указу Тамбовской Духовной консистории за №409 главе города Дорофею Федоровичу Кожину была выдана книга для сбора добровольных подаяний на постройку в Моршанске каменного соборного храма.
В течение нескольких лет шли сборы средств на строительство нового храма. В них принимали участие все жители Моршанского уезда.
К 9 апреля 1836 года было собрано 296 тысяч 127 рублей 75 копеек, а 10 июня того же года с благословения Преосвященнейшего Арсения приступили к постройке храма во имя святой Единосущной Животворящей Троицы. Это был крестово-купольный собор, основой которого служил массивный куб, оформленный с трех сторон шестиколонными портиками с треугольными фронтонами.
Сначала постройка храма шла под усмотрением особо на то утвержденного комитета, а потом под наблюдением выбираемых из граждан попечителей под непосредственным надзором местного протоиерея А. Я. Воскресенского и губернского архитектора Шубина.
Здание воздвигалось быстро. За короткий период было уложено 7200000 штук кирпича и 11934 штук белого камня плитами, а между тем, надо отметить, собор не возвышался и на половину высоты, предусмотренной по проекту. Громадность здания, не доведенного и до половины, поражала всех. Так было до 1841 года.
Однако собранные на строительство храма средства истощились, а новых поступлений не было. Работы на соборе прекратились.
В 1842 году на постройке храма было занято всего 45 человек.
В следующем году утверждается новый добровольный сбор — торговая пошлина: с хлеба, сала и гречихи. Но, к сожалению, средства поступали очень медленно. После 1841 года работы на соборе растянулись на целых 15 лет.
В процессе стройки возникало немало проблем, но самой существенной, пожалуй, стала задача по приданию надежности внутренним подкупольным столбам. Под тяжестью массивного барабана они стали проседать, что могло привести к разрушению здания. Строительство храма временно приостановили. Решить задачу, не подвергая собор разборке, помогла смекалка крестьянина Степана Люлина. Он предложил единственно верное техническое решение. Оно заключалось в следующем… По совету С. Люлина столбы и своды храма были закреплены металлической обвязкой. Конструкция удалась на славу. Приостановленные на соборе работы продолжились.
Наконец, когда строительство храма было близко к завершению, начались отделочные работы и устройство собора изнутри. После штукатурки стен и покраски деревянных и металлических деталей здания были установлены иконостасы. Главный иконостас представлял пятиярусное сооружение. Придельные иконостасы были трехъярусными. Их изготовление было доверено московским мастерам.
24 ноября 1857 года храм был отстроен и освящен Преосвященнейшим Епископом Тамбовским и Шацким Макарием.
Средний — главный престол Собора был освящен во имя Святой Нераздельной и Животворящей Троицы. Правый в честь иконы Казанской Божией Матери. Его освящение состоялось на следующий день, т. е. 25 ноября. Днем позже — 26 ноября, был освящен левый придел храма в честь святого благоверного князя Александра Невского.
Освещение создавало великолепное паникадило в 60 пудов весом, с 52-мя серебряными подвесками, работы московского мастера Манарухина. Вокруг главного купола были устроены хоры с высокою чугунною бронзированною балюстрадой. Пол храма был сначала выложен белыми каменными плитами, окрашен масляною краскою, а потом харьковской метлахской плиткой.
Храм был теплый — отопление было калориферное из подвала, где находились три печи (амосовских), построенные усердием бывшего старосты и председателя попечительного комитета Емельяна Захаровича Платицына. Солея пред иконостасом возвышена на 1 аршин 1 четверть с выдающимся амвоном, клиросы помещаются на солее. Они окружены чугунными бронзированными балюстрадами. Есть клиросы и отдельно от солеи около передних сторон задних столбов, поддерживающих свод собора. Внутренние стены всего храма, кроме алтаря внизу по окна и вверху между 1-м и 2-м карнизами отделаны под синий мрамор, а средняя часть — под белый, усердием бывшего старосты церковного Николая Афанасьевича Юсова. В куполах и алтаре до 1879 г. стены были выбелены, а в следующем году расписаны священными изображениями (масляными красками) и картинами под руководством Московского художника Потапова, за счет церковного попечительства, а частично — на средства церкви. Иконостас в главном алтаре устроен усердием купца Максима Косьмича Платицына. В приделах правом — Казанском — почетным гражданином Гавриилом Ивановичем Котельниковым, левом -Александро-Невском — почетным гражданином Александром Михайловичем Серебряковым. На собственные их средства. В главной части главного алтаря была помещена громадная икона «Снятие со креста» с деревянной золоченой и украшенной резьбой раме. Все три иконостаса были нового устройства с колоннами, фон их позлащенный. Иконы Московской художественной живописи. Рамы на иконах — резные, золоченые, московской работы. Царские врата столярной работы с прозрачною резьбой, вверху полукруглые, рамы вызолочены на мордан, а резьба на полимент. Особенно замечательные иконы, которые находились раньше в соборе: Божией Матери «Достойно есть», жертвованная соборным прихожанином, мещанином Василием Быковым; «Иверской Божьей Матери в серебро — позлащенной ризе, написанная на Афонской горе, а доставлена моршанским купцом Николаем Гасановичем Синевым; «Казанской Божьей Матери». Жертвована эта икона строителем иконостаса, почетным гражданином Гавриилом Ивановичем Котельниковым; «Святителя Николая Чудотворца» в серебряной, позлащенной — ризе. Жертвована была бывшим старостою собора Николаем Афанасьевичем Юсовым. Особо следует рассказать о Святом кресте Троицкого собора, кoторый был поистине уникален. В Святом кресте находился огромный мощевик. В нем были собраны 83 частицы Святых мощей. Огромную силу представляют мощи святого Пророка Даниила, святых Евангелистов Матфея, Марка, Луки, святого Иакова брата Господня, святого Андрея Первозванного, святого архидиакона Стефана, святых Апостолов Фомы, Тимофея, Варнавы, Анисима, Карпа, святого царя Константина, святого князя Александра Невского, святых святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других.
8 августа 1916 года собор посетил государь-император Николай Александрович, его брат, великий князь Михаил Александрович, князь А.С.Долгоруков и многочисленная свита.
По окончании службы император высказал духовенству и мирянам свое всемилостивейшее одобрение и восхищение и добавил: «Не ожидал я в российской глубинке встретить такой чудесный столичный храм. Если бы мог, то забрал бы его с собой в Петербург».
А два дня спустя в Свято-Троицком соборе горожане встречали его дядю — главнокомандующего войсками великого князя Сергея Александровича. Когда после службы настоятель по дошел к нему с крестом для благословения, князь поцеловал крест несколько раз и произнес: «Чуден собор ваш!».
Позднее в Свято-Троицком соборе на собранные народом деньги была установлена мраморная плита, гласившая, что храм, построенный с соизволения императора Николая I, удостоен посещения государя-императора Николая П.
В 1917 г. проводился в соборе последний капитальный ремонт.
В 1920 г. собору было суждено быть кафедральным и первым Епископом Моршанской кафедры был Иоанн Моршанский.
Богослужение в соборе продолжалось регулярно до 1931 г. С 1931 года богослужения совершались только по праздникам. В 1937 году собор был закрыт под нажимом власти.
В 1939 году «Союз воинствующих безбожников» подвергает храм разрушению и осквернению. Были уничтожены или проданы бесследно бесценные иконы, книги, утварь. Малую толику икон и книг спас Моршанский краеведческий музей.
Предполагалось закончить полный снос в 1940 г. В 1940 г. собору нашли новое применение: в храме и его подвалах были размещены склады. 12 декабря 1971 года в областной газете «Комсомольское знамя» была опубликована статья доктора архитектуры В. И. Пилявского о необходимости сохранения этого редкого храма. В 1971 г. в Тамбовский облисполком поступила просьба выделить средства на восстановление собора. Реставрация храма началась городским отделом культуры в 1978 году. Троицкий собор частично восстановили. Работы велись реставрационным участком под руководством Л. Н. Фролова.
Пожар 1987 года уничтожил плоды десятой по счету реставрации собора. После пожара реставрационные работы в Свято-Троицком соборе продолжались отделом культуры Моршанского горисполкома до 1 мая 1990 года.
21 февраля 1990 года Тамбовским областным Советом народных депутатов было принято решение: «О передаче религиозной общине Русской Православной церкви г. Моршанска здания Троицкого собора, памятника истории и культуры республиканского значения».
15 апреля 1990 года был заключен договор: «О передаче в пользование православной общины г. Моршанска, здания Троицкого собора, являющегося памятником архитектуры XIX века».
16 мая 1990 года принято решение Моршанского городского Совета народных депутатов: «О передаче здания Троицкого собора на баланс православной общины с баланса отдела культуры горисполкома».
В 1995 году архиепископу Тамбовскому и Мичуринскому Евгению, было направлено прошение от православных верующих Троицкого собора с просьбой на утверждение и благословение религиозной общины Русской Православной церкви.
Регулярные богослужения возобновились 7 апреля 1996 года.
9 августа 1998 года в Свято – Троицком соборе города Моршанска Божественную литургию совершал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святейшему Владыке сослужили митрополит Новгородский Николай, архиепископ Ульяновский Прокл, архиепископ Владимирский Евгений, архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений.
Его Святейшество Алексий II подарил Свято-Троицкому собору икону Святителя Питирима — первого епископа земли Тамбовской, с частицей его мощей.
Современное состояние[править | править код]
Святыни[править | править код]
Престольные праздники[править | править код]
День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи
Как добраться[править | править код]
Паломнику[править | править код]
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Свято-Троицкий собор г. Моршанска